Премия Рунета-2020
Иркутск
+3°
Boom metrics
Общество4 июня 2015 10:10

Китайские теплицы под Иркутском: отравленная земля больше непригодна для сельского хозяйства

Но местным собственникам легче сдавать гектары, чем работать самим
Китайских теплиц больше всего в Иркутском районе

Китайских теплиц больше всего в Иркутском районе

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Некогда бесхозные земли Иркутского района прочно заняли китайцы, вытеснив местных фермеров и предпринимателей. Есть ли способ все исправить?

- Нихао! - бодро приветствуют гостей рабочие теплиц под селом Хомутово, что в 20 километрах от Иркутска.

Трудовой день у них начинается ни свет ни заря. Машины тоннами забирают урожай на оптовые базы, с которых овощи расходятся по супермаркетам, магазинам и рынкам. Мы приехали вместе с земельными инспекторами на очередную плановую проверку. Иностранных рабочих подозревают в злоупотреблении химикатами и загрязнении почвы.

Хомутовские огурчики вся Иркутская область знает - про эти теплицы репортажей снято и статей написано десятки. Стоят они в полях года с 2006-го. Но сейчас власти порядком прижали, не дают использовать труд китайцев-нелегалов.

Пока гуляем с инспекторами по огуречной плантации, интересуюсь: а что, местные фермеры или администрация не выращивают здесь пшеницу, корма для скотины, на худой конец? Ведь сади - не хочу, да и дополнительные рабочие места опять же.

- Да денег нет у людей! Пока такое поле вспашешь - разоришься. Технику нанять надо, солярку залить, - рассказывает, собирая землю в мешочки для проб, госинспектор по земельному надзору Татьяна Машанина. - По области фермеров совсем мало осталось. Свободное место и заняли иностранные предприниматели.

Как это обычно бывает, у медали две стороны: есть иностранцы - земля пропадает от химикатов, нет - земля пропадает без внимания. А по уму за нее взяться желающих пока не нашлось.

Чтобы огурцы и помидоры росли быстрее, теплицы отапливают углем

Чтобы огурцы и помидоры росли быстрее, теплицы отапливают углем

Фото: Татьяна ЛУНГУ

Теплицы огромные: каждая метров 300 в длину и 1000 квадратов площадью. Внутри - красивые, ровные ряды огурчиков. За один раз мы с госинспекторами успели обойти 20 помещений. От входа внутрь тянутся трубы - с их помощью рассаду греют углем. Температура +35…+40. Жарко, как в бане, хоть с березовым веничком наперевес заходи. В одной из «парных» дым стоит такой, что через минуту кружится голова. Да и запах не самый приятный. Это что - химикаты?

- Все хорошо, ничем не поливаем. Это вода испаряется, - щебечет на ломаном, но понятном русском завтеплицей, по-русски назвавшаяся Катя. - Вот огурцы большие, вот маленькие - как домашние. Вкусные. Пробуйте.

- Сорт-то как называется? - интересуюсь невзначай, помахивая записной книжкой перед носом, чтобы не грохнуться в обморок от испарений.

- А? Я по-русски только «я тебя люблю» знаю, - вдруг потеряла свои способности к языку девушка.

Дело в том, что семена у них свои, и удобрения тоже, в России запрещенные. А вот в продажу овощи поступают с этикетками «Сделано в Ангарске». Или в Хомутово.

Откуда землица?

Началось все после развала колхозов в конце 90-х. Огромные поля оказались никому не нужны, получить 10 га тогда не смог только ленивый. Но лишь единицы открыли крестьянско-фермерские хозяйства и начали зарабатывать на своей земле. Большинство угодий годами простаивало. Плодородные зарастали бурьяном. Поначалу горе-агрономы просто сдавали землю наемникам из Поднебесной, не особо интересуясь, чем они там занимаются. По факту получается, что хозяева у угодий-то есть, а на деле используют они их с огромными нарушениями, по принципу «после нас хоть потоп». А пару лет назад и китайцы, осевшие в Иркутской области и получившие гражданство, начали гектары выкупать.

Огурцы и помидоры, которые росли в этих теплицах, на рынке продавались значительно дешевле остальных: по 40 рублей за кило вместо 70. Иркутяне радовались: вот, мол, здоровая конкуренция, огурчики свежие почти круглый год. А жители Хомутова взбунтовались.

- К их овощам местные близко не подходят. Чего туда напичкали, непонятно, - возмущается Юлия Рулева (ее дом в 200 метрах от теплиц). - Работают круглосуточно, топят теплицы, что дышать нечем. От дыма остается ужасный осадок на окнах - можно мыть хоть каждый день.

Последние годы китайцев трясут проверками ежемесячно. Пряников не раздают - только огромные штрафы.

- При проверке постоянно выявляются многочисленные нарушения, - говорит Галина Защепина, заместитель начальника отдела по надзору за безопасным обращением с пестицидами и химикатами Россельхознадзора Иркутской области. - Например, складирование на плодородном слое земли отходов - угля, шлака, старых опилок. В парниках установлено превышение нитратного азота в почве. Перед применением агрохимикатов никакого обследования почвы не проводилось. По словам арендатора, агронома среди его сотрудников нет, поэтому удобрения они сыпали на глазок. Также на территории находится склад для хранения пестицидов и агрохимикатов. Никакого разрешения на него не имеется, доступ в склад свободный.

Каждый год инспекторы изымают от 300 до 800 килограммов химикатов

Каждый год инспекторы изымают от 300 до 800 килограммов химикатов

Фото: Татьяна ЛУНГУ

Бомба замедленного действия

Читатели-фаталисты могут сказать: ну кто сейчас из уважающих себя фермеров для урожайности не прыснет на овощ гадости? Все грешат. Да только в России есть разрешенный список препаратов для удобрения почвы и растений, а какие используют рабочие теплиц Хомутова, неизвестно. Поэтому участки, оставленные китайскими предпринимателями, никто окультуривать больше не хочет. За здоровье свое боятся.

- Конечно, было бы лучше вывести эти площади из-под пользования граждан Китая, но федеральное земельное законодательство нам этого не позволяет, - раскрывает тонкости юрист отдела правообеспечения и земельных отношений Министерства сельского хозяйства Иркутской области Семен Казанцев. - Нельзя же прийти и сказать, что у тебя на участке огурцы с пестицидами, поэтому мы его забираем. Собственник тут же в суд подаст за нарушение конституционных прав. Единственный способ борьбы, который мы видим, - это привлечение арендаторов и собственников к уголовной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность. Они не платят налогов, работники там все неофициально зарплату получают.

Круг замыкается: бесхозная земля побыла в недобросовестных руках, дала, что могла, а теперь снова стала ненужной. Да и отравленной в придачу…

КСТАТИ

Чем можно заболеть*

35% действующих веществ, обнаруженных в препаратах КНР, включены в список особо опасных пестицидов Европейским парламентом. Их токсичность доказана, производство запрещено. Они вызывают эндокринные нарушения, разрушают иммунную систему, увеличивают риск заболеваний раком, негативно влияют на репродуктивные способности человека, приводят к задержанию умственного и физического развития детей. Конечно, все эти болячки после первого съеденного огурчика к вам не пристанут, но вредные вещества имеют обыкновение накапливаться в организме годами.

*Данные отчетов Россельхознадзора по Иркутской области и Бурятии.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

704 тыс. га - бесхозные земли в Иркутской области.

1,2 тыс. китайских теплиц было в 2014 году.

300 - 800 кг - столько запрещенных пестицидов и удобрений изымают в китайских теплицах каждый год.