Премия Рунета-2020
Иркутск
0°
Boom metrics
ЗДОРОВЬЕ21 сентября 2016 4:40

Главный врач Иркутского онкологического диспансера: лечиться дома - лучше

Виктория Дворниченко полагает, что поездки пациентов на 3-й и 4-й стадии рака поджелудочной железы в клиники Израиля и Германии зачастую не имеют смысла
Конференция была посвящена диагностике и лечению рака поджелудочной и молочной желез. Фото: Архив онкодиспансера.

Конференция была посвящена диагностике и лечению рака поджелудочной и молочной желез. Фото: Архив онкодиспансера.

Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше. А еще лучше - несколько десятков самых умных и компетентных в вопросах онкологии голов из России, Китая и Германии, которые собрались в стенах Иркутского онкодиспансера на прошлой неделе. Здесь они принимали участие в международной научно-практическая конференция «Современные технологии в диагностике и лечении онкологических заболеваний».

- Хотя наша конференция и является традиционной, но нынешнюю нельзя считать повторением того, что уже было. Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить самое, пожалуй, сложное направление в онкологии - диагностика и лечение рака поджелудочной железы, - рассказывает главврач онкологического диспансера, доктор медицинских наук, профессор Виктория Дворниченко. - Вторая главная тема - маммология. Так, наши немецкие коллеги привезли с собой новейшие наработки по лечению молочной железы. Гости из Германии также проконсультируют здесь наших пациенток, страдающих данным заболеванием, и нам будет очень полезно и интересно услышать их мнение. Также очень интересны доклады, посвященные вакцинотерапии, которые подготовили специалисты НИИ Иммунологии из Новосибирска. Они уже начинают внедрять в практику лечение стволовыми клетками, и мы намерены подключаться к данному процессу. Кроме того, очень важна информация, которую привезли коллеги из Китая - нас крайне интересуют их методики лекарственной терапии.

Все эти темы нашли свое отражение в докладах, которые звучали в течение 2 дней с утра до вечера. Однако эта конференция носит название научно-ПРАКТИЧЕСКОЙ отнюдь не случайно: пока с трибуны звучала теория, в операционной она иллюстрировалась практическими действиями хирургов.

- Медицина - это ремесло, и самое главное для совершенствования в нем - видеть, как делают те или иные вещи твои товарищи по профессии, - уверен президент Форума им. Р. Коха и И. Мечникова, профессор, иностранный член РАН Хельмут Хан. - Это и есть основная задача как нынешней конференции, так и всей 10-летней истории плодотворного сотрудничества Форума им. Р. Коха и И. Мечникова с Иркутским областным онкологическим диспансером. И особо я бы хотел подчеркнуть важность мастер-классов, которые пройдут в рамках конференции. Эти операции, которые будут проводить наши коллеги, позволят всем остальным участникам «снять с рук» их опыт. Ведь всю теорию можно найти в книгах, журналах, в Интернете, а освоить знания на практике можно лишь при личном контакте с людьми, которые ими обладают.

Операции, направленные на лечение рака молочной железы, в основном проводили немецкие хирурги, которым ассистировали иркутяне. А в работе с опухолями поджелудочной железы в роли ассистентов уже выступали немцы - первую скрипку здесь играли врачи Иркутского онкодиспансера. Один из них - заместитель главврача онкодиспансера по хирургической деятельности, доктор медицинских наук, профессор Родион Расулов, который является учеником профессора Юрия Потютко (Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина) - ведущего российского специалиста по опухолям поджелудочной железы. Усвоив и осмыслив полученные уроки, иркутяне пошли еще дальше, дополнив РОНЦ методику сосудистым компонентом. Нужно отметить, что далеко не каждый онколог владеет приемами сосудистой хирургии, однако, как показывает практика, чтобы убрать опухоль радикально, надо немало повозиться именно с сосудами.

- Ни «чистая» хирургия, ни химиотерапия, ни лучевая терапия по отдельности не позволяют долгосрочно контролировать течение болезни, - считает Расулов. - У немцев более развита химиотерапия, у нас - хирургические методы. С 2001 года мы глубоко занимаемся проблемами лечения рака поджелудочной железы. За это время мы поменяли три схемы лечения. И мне кажется, что мы наконец-то нащупали методику, которая позволяет нам увеличить выживаемость пациентов.

Немецкий врач, ассистировавший Расулову, был весьма впечатлен тем, как ловко и, не побоимся этого слова, красиво работает иркутский врач в брюшной полости. Он знает там абсолютно каждый сосуд: какой из них можно убрать, какой и как нужно перевязать, чтобы операция оказалась действительно радикальной. А после операции иркутяне еще и проводят химиоэмболизацию, за счет чего убивается активность микрометастазов, что также стало настоящим откровением для немецких коллег.

Кстати, пациентов на 3-й и 4-й стадиях рака поджелудочной железы в Германии, да и во многих других странах не оперируют вообще. В России же 70 - 80% пациентов, обратившихся за лечением, имеют именно 4-ю стадию болезни, ведь выявление этого онкологического заболевания на ранней стадии осложнено расположением поджелудочной железы. Так что у подавляющего большинства больных при первичном обращении к врачам выявляется уже 4-я стадия опухолевого процесса.

Онкологи из китайского Харбина проявили огромный интерес к возможности получения консультаций онлайн посредством телеклиники, работающей в Иркутском. Фото: Архив онкодиспансера.

Онкологи из китайского Харбина проявили огромный интерес к возможности получения консультаций онлайн посредством телеклиники, работающей в Иркутском. Фото: Архив онкодиспансера.

- Таким образом, мы в очередной раз доказали, причем на международном уровне (!), что наши специалисты не только блестяще справляются с наиболее сложными случаями, но и могут поучить своему искусству самых именитых зарубежных коллег, - с гордостью произносит Виктория Дворниченко. - А значит, поездки пациентов на 3-й и 4-й стадии рака поджелудочной железы в клиники Израиля и Германии зачастую оказываются лишенными смысла: некоторые виды операций, поставленные в Иркутске на поток, там сегодня попросту не выполняются.

Зато схема и организация анестезиологической помощи в Германии проработана гораздо грамотнее, чем в России. К примеру, больного госпитализируют только после того, как его обследует врач-анестезиолог, а значит, он поступает в стационар уже подготовленным к операции. В нашей же стране анестезиологическое обследование пациент проходит уже после госпитализации.

- Мы однозначно будем перенимать этот опыт. Немецкие коллеги - очень хорошие экономисты, и их практика позволяет сократить время, проведенное человеком в стационаре. Так что отныне врач-анестезиолог начнет работать с пациентами еще в поликлинике, и к моменту госпитализации больной уже сдаст все необходимые анализы, а анестезиолог обработает их и выдаст заключение, где разрешается применение того или иного наркоза, - резюмирует Виктория Дворниченко. - Впрочем, мы возьмем на вооружение не только этот опыт: практически в каждом докладе, сделанном на конференции, содержалось что-то новое для нас - то, что позволит нам сделать свою работу еще более качественной.

Действительно, получение новой информации и обучение специалистов традиционно являются главной задачей любой научной конференцией. Однако мероприятие, прошедшее в стенах Иркутского онкологического диспансера, преследовало и другие цели.

- Нынешняя конференция - это первое в Иркутской области мероприятие, которое аккредитовано в рамках непрерывного медицинского образования. Это значит, что участие в конференции для специалистов с российской стороны помимо получения новых знаний и опыта является еще и серьезным вкладом в их будущую профессиональную аккредитацию, - отметил министр здравоохранения Иркутской области Олег Ярошенко. - Таким образом, врачи смогли не только увеличить уровень своих знаний, но и повысить свою аккредитацию в рамках профессионального образования.