Премия Рунета-2020
Иркутск
+7°
Boom metrics

Иркутск в 1941: "идет вперед стахановское племя"

На производстве царит жесткая, военная дисциплина
Работница Иркутского хлебозавода Богданова овладела профессией электромонтера.Фото из газеты "Восточно-Сибирская правда" 1941 год.

Работница Иркутского хлебозавода Богданова овладела профессией электромонтера.Фото из газеты "Восточно-Сибирская правда" 1941 год.

Все было подчинено нуждам фронта. Опаздывающих и прогульщиков судили по законам военного времени, а передовые бригады проводили на рабочем месте по 35 часов. По-другому было нельзя, и это все понимали. На предприятиях Иркутска люди дневали и ночевали. Так, газетная хроника тех лет сообщает: «Рабочие ИЗТМ Лысенко, Сергеев, Молчанов, Копченко стали многостаночниками, управляли одновременно двумя, а то и пятью станками. Слесарь депо Шитов выполнил свыше четырех норм. Рабочий Завода имени Сталина, член ВЛКСМ Азоровский, выполняя важный заказ, работал шесть смен, не выходя из цеха. Образцы стахановского труда давал Авдеенко. Он, чтобы закончить срочное задание, работал четыре смены без отдыха».

- Наш народ хотел жить мирно, но враг навязал нам войну, - заявлял дежурный электрик Иркутской электрической станции Басурманов. – Призываю коллектив машинно-котельного цеха улучшить свою работу, увеличить число стахановцев и освоить смежные профессии, чтобы заменить товарища, ушедшего на фронт. Я обязуюсь стать турбинным машинистом.

Слесарь механического цеха Михаил Иванов не отходил от станка двое суток, пока не выполнил поручение. А придя домой, отдохнул всего четыре часа и снова явился в цех растачивать деталь.

«Вся комсомольско-молодежная смена механического цеха выполнила свои задания на 200%. Хорошо работает молодежная смена в прокатном цехе. Здесь восемь человек выпускают столько же продукции, сколько до войны давали 24 человека», - писала 27 сентября 1941 года о работе Иркутского завода тяжелого машиностроения газета «Правда».

Благодаря самоотверженному труду иркутян за год войны один только Завод имени Куйбышева снизил себестоимость готовой продукции на 8 %, дал государству свыше миллиона рублей экономии.

Стахановка Моисеева.Фото из газеты "Восточно-Сибирская правда" 1941 год.

Стахановка Моисеева.Фото из газеты "Восточно-Сибирская правда" 1941 год.

Подвиг женских бригад

Женщины не отставали от мужчин: оставляя дома детей, точно так же трудились по несколько смен подряд. Ведь мужей, ушедших на фронт, надо было заменять.

Так, бригадир-инструктор слюдяного завода Галимова организовала обучение молодых девушек, помогла им освоить новые тяжелые профессии. А работницы Иркутской трикотажной фабрики обязались ежедневно выпускать сверх плана продукции на 1,5 тыс. рублей.

«Будем работать с утроенной энергией, работать производительно как никогда» – цитировали в газете слова станочницы Сергеевой.

На Иркутском хлебокомбинате № 1 женщины тоже обязались выполнять норму еще и за тех, кто ушел воевать.

«В ответ на варварское нападение немцев мы все вступаем в оборонные кружки, - писали коллективное письмо работницы Иркутского хлебокомбината. – Мы займем на производстве посты своих товарищей, ушедших в ряды Красной армии, чтобы не допустить ущерба в снабжении населения хлебом».

Стахановки Радостева, Богова, Баснина, Гусельникова за смену выполняли план на 180 % и более.

- Наши бригады и так работали хорошо, – говорила начальница цеха щипки Ламбарская. – Но сейчас все приходят на 20 минут раньше. Полугодовой план бригада закончила за пять месяцев. До войны производственную программу выполняли на 133 % в месяц, а сейчас в день даем 129 %.

Е.А. Назарова, стахановка трикотажной фабрики «Пролетарий», жена красноармейца.Фото из газеты "Восточно-Сибирская правда" 1941 год.

Е.А. Назарова, стахановка трикотажной фабрики «Пролетарий», жена красноармейца.Фото из газеты "Восточно-Сибирская правда" 1941 год.

Комсомольцы-добровольцы

Наравне со взрослыми работали и подростки. За одну смену 15 - 17-летние ребята должны были сделать 25 донышек к авиабомбам. Тот, кто успевал выточить 27 штук, мог получить дополнительный паек – полкило рыбы или 200 граммов масла.

На обычных, не оборонных, фабриках, доппаек не выдавали, а хлеба только 400 граммов. Но люди работали.

- Уставшие, полуголодные и плохо одетые, мы стояли у станков, - вспоминала бывшая работница Иркутской обувной фабрики № 1 Екатерина Татаринцева. – Несмотря на головокружение, тошноту и постоянное желание есть, необходимо было сделать за смену 1000 пар обуви для солдат

А В ЭТО ВРЕМЯ

Одной из героинь труда в 1941 году стала 18-летняя комсомолка Гутя Лохова. Вместе с подругами по шаблонному цеху слюдяного завода она за полгода выполнила двухгодичный план, а за три последних месяца, работая на новом сложном процессе, сэкономила слюды на 7230 рублей.

- Когда я пришла работать на фабрику, меня встретили как родную, - рассказывала Гутя корреспонденту «Восточно-Сибирской правды». – Я так старалась, что норму выполнила уже через восемь дней работы.

Она придумала, как надо перестроить процесс обработки слюды, чтобы повысить производительность: более тонкую работу, требующую наибольшей внимательности, перенесла на утро, процесс, при котором необходим хороший свет – на полдень, а заканчивала рабочий день трудоемкой и монотонной работой. Благодаря такой организации труда, план октября выполнила на 129 %, ноября – на 176 %, а в декабре подошла к 200 %.

Литература

«Восточно-Сибирская правда», 1941 год.

Рост завода за три года Великой Отечественной войны//Фонды музея завода им. В.В. Куйбышева.

Кузнецов И.И. «Восточная Сибирь в годы Великой Отечественной войны». - Иркутск, 1974.

Иркутская область в 1941–1945 гг.: Единство фронта и тыла. Материалы научно-практической студенческой конференции. – Иркутск. БГУЭП, 2010.

Гольдфарб С.И. «Моя Иркутская область». - Иркутск, 2007.