Премия Рунета-2020
Иркутск
+13°
Boom metrics
Общество25 октября 2016 3:51

Николай Салацкий - «прораб» Иркутска

Знаменитый иркутский градоначальник превратил столицу Восточной Сибири в современный город
Николай Салацкий превратил Иркутск в современный город.

Николай Салацкий превратил Иркутск в современный город.

Человек-глыба. Человек-эпоха… О Николае Салацком, председателе горисполкома, а по нынешнему - мэре Иркутска, вполне уместно говорить, используя такие вот возвышенно-монументальные эпитеты. За 18 лет, которые он провел у руля областного центра, город расцвел: появились Торговый комплекс и здание цирка, гостиницы «Ангара» и «Интурист», Дворец спорта, Дом быта, десятки школ и детских садов, начато массовое строительство многоэтажек. По городу пустили троллейбус, в Рабочее отправился трамвай. И совершенно особое событие - в 1975 году был открыт мемориал «Вечный огонь»…

«В его глазах есть жизнь»

Именно эти слова, совершенно не подозревая о том, насколько они точны, сказал о тяжелораненом 24-летнем парторге батальона Николае Салацком военврач госпиталя на Курской дуге в 1943 году. Шла война, и раненого мальчишку, старшего лейтенанта, надо было спасать.

«Помню, что какой-то полковник коренастый, без халата, с орденом на груди, в сопровождении нескольких врачей заходил в палату, ощупал мое правое бедро, осмотрел огромную рану, затем говорит: «Покажи глаза, лучше покажи глаза». Потом повернулся к врачу, рядом стоящему, и полушепотом сказал: «В глазах есть жизнь». Затем уже громко: «За ним надо внимательно понаблюдать, будем надеяться на лучшее. Посадите медсестру - пусть подежурит. Пить и есть не давать». Эти его слова «В глазах есть жизнь» помню всегда, - вспоминал об этом сам Николай Салацкий в книге «О былом как было».

Прошел почти век. И самые разные люди, рассказывая мне о градоначальнике Салацком, который руководил Иркутском с 1962-го по 1980 год, не сговариваясь сходились в том же самом: главное в нем - страсть к жизни. К жизни взахлеб. И, несмотря ни на что, доброта, забота о людях - в самых разных обстоятельствах. Для руководителя такого масштаба не такое уж частое качество.

- Я помню 1944 год. Идет война. Я - вечно голодный иркутский пацан, мне лет 11 - 12, - рассказывает Илья Самуилович Черняк. - Прихожу в обком комсомола, к старшему брату. Меня встретил Николай Францевич, тогда еще только что вернувшийся с фронта, совсем молодой. Говорит: «Налейте этому парню чаю!» Я было засмущался - сыт, говорю. Но он и слушать не стал. Надо ли говорить, что голод победил смущение и я с жадностью выпил стакан горячего сладкого чая, к которому он дал еще галету и кусок сахара. В войну это был царский подарок! Представьте, все по карточкам, одна мечта на всех - хлеба досыта наесться. А тут - чай с сахаром.

Этот чай с сахаром Илья Черняк запомнил на всю жизнь. Как и строитель Юрий Шкуропат запомнил состоявшийся на несколько десятилетий позже звонок - с извинениями «от самого».

- Строили вторую очередь очистных сооружений левобережья, и Николай Францевич проводил совещание с депутатами горсовета, - вспоминает Юрий Шкуропат. - Работу Салацкий разбирал очень жестко, запальчиво. Помню, зашла речь обо мне. «Вот, - говорит, - управляющий трестом «Иркутскпромстрой» (я тогда этой организацией руководил). Думаю, он даже не представляет всю значимость очистных сооружений для города. Значит, зря топчет нашу землю». Конечно. Резко, обидно и вряд ли заслуженно. Но что скажешь? И вот я уже дома. В половине двенадцатого ночи звонок, на проводе - председатель горисполкома. Говорит: «Знаю, что обидел. Извини. Но ты же большевик, пойми меня правильно!»

Свой фронтовой подвиг парторг Салацкий совершил на Курской дуге. Фото сайт "Память народа".

Свой фронтовой подвиг парторг Салацкий совершил на Курской дуге. Фото сайт "Память народа".

Свой фронтовой подвиг парторг Салацкий совершил на Курской дуге. Фото сайт "Память народа".

Свой фронтовой подвиг парторг Салацкий совершил на Курской дуге. Фото сайт "Память народа".

Ради города он ходил в «штыковые атаки»

Добиваться своего приходилось трудно, заставляя и других, и себя работать с раннего утра до поздней ночи. Надо было выбивать в коридорах Минстроя фонды, чтобы построить мост в Иркутске, бороться за отгрузку стройматериалов на Торговый комплекс и гостиницы в центре, контролировать ход работ.

- Можно сказать, Николаю Францевичу приходилось быть настоящим прорабом, - рассказывает Александр Николаевич Савин, в те годы - руководитель Кировского района города. - И вот, например, как строился Торговый комплекс, в котором точно побывал хотя бы раз каждый иркутянин. Мне звонят: «Строителей собрали. Вас ждет Николай Францевич». Это могло быть и в 8 часов утра, и поздно вечером. Совещание идет примерно так: все отчитываются, получают задания. Я тоже записываю: позвонить ректорам, студентов собрать, отправить на Торговый… Он добавляет: «Это Кировский район. У тебя строим - вот ты и работай. Чтобы был не универсам, а именно комплекс, которым город будет гордиться». У него задача была - сделать город современным. Поэтому было решено сначала построить гостиницу «Ангара», а потом - «Интурист».

В это же время в Иркутске строили мост через Ангару, соединивший правый берег в створе пади Топка и левый в районе Жилкино. Возводили его мостостроевцы, что называется, с боем, срывая графики из-за отсутствия средств. Договариваться о продолжении работ приходилось в Минстрое.

«Не имея поддержки сверху, горисполком принимал самые энергичные меры по обеспечению ввода моста в 1978 году. Дальше тянуть было нельзя - старый Ангарский мост совершенно «захлебнулся», - вспоминал сам Николай Салацкий.

На заводы отправили гонцов - проводить переговоры, добиваться поставок. Но работ было очень много. Для этих целей горисполкомом было мобилизовано все.

«Работали очень напряженно, и все равно сил не хватало. Надвигались холода. Вот тогда мы обратились к ректору политехнического института С.Б. Леонову с просьбой дать на окончание строительства моста мощный студенческий отряд - человек 200. Разбили теплые палатки для студентов, организовали столовую, приготовили необходимый строительный инструмент и материалы, чтобы не было простоев. И действительно, студотряд прибыл, две недели по-ударному от темна до темна работал - и это обеспечило победу. Мы смогли еще при плюсовых температурах заасфальтировать мост».

Николай Салацкий -прораб Иркутска.

Николай Салацкий -прораб Иркутска.

Казалось бы, при таких задачах стоит ли обращать внимание на все «несущественное»? Салацкий считал, что несущественного не бывает.

- Как-то отдыхаю дома в субботу. А тут звонок, - рассказывает Александр Савин. - Николай Францевич говорит: приезжай, мол, прогуляемся с тобой. Я приехал. Прогулялись мы на острове Юность. «Вот ты - еще молодой человек (а мне 35 было). Ответь: где молодежи отдыхать?» Я вспомнил про театры, кино. Он: «Это не совсем то. А вот придут они сюда, погуляют, как мы, помечтают… Хорошо? Надо обустраивать!»

…Прошли годы. И после того как в 1980-м Николай Салацкий ушел из горисполкома и стал заместителем председателем президиума ВООПиК, его кипучая натура не знала покоя.

- О деятельности Николая Францевича на этом посту мало известно широкой общественности, - рассказывает Светлана Утмелидзе, много лет проработавшая вместе с ним в этой структуре. - А ведь именно благодаря его усилиям были выделены средства на реставрацию Спасской церкви, собора Богоявления, проведены спасательные работы на археологическом памятнике «Локомотив», воссоздан памятник Афанасию Щапову, спасен ледокол «Ангара».

Того, что успел сделать для города его «прораб» Николай Салацкий, хватит, пожалуй, не на одно поколение. И город помнит его: имя Николая Салацкого носит одна из улиц Иркутска. А скоро там появится монумент.