Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Наука24 мая 2016 17:50

История страны глазами частных летописцев

Что рассказывают о ключевых моментах жизни России личные дневники
Фото: ИТАР-ТАСС/Архив

Фото: ИТАР-ТАСС/Архив

На днях мировой сенсацией стала история, которая приключилась во Флоренции, где семейство Корсини открыла архив дневников, которые члены семьи вели с 1362 года. Поначалу основатель династии торговец шерстяным сукном Маттео ди Николо Корсини вел записи, чтобы сохранить деловую информацию по каждой совершенной операции. Потомки вели записи уже и на отвлеченные темы темы тоже. За шесть веков хобби превратились в семейную летопись. Жизнь страны глазами одной семьи! Причем семьи непростой: римский папа Климент XII в миру звался Лоренцо Корсини. К XVI веку род Корсини входил в число самых богатых семейств Флоренции. Основу финансового могущества заложили три брата, Филиппа, Варфоломея и Лоренцо, которые владели торговыми банками в Лондоне, Лионе Флоренции. И перед историками как на ладони открывалась финансовая сторона феномена Возрождения, главными действующими лицами которого были Леонардо да Винчи, Петрарка, Микеланджело...

Но с личными дневники стали с недавних пор активно работать и в нашей стране. Несколько лет назад группа историков-энтузиатов, возглавляемая Михаилом Мельниченко, начала собирать и оцифровывать дневники наших соотечественников советской эпохи. Есть там личные записи и известных персонажей: например Михаила и Елены Булгаковых, Феликса Дзержинского и Николая Вавилова. Но львиную долю коллекции проекта «Прожито» составляют почти три сотни дневников частных лиц, которые велись для себя без расчета на то, что они когда-то будут опубликованы. И это обстоятельство делает свидетельства особо ценными документами эпохи. Электронный архив устроен таким образом, что мы можем выбрать дату записи, например за 9 мая 1945 года или 12 апреля 1961. Чем же жила страна в ключевые моменты своей истории?

РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА

Фото: ИТАР-ТАСС/Архив

Фото: ИТАР-ТАСС/Архив

Автор: Кира Аллендорф, (1905 - ???) дочь железнодорожного инженера. В последствии доктор филологических наук. На момент записи ей было 12 лет.

Что записала: 20 марта. У нас уже больше нет царя… У нас республика, как и во Франции. Царь отрёкся 2 марта 1917 года... Может быть, будет царствовать Михаил Александрович... как в Англии царствует король, и это называется конституция...

Из окон гостиной было очень хорошо видно, как проходили целые полки солдат с развёрнутыми знамёнами и с красными флагами; и автомобили, в которых сидели солдаты; солдаты держали в руках сабли и махали ими, а народ кричал им «Ура».

На Каменном мосту убили двух солдат и четырёх ранили. Говорят, что из окон Покровских казарм стреляли...

2-го марта днём ... папу и начальника движения Чурилова арестовали и повели в городскую Думу спросить, хорошо ли они будут служить новому правительству и т. д. Мама начала беспокоиться.

Папа пришёл в 5 часов; он был в штатском пальто, которое дал ему конторщик, потому, что папа не хотел идти в форме по улицам. Когда папа пришёл, то казался совсем спокойным, но мама потом сказала, что папа дрожал от волнения. Бедный папусенька!

2-го вечером папа и мама пошли в театр... По случаю революции Шуру (брат Киры - авт) распустили 2-го марта до 6-го. У нас же, не учились только 2-го...

Автор: Елена Лакиер (1899 - ???). Студентка Одесской консерватории, машинистка и переводчица. В 1920-м покинула Россию.

Что записала: 29 мая 1917. Я полна радости и счастья... Вчерашний день — один из лучших и радостных в моей жизни: приехал Александр Федорович Керенский, надежда всей России — и я его видела!... Все были в каком-то религиозном экстазе, и толпа превратилась в дикарей. Бешено орали «Ура!». Когда подъехал его автомобиль и вся толпа, прервав солдатскую цепь, бросилась к нему... Он был в коричневом элегантном френче с широкой красной лентой через плечо, с надписью «Социалист-революционер»... Одесситы экспансивные и такие восторженные. Многие ему целовали руки и даже ноги, притрагивались к его одежде... В особенности были растроганы наши защитники, бородатые серые солдатики, которые стояли и от полноты чувств вытирали слезы мозолистыми кулаками. Это зрелище было прямо умилительно. Дай Бог, чтобы он здравствовал!...

Автор: Алексей Будберг (1869 - 1945), генерал-лейтенант царской, а затем белой армии.

Что записал: 8 ноября. Поздно ночью получили телеграмму армейского комитета с приказанием всем войсковым комитетам собраться и не расходиться, ожидая какого-то решения чрезвычайной важности.

Ждали всю ночь и все утро; разгадка получилась только после полдня, когда наша радиостанция перехватила радио Совета Народных Комиссаров (так называется, по-видимому, новая власть, заменившая Временное Правительство), коим Верховному Главнокомандующему приказывалось немедленно приступить к мирным переговорам с властями враждебных государств...

Решительность и прямолинейность большевиков поразительны.... Сегодня в «Известиях Солдатских и Рабочих Депутатов» помещен декрет военно-революционного штаба... объявляется, «что богатые классы и их приспешники будут лишены права получать продукты, a все запасы у них будут реквизированы, а имущество конфисковано».

Первая статья, лишающая права на продукты для питания, равняется огульным присуждениям всех к голодной смерти, ибо вся страна быстрым темпом несется к общей голодовке.

К надзору и сыску за богатыми и к применению к ним вышеуказанных мер призываются все рабочие, солдаты и крестьяне. Этим в массы бросаются такие воспламеняющие лозунги, при применении которых жизнь должна стать сплошным ужасом, ибо все, что вне большевизма, отдано на разграбление всей хулиганщине.

22 ИЮНЯ 1941 ГОДА

Автор: Нина Соболева (1923 – 1988). На момент записи 18 лет. Впоследствии редактор журнала «Сибирские огни»

Что записала: ВОЙНА!... В четыре утра бомбили Киев, Минск, другие города. Пишу и не верю этим словам — бомбили?!... В четыре утра мы с ребятами возвращались с набережной Невы... Шли вдоль Крюкова канала, пели тихонько — «Любимый город может спать спокойно...» А в это самое время!..

Объявили по радио в 12 часов. Я только встала и чай пила. Папа и мама дома были тоже — воскресенье. Праздничный пирог на столе по случаю окончания школы. Приготовились слушать веселую воскресную передачу про милиционера. Там песенка есть: «Давайте не будем, не будем, гражданин...» И вдруг, вместо этой песенки — «Внимание! Внимание! Слушайте чрезвычайное сообщение...»

Что же будет? Папа сказал, что, конечно, фашисты получат по заслугам, но все это очень серьезно. Взял документы и ушел в военкомат. Мама хватается то за одно, то за другое — и все у нее из рук валится... Слышно, как за стеной у Долиновых плачет Белла — у них ведь маленький только недавно родился, а тут с мужем придется разлучаться...

...Мама велела купить крупы, макарон, взять всего побольше. Но папа сказал, чтобы не устраивали паники, а купить лишь, как обычно, что действительно нужно, и не делать никаких запасов (папу уже оформили в военкомате как старший комсостав и сказали, чтоб ждал: вызовут в ближайшие дни).

Мы с Костей ходили по улицам, заглядывали в магазины — действительно, некоторые начинают запасаться продуктами, покупают всего помногу, часто очереди возникают там, где их раньше не было. Я купила хлеб, постное масло и только кило пшена, хотя отстояла в очереди — не хотелось поддерживать паникеров... Устала от всего так, что засыпаю на ходу, хотя всего девять вечера, ложусь. Первая ночь войны. Сколько же их еще будет?!

Автор: Иван Кузнецов (1902 – 1962), офицер-артиллерист.

Что записал: Сегодня началось то, что я предполагал пять дней тому назад — «полевая поездка» превратилась в действительную, настоящую войну. Спрашивается, для чего эта секретность, она нужна для кр-цев и среднего звена, но ведь я ответственный командир — н[ачальни]к отдела, отвечающий за обеспеченность частей б[ое]припас[ами]. Для чего нужно было скрывать от меня и мне подобных? Ведь, кроме как к плохому, ни к чему больше не может привести. Так оно и получилось. Сейчас уже начинают поступать от дивизий шифровки с требованием немедленной подачи боеприпасов: 90-я сд (стрелковая дивизия - авт) имеет 1/4 боекомплекта, 10-я сд 1/4 боекомплекта и т.д., а остальные оставлены на зимних квартирах. Разве это не безобразие, по-моему, хуже — вредительство, ввести части в бой без б[ое]припасов. Что составляет 1/4 боекомплекта — это на один час боя. А дальше? Дальше сказать немцам: «Подождите, мы подвезем б[ое]припасов, тогда будем продолжать воевать».

ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Автор: Лазарь Бронтман (1905-1953), корреспондент «Правды». Входил в «Кремлевский пул», был допущен в ближайшее окружение Сталина.

Фото: ИТАР-ТАСС/Архив

Фото: ИТАР-ТАСС/Архив

Что записал: «Сегодня — праздник победы... С утра народ попер на Красную площадь, в центр. Героев Советского Союза ловят на улицах, качают. Обнимаются, целуются. Какой-то военный подтащил ребят к мороженщикам и кормил всех мороженым. Группа нетрезвых в 4 часа утра вышла к проезду Исторического музея с двумя корзинами вина и бутербродами, останавливали всех прохожих, чокались и выпивали.... С сыном решили пойти посмотреть в центр. От Белорусского сели в метро до Театральной. Давка — феерическая, особенно на выходе. Пошли на Красную. Вся Манежная и вся Красная — битком. Кто поет песни, кто идет с Красным флагом, выдернутым из дома, много ребят, они идут, взявшись за руки, чтобы не растерять друг друга.

Много военных, очень много женщин, все в праздничных костюмах. Все вежливы, никто не ругается, все смеются. Машины идут, облепленные ребятами со всех сторон»

Автор: Георий Князев (1887- 1969), директор Архива АН СССР в Ленинграде, блокадник.

Что записал: 9 мая мы, ленинградцы, узнали о конце войны. Сегодня 1417-й день войны и первый день мира... У нас живет мать погибшего на фронте единственного ее сына. И сегодня, когда у всех такое торжество, у нее скорбь. Он не придет. Не вернется... И она, слушая радио, наши беседы, закусывает губу. Бедная мать. Сколько таких на свете, потерявших своих сыновей...

И еще одно сегодняшнее впечатление. По Менделеевской линии шли две девушки в военной форме. Обе на костылях. И у одной вместо ноги из под юбки торчит забинтованный обрубок.