Премия Рунета-2020
Иркутск
+7°
Boom metrics
Недвижимость27 января 2016 3:00

«Иркутскэнергосбыт» о том, как избежать перекосов в коммунальных платежах

Хватит платить за соседа
Источник:kp.ru
Андрей Харитонов, заместитель директора по сбыту компании «Иркутскэнергосбыт». ФОТО архив компании.

Андрей Харитонов, заместитель директора по сбыту компании «Иркутскэнергосбыт». ФОТО архив компании.

Многие ли из нас могут жить, не заглядывая в кошелек и не особо переживая о содержимом? Независимо от его наполнения на счету практически каждый рубль семейного бюджета. Многие из нас сокращают второстепенные расходы, оставляя только приоритетные. Есть обязательные траты, от которых, как ни крути, избавиться невозможно, - питание, лечение, коммунальные платежи. Но это вовсе не означает, что в таких вещах невозможна разумная экономия. Например, многие из нас вполне бы могли сократить оплату коммунальных ресурсов - для этого надо просто перестать… платить за соседа! Об этом читателям «Комсомолки» рассказывает заместитель директора по сбыту компании «Иркутскэнергосбыт» Андрей Харитонов.

- Многие жители Приангарья в последнее время жалуются на одну и ту же проблему: большие начисления за электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН). Порой даже утверждают, что платить приходится дороже, чем за электроэнергию, потребленную в квартирах. Как считаете, люди преувеличивают? Откуда могут взяться расходы больше, чем в квартирах, если в подъезде электричество «кушают» лишь лампочки и домофоны?

- Как ни странно, эти люди практически правы. Причин такого дисбаланса несколько: старая проводка в подъезде, неточно поданные сведения о площади жилья, неправильная работа приборов учета или несвоевременно переданные показания. Также бить по кошельку жителей вполне может неучтенный магазинчик в цокольном помещении дома. Но самой распространенной причиной подобных перекосов являются так называемые «резиновые квартиры», не оборудованные приборами учета. Это квартиры, в которых фактически проживает больше людей, чем прописано. Из-за отсутствия счетчика они платят по нормативу, а расплачиваются за них соседи.

- А как могло так получиться, что добропорядочные граждане оказываются в заложниках у обитателей «резиновых квартир»?

- Дело в том, что плата за ОДН рассчитывается отдельно и не входит в те суммы, которые мы платим за содержание жилья. Все, что потребили жители дома, они должны оплатить. Законом определен порядок расчета. Он эффективен только тогда, когда все квартиры оборудованы приборами учета и их владельцы своевременно передают данные счетчиков поставщику услуг.

А «резиновые квартиры» без счетчиков вообще нарушают логику всей системы, поскольку индивидуальные начисления за ОДН каждому из собственников производятся пропорционально площади квартиры, а не количеству прописанных или проживающих людей. Нормативы же, по которым платят те, кто не установил счетчики, напротив, отталкиваются от количества прописанных граждан. Мы анализировали количество людей, проживающих в домах, где объем общедомовых нужд превышает норматив, и порой незарегистрированных жильцов в них оказывается на 40% больше!

В Ангарске, например, другая проблема: здесь довольно часто самовольно устанавливают электроплиты, хотя дом рассчитан на газоснабжение. По существующим правилам оплата электроэнергии тогда должна рассчитываться по другому нормативу. В то же самое время перегружаются и электросети. А чем больше нагрузка, тем выше потери во внутридомовых сетях, что тоже увеличивает ОДН. Добавим, что такое поведение еще создает и аварийную обстановку в домах!

- А могут ли добропорядочные жильцы, доведенные до отчаяния такими солидными «довесками» в коммунальных квитанциях, вообще отказаться от оплаты ОДН?

- За отказ от оплаты общедомовых нужд федеральным законодательством предусмотрена такая же ответственность, как и за отказ от оплаты энергии, потребленной в квартире. И оплата ОДН, и оплата внутриквартирного электропотребления в равной степени относятся к услуге энергоснабжения, поэтому поставщик энергии вправе обратиться с исковым заявлением в суд либо ограничить потребление электроэнергии должникам вплоть до полного погашения задолженности. Это вполне логично, ведь электроэнергия - такой же товар, как хлеб, который каждый из нас покупает в магазине. Более того: от стабильности местной энергетической и коммунальной систем напрямую зависят стабильность работы предприятий и развитие экономики в целом. Ведь средства, получаемые за свои услуги, энергетики и коммунальщики тратят, в том числе, на обновление оборудования, обучение и повышение квалификации специалистов, поддержание бесперебойного снабжения стратегических и социально важных предприятий. Недополученные деньги, копящиеся долги ставят под угрозу всю эту налаженную работу.

- Что же делать в таком случае? Продолжать платить за «того парня» и тратить на это свои кровные, которых в сегодняшнее кризисное время порой не хватает даже на самое необходимое?

- Не стоит излишне драматизировать ситуацию. Как показывает практика, количество домов, где есть вопросы по начислению ОДН, идет на снижение из месяца в месяц. И большую помощь в этом процессе оказывают сами потребители, которые знают о соседних квартирах, в которых никто не зарегистрирован. Жильцы просят нас разобраться в ситуации. Также они рассказывают о том, что в доме появились нежилые помещения, которые, возможно, не учтены в расчетах. В каждом случае наши специалисты тщательно разбираются.

- Как можно разобраться с непрописанными жильцами, ведь соседи не могут заставить хозяина квартиры платить по факту?

- Есть практика, когда граждане составляют акты о фактическом проживании своих соседей. Как это происходит? Люди собираются инициативной группой, советом дома, привлекают персонал управляющей компании и составляют акт о фактическом количестве проживающих в квартире. Этот акт отправляют нам и в УФМС. Мы такие акты учитываем и начисляем плату по фактическому количеству граждан.

- А если какую-то из квартир в доме переделали под магазин или парикмахерскую, как людям узнать, что они работают официально и заключили с вами договор?

- Наши инспекторы обходят жилой фонд примерно раз в полгода. Но если у жителей есть сомнения, то можно обратиться к нам, мы покажем все документы о наших расчетах. При этом даже не обязательно приходить лично. У нас имеется достаточное количество бесперебойных каналов связи с потребителями: электронная почта, «Виртуальная приемная» на официальном сайте «Иркутскэнергосбыта», круглосуточно работающий call-центр. А самое главное, мы так же, как и потребители, заинтересованы в наведении порядка оплаты энергии.