Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество22 января 2016 17:00

Калужских школьников могут освободить от домашних заданий

Местные чиновники считают, что не стоит детям засиживаться дома над учебниками
Игорь ПЕТРОВ
Калужских школьников могут освободят от домашних заданий

Калужских школьников могут освободят от домашних заданий

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Школьникам Калужской области скоро будут завидовать сверстники по всей России. Местное министерство образования разместило на своем портале восхитительный документ. Название его - «О рекомендациях по организации самоподготовки обучающихся при осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программа» - не выговорил бы и специалист по скороговоркам, да это и не главное.

На пяти страницах только что и говорится о том, что в местных школах дети продохнуть не могут от учебы. Количество заданного на дом поражает воображение и вызывает головокружение. На традиционный вопрос : «кто виноват?» - составители документа могли бы лаконично ответить: «Преподаватели». Но нет, подошли к делу основательно - расписали на двух листах А4.

Сперва читаем о «низком уровне планирования образовательной деятельности в школе», о «неэффективности урочной образовательной деятельности» и лишь потом о «низком качестве работы педагога, его недостаточной квалификации, неумении организовать образовательный процесс, неспособности достигнуть планируемых результатов». Вот кто оказывается виноват, что некоторые школьники не могут отличить Ирак от Ирана, а Лену Ленину считают родственницей вождя мирового пролетариата.

Как выясняется, такие задания, как «прочитать и перевести из учебника, списать, вставить пропущенные буквы», учителя задают в ущерб поисковым и творческим. Последние, согласно, оцените изящность слога, ФГОСам (федеральным государственным образовательным стандартам. - Авт.) считаются куда более полезными.

А задания типа «пересказать или выучить» вредны. Дети начинают искать ответы в интернете, тетрадях более смышленых и дисциплинированных учеников, а иногда обращаются за помощью к родителям. Не воодушевляют их устаревшие формы заданий, и все тут! Даешь инновации и свободное время!

На этом претензии к педагогам не заканчиваются, ведь они халтурят при проверке письменных заданий. Под раздачу попали математики и словесники - тетрадки проверяют бессистемно, нерегулярно. Иногда свою работу перекладывают на учеников - «применяют метод взаимопроверки обучающимися домашних заданий, порой сопровождающийся взаимным выставлением оценок».

И вообще на уроки не надо тратить много времени. Не верите? Сидите с ребенком часами над заковыристыми задачами и пространными сочинениями? А могли бы и телевизор посмотреть. Читайте приказ Минобранауки от 30 августа 2013 за номером 1015.

Так например, ученики 2-3-х классов не должны тратить на домашку больше полутора часов, учащиеся 4-5-х классов не обязаны горбатиться над учебниками больше двух часов, в 6-8-х классах все учителя могут вместе назадавать столько, чтобы можно было управиться максимум за 2,5 часа. Самым загруженными оказались те, кто выжили под гнетом школьного образования. 3,5 часа разрешено тратить на домашнюю работу ученикам 9-11-х классов. Не более.

Возможно, что даже от этой печальной участи калужских школьников вскоре избавят, ведь «практика домашних заданий утратила свою педагогическую роль и значение».

Да и «выполнение домашнего заданиями всеми учащимися не должно носить императивного характера».

Авторы документа объясняют, что поводом для новаций стал переход на новые федеральные образовательные стандарты (ФГОСы) и постоянные жалобы от родителей и школьников, изнывающих под спудом навязываемых знаний и заданий.

Так, делать или нет? В ближайшее время дискуссия продолжится. В прениях о бессмысленности и беспощадности домашних заданий смогут поучаствовать не только учителя, но и родители утомленных учебой школяров.