Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды4 мая 2009 20:47

На чем прокололся Штирлиц: новая версия «Семнадцати мгновений весны»

Обсуждаем с читателями новый-старый сериал и его [ляпы]

ЗАЦЕПИЛО:

А вас, Штирлиц, я попрошу за книжкой-раскраской!..

Радуйтесь все, не страдающие дальтонизмом! Телеканал «Россия» приготовил вам многосерийный сюрпри-и-и-з! Хотя дальтоникам, пожалуй, повезло больше: им не дано в полной мере увидеть новую версию картины про Штирлица, которую колоризировали, то есть перевели из черно-белой в цветную.

Какими чувствами при этом должны проникнуться зрители? Восторгом и восхищением? Радостью необычного восприятия старой доброй киношки? Я вот после первых же кадров испытал недоумение. Нет, дело даже не в прыгающем цвете и плохо прорисованных деталях, когда, например, красные повязки фашистов при смене ракурса превращаются в серые. И не в общих блеклых тонах - как будто пленка выцвела. Если это художественный прием такой – типа снято почти 40 лет назад, то для молодых, для которых якобы и произведена эта раскраска, подобная замануха бессмысленна. Если же технологический дефект, то замысел тем более непонятен.

Но, главное, зачем это было сделано? В чем, так сказать, смысл перекраски? Нам говорят: в начале 70-х, когда снимались «Семнадцать мгновений весны», на цветную пленку не было денег, потому-де экономили… Позвольте не поверить: во-первых, именно в эти годы страна буквально купалась в нефтяных деньгах и, во-вторых, кто бы стал экономить на сериале, который снимался если не по прямому заказу, то при очень активном содействии КГБ? Нет, это стиль был такой – о войне в черно-белых тонах. А тут раз – и стиля нет…

Современные технологии позволяют очень многое: превратить черно-белый фильм в цветной, немое кино сделать звуковым. Вот Чарли Чаплина не так давно озвучили. Но опять же, зачем? Ведь художественный язык Чаплина – это язык «великого немого». Ну давайте покрасим свежими красками «Троицу» Андрея Рублева. Например, гуашью. А то «Троица» от времени малость яркость потеряла…Или построим новый Акрополь в Афинах – старый какой-то сильно разрушенный. Техника-то позволяет: пару автокранов подогнали, готовые панели подвезли – и раз, новый Акрополь!..

Почему люди смотрят эти фильмы по много раз (я сам смотрел «Семнадцать мгновений» раз 25, наверное)? Сюжет все прекрасно знают, каждую реплику героев могут повторить наизусть. Чего тогда, спрашивается, время тратить? Не потому ли, что для зрителей такое ретро - это их молодость, юность, детство? А тут у них молодость взяли и перекрасили…

Как тут не станешь подозревать организаторов это акции в не самом хорошем. А именно: оседлать классику и срубить на ней деньжат по-легкому, то есть получить некий результат, вкладывая в кино не талант, а сугубо технические достижения последнего времени. Или не хватает творческого запала и ума, чтобы сделать что-то своё? Три первых майских дня сидел дома, переключал телевизор. Ни одной хоть чем-то запомнившейся премьеры – всё те же «Покровские ворота», «Ларец Марии Медичи» и т.д., то есть фильмы, снятые в 70-80-е годы прошлого века. Дальше – пустота…

Хорошо хоть не стали переводить в цвет документальные кадры – хронику из советских и зарубежных архивов. Хорошо и то, что заручились согласием на перекраску режиссера Татьяны Лиозновой. Сложней с теми старыми и любимыми картинами, создателей которых уже нет. Как Леонида Быкова, например. Это я к тому, что теперь с некоторым трепетом жду раскрашенный и обещанный к показу на Первом канале фильм «В бой идут одни старики».

Эх, смуглянка-молдаванка!..

ЛЯПЫ новой версии…

1. В титрах первой серии исполнителем роли Бормана значится Юрий ВизборГ.

Комментарий редакции: это явная опечатка! Несомненный ляп «реаниматоров» Штирлица.

2. В февральском Берлине на деревьях - зеленая листва!

Комментарий редакции: нашим корреспондентам доводилось бывать в Берлине в конце февраля. И листья на деревьях довольно часто зеленели! Так что такое вполне могло быть, если погода благоприятствовала.

3. У генерала фон Крюге лампасы серые, а должны быть красными.

Комментарий редакции: действительно, генеральские лампасы должны быть алыми или малиновыми. Так что, возможно, это ляп колорирования. А может, он возник из-за того, что краски специально сделали приглушенными? Не беремся судить.

На самом деле и культовый фильм Татьяны Лиозновой не был лишен исторических погрешностей (что совершенно не умаляет его значимости). Вот, например, какую подборку ляпов приводит у себя в интернет-дневнике Elephant_Talk:

«В поездке с пастором Шлагом Штирлиц слушает песню «Милорд» в исполнении Эдит Пиаф. Однако песня эта была написана лишь в 1959 году.

На вопрос «страхового агента», где была заключена страховка, Кэт отвечает: «На углу Курфюрстендамм и Кантштрассе». На самом деле эти улицы параллельны друг другу.

В сцене, где Штирлиц спит в машине, в заднее стекло видно, как проезжает советский грузовик «ЗИЛ-130», производимый с 1962 года.

На правых рукавах мундиров Мюллера и Штирлица присутствуют нашивки в виде тонкого шеврона. Это отличительный знак «старых борцов», вступивших в НСДАП до ее прихода к власти в 1933 году. Штирлиц имел право на такую нашивку, однако Мюллер вступил в партию только 31 мая 1939 года.

Читайте также: "Семнадцать мгновений весны" раскрашивали вручную

МНЕНИЯ

ЗА

Надо ли «старикам» молодиться?

«Семнадцать мгновений...» я смотрела не меньше двадцати раз. Примерно столько же - «В бой идут одни «старики». Несколько раз пыталась заманить к экрану свою дочь: посмотри, детка, пока все не превратилось в прах, это же шедевры советского кино! Ее интереса хватило минут на пять, после чего она начала бурчать: «Ой, мам, ну как это смотреть? Ничего же не разберешь. Все серо-буро-малиновое». Насчет «малинового» она, конечно, погорячилась, а вот невнятного серого там было хоть отбавляй. А что делать?! Все это снималось очень давно, технические возможности по сравнению с нынешним днем равнялись нулю и были скорее «невозможностями», хоть и компенсировались с лихвой огромным талантом режиссеров и актеров. И не надо говорить, что черно-белые фильмы - это так здорово и стильно! Мы сейчас не о капризах современных пресыщенных фотохудожников говорим. Мэтры ушедшей эпохи снимали такое кино не из соображений стиля, а «по бедности» - вариантов-то не было. Согласитесь, что фильмы смотрят прежде всего ради смысла и удовольствия, и если люди постарше привыкли «додумывать» черно-белую картинку (ну какого, например, цвета была кофточка на жене Штирлица), то детей, воспитанных на комиксах, под расстрелом не заставишь вглядываться в «стильную» черно-белую кашу. Ну не- интересно им это.

Так что я за «раскрашивание» старого хорошего кино! Раскрашивайте на здоровье, ставьте его в прайм, и оно легко забьет по рейтингам все попугайские сериалы!

Анна БАЛУЕВА

ПРОТИВ

У меня была отличная детская фотография - трогательная, черно-белая. Из нее решено было сделать парадный портрет. Снимок отнесли в ателье и отдали дяденьке-фотографу. Помню свое недетское разочарование, когда я увидела, что получилось. Мне сделали зеленые глаза, которые на самом деле карие, и вульгарно-алые губы. А букет астр в руках раскрасили так, что они стали похожи на искусственные. Но самое главное - исчезла изюминка. Ведь очарование черно-белых картинок - в недосказанности, в игре полутонов, в легкой затуманенности изображения...

«Семнадцать мгновений весны» и «В бой идут одни «старики» раскрашены по-акварельному деликатно, без резких контрастов, без вульгарных оттенков. С моей опороченной детской фоткой такую работу не сравнить. Но чувства возникают при этом одинаковые. Зачем это вообще сделали? Зачем заменили игру полутонов, флер недосказанности, затуманенность изображения на цветовую конкретику? Фактически это другие фильмы, и эффект их восприятия другой. Как вы думаете, почему режиссер Джоэл Коэн переводил картину «Человек, которого не было» (действие происходит в 49-м году) с цветного негатива на черно-белую пленку? Для того чтобы передать ощущение эпохи. А у нас в случае с культовыми фильмами о войне это ощущение отобрали. Да, мы теперь знаем, какого цвета было пальто у Штирлица. И что нам это дает?

Лидия ПАВЛЕНКО

МНЕНИЯ АКТЕРОВ

Олег ТАБАКОВ, сыграл Вальтера Шелленберга:

- Я в понедельник фильм не смотрел. У меня нет интереса. Но интервью с Татьяной Лиозновой говорит о том, что она приняла цветную версию. Все остальное не имеет никакого значения. Я, как участник этого фильма, любящий Татьяну Лиознову, считаю, что ее точка зрения и есть правильная.

***

Дочь сыгравшего главную роль в «Семнадцати мгновениях весны» Вячеслава ТИХОНОВА Анна рассказала нам, что Вячеслав Васильевич фильм смотрел. Но свое впечатление пообещал высказать после окончания сериала.

Анастасия ПЛЕШАКОВА

Чапаев Золотая лихорадка (с Чарли Чаплиным - озвучить) Броненосец Потемкин Летят журавли Гарри Поттер (сделать черно-белым) Ваш вариант? (пишите в комментариях)

Результаты Опроса

МНЕНИЕ УЧЕНОГО

Психолог и физиолог, кандидат медицинских наук Андрей ГРИШАЕВ: Это совсем другой фильм. И он понравится умным мужчинам

- Цветной фильм люди, конечно же, воспримут иначе, чем такой же, но черно-белый. В первую очередь хотя бы потому, что в человеческом глазу имеется два вида рецепторов: палочки и колбочки. Первые отвечают за оттенки серого, благодаря вторым мы ощущаем весь спектр. И существует гипотеза, что и мозг в ответ включает разные области. При черно-белой гамме - в первую очередь те, которые связаны с логикой и концентрацией внимания. Поэтому на цвет мы реагируем более активно и эмоционально.

К тому же разнообразие тонов дает больше элементов для подсознательного анализа. И требует, по крайней мере у взрослых, повышенных умственных усилий для восприятия. Его появление может кого-то и раздражать. Это свидетельствует о том, что мозг не желает «перенапрягаться», отвлекаясь на детали. Но у высокоинтеллектуальных людей такие проблемы вряд ли возникнут.

И еще: есть данные, что мужчины и женщины из-за физиологических особенностей их зрительных органов обладают разным цветовосприятием. И разным цветопредпочтением. Сильному полу больше нравятся красный, зеленый и фиолетовый цвета. Слабому - желтый, голубой и пурпурный.

В раскрашенном фильме на первый взгляд доминирует «мужская» гамма. И похоже, что мужчины отнесутся более благосклонно к эксперименту с «цветным Штирлицем».

«Cемнадцать мгновений весны», среда - пятница, вечер, Россия.

ВОПРОС ДНЯ

Как вам «раскрашенный» Штирлиц?

Леонид БРОНЕВОЙ, актер, сыграл в «Семнадцати мгновениях весны» Мюллера:

- Я сам не видел, но видела жена. С точки зрения внешней красоты цвет всегда дает красивость. На цветном фоне черно-белые документальные кадры будут еще ярче. Но у моей жены есть два серьезных замечания. Первое: если раньше были очень хорошие, крупные титры и все могли спокойно их воспринимать, то теперь они сделаны так, что прочесть их невозможно. И второе: в фильме важный момент - характеристики на Гитлера, Геринга и прочих, которые появлялись сначала на немецком языке и тут же плавно превращались в русские буквы. Человек, слушая, мог своими глазами еще и прочесть. Сейчас это невозможно. В фильме сделали характеристики только на немецком языке, мелкими буквами.

Александр ПРОХАНОВ, главный редактор газеты «Завтра»:

- «Семнадцать мгновений» - икона советского кинематографа. И раскрасить ее - это как перекрасить «Святую Троицу» Рублева. Возможно, кому-то икона покажется после переделки еще красивее, но произведение будет испорчено... Эти люди из самых добрых соображений готовы перекрасить Кремлевскую стену в синий, Мавзолей - в желтый... Они так относятся к нашей истории. Бог им судья.

Владимир СОЛОВЬЕВ, телеведущий:

- Тут вопрос в другом: не вредят ли новые цвета концепции фильма, идее его создателей? Не забывайте, что во время съемок «Мгновений» цветное кино уже было. И никому не придет идея раскрасить, например, фильм с Джонни Деппом «Мертвец»... Хотя лично на мой невзыскательный вкус все в порядке.

Лев ДУРОВ, актер, сыграл в «Семнадцати мгновениях весны» роль провокатора Клауса:

- Я не стал смотреть весь фильм - посмотрел только кусочек. Угробили картину. Получились цветные картинки, розовые щечки, какое-то монпансье. Лишили фильм документальности. Это был художественный прием - намек на документальность, в который зритель верил, особенно в сценах, где даются характеристики на вождей рейха. Эта иллюзия улетучилась, ради чего - непонятно.

Михаил ЛЮБИМОВ, ветеран разведки, писатель:

- Народ любит этот фильм. Но молодое поколение привыкло к цветным картинам. Так что от раскрашивания это произведение только выиграло. И это хорошее начинание. Я бы, кстати, многие наши старые фильмы раскрасил - чем мы хуже Голливуда?

Игорь МАСЛЕННИКОВ, кинорежиссер, Санкт-Петербург:

- Не вижу в этом ничего дурного. Это же не ранние картины Германа или «Андрей Рублев», которые и были сняты в совершенно другой эстетике. «Семнадцать мгновений» - приключенческий сериал. Цвет ему абсолютно не помешает. К тому же, насколько я знаю, режиссер Татьяна Лиознова тоже не против раскрашивания.

Анатолий ГРИБАНОВ, представитель Союза ветеранов военной разведки Калининградской области:

- Этот фильм - учебник для наших специалистов. Смотреть на картинки этого учебника в цвете, а не в черно-белых тонах, - огромное удовольствие!

Дарья, читательница сайта KP.RU, Москва:

- Хороший фильм ничем не испортишь.

А вы что думаете?

Ждем ваших откликов!