Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Общество27 октября 2016 22:00

Записки водоплавающего: Как художник Левитан весь мир обманул. Часть 4

Еще немного побродим по ­самым интересным местечкам в речных круизах
В Плесе вообще не надо задумываться о мировых проблемах. Там нужно просто молчать и любоваться простором. Фото: Андрей ДЯТЛОВ

В Плесе вообще не надо задумываться о мировых проблемах. Там нужно просто молчать и любоваться простором. Фото: Андрей ДЯТЛОВ

Продолжение. Начало в номерах за 25 - 27 октября.

Кострома: покорми лося

Никто, как оказалось, не решился поехать на лосеферму в Сумарокове. Так что сорвалась наша дополнительная платная экскурсия.

Ну и глупые ребята.

Я когда-то про нее писал. Там рядом санаторий «Сусанино». И туда отдавали молоко, надоенное у лосих с этой самой фермы. Еще при Советской власти. Теперь, наверное, ферма уже частная. Лосих хозяйка, как сейчас помню, скликала пионерским горном на дойку. Они сбегались, ломая кусты, и тянулись к ней своими лепешечными губами за лакомством. Они косились на меня большими выпуклыми глазами, полными синей поволоки. И ресницы их чуть подрагивали в настороженном ожидании опасности от незнакомца. Хозяйка, уж не помню, увы, как ее звали, мне сказала, чтобы я не сильно резко двигался: «Они, понимаете, волка копытом убивают. Ребра - насквозь».

Я замер.

Мне налили молока, хотя было строго с этим. Ну как налили - половинка мензурки, грамм пятьдесят. Как столичному гостю. В санатории им лечили язву желудка.

Коровы едят несколько десятков видов травы, кажется, около тридцати. А вот лось поедает больше двухсот видов растений, некоторые из которых, кстати, ядовиты. Я поднес мензурку к губам и медленно потянул тягучую, как сметана, жидкость. До сих пор помню. Это было все равно, как, закрыв глаза, неторопливо выпить чистый весенний луг, полный цветов и росы, пронизанный запахом хвои, ощутимый только на самом-самом рассвете.

Я привез тогда домой лосиный колокольчик, большой, его подвешивают на ферме лосихам на шею.

Он и сейчас стоит у меня на рабочем столе.

Часовенка, как на картине Левитана «Над вечным покоем», до сих пор на месте. Фото: Андрей ДЯТЛОВ

Часовенка, как на картине Левитана «Над вечным покоем», до сих пор на месте. Фото: Андрей ДЯТЛОВ

Плес: городок-отель

Плес восхитителен тем, что тут вообще нечего делать. Совсем. Тут нет достопримечательностей (кроме домика, в котором жил Левитан, не диктор, а русский пейзажист).

Но какое счастье, что можно просто смотреть на Волгу, подставлять лицо дождю и не думать вообще ни о чем.

Плес совсем другой, не такой, как мы видели его несколько лет назад. Тогда половина набережной еще была в покосившихся заборах, каких-то подворотнях, домах со скошенными стенами. Лоск и шарм московской вотчины еще только вползал в городок, откусывая считанные дома в самом центре набережной.

Правда, тогда уже был яхт-клуб с гламурным ресторанчиком, где готовят совершенно изумительные и разнообразные местные настойки в пятилитровых бутылях.

Теперь не то. Цепочка новеньких от ремонта домов вытянулась уже на всю длину, слева направо, похоже, и до «Фортеции», гостиницы, стоявшей на самом отшибе Плеса. Появились галереи, дачный театр им. Шаляпина, несколько прелестных кафе, ресторанчики, пара вполне цивилизованных рынков сувениров и еще много чего. На горе сделали смотровую площадку.

Это богоспасаемое местечко превратилось постепенно в дачный поселок-отель для москвичей. В сезон сюда они едут толпами. Кажется, даже мэр поставлен какой-то московский. Ну и цены тоже чисто столичные. Даже повыше.

Черт его знает, горевать по тому тихому Плесу или нет? Не знаю.

Но в голове вертится: «Карманный рай для яхтсменов...»

Часовенка, которую обес­смертил Левитан (та самая, «Над вечным покоем») так и стоит на горке, ее сразу видно. Это, конечно, прапра­внучка: левитановская почила в бозе бог знает когда. Но и эта старая, откуда-то привезенная. И стоит на том же месте.

В траве покосились выжженные солнцем до пепельного цвета кресты погоста. И когда сюда взбираешься, все время ждешь, что вот сейчас - раз! - и распахнется тот самый вид, что на картине: бесконечная серебряная Волга, трава под ветром, часовенка. Оп! И ничего такого нет. Есть Волга, но она слева тянется широкой лентой. А высокого мыса никакого нет.

А где же «Вечный покой»?

А его не было. Левитан всех обманул. Хотя есть версия, что часовенку он писал здесь, а пейзаж где-то в Тверской губернии, но это так, для туристов. Нет в Тверской губернии Волги такого разлива. Левитан просто взял и нарисовал две (!) Волги, как бы сливающиеся под горою у Плеса в одну.

Но получилось прелестно. А в его музее, кстати, есть фото этюда этой картины, и Волга там одна, как положено, огибает Плес свинцовой лентой.

У белого, приземистого, с маленьким огрызком садика дома, где квартировал Левитан, услышал диалог. Он, широкий, в моднючих кроссовках, и она, вообще необъятная, идут за экскурсией. Он - совершенно недоуменно:

- И чего он сюда приперся?

- Кто?

- Да этот Левитан...

- А что?

- У нас тоже речка есть!..

А вот Музей Левитана как-то малость попустел с тех пор, как мы видели его в первый раз. Множество картин представлены фотографиями на стендах, есть работы друга Левитана Степанова и его, в смысле Левитана, подружки и художницы Софьи Кувшинниковой. Подружка - статус, конечно, неопределенный. Ибо, с одной стороны, в доме есть комнатка Кувшинниковой с пианино, самоваром на большом столе и кроватью. С другой - известны вечные подколы Левитана Чеховым Антоном Павловичем по поводу Кувшинниковой. Ну а с третьей - посетителей на главном стенде встречает фото мужа Кувшинниковой. В общем, высокохудожественные натуры.

Музею не повезло. Кассирша и смотрительница поведали нам мрачную историю ограбления по-плесски, свершившегося в 2014 году:

- Ну, подъехали тут, окно краном выдернули и украли за три минуты четыре картины... А пока охрана ехала с одной стороны, они в другую на мотоцикле... Ну и все...

Но оставшиеся пейзажи хороши.

В маленьком киоске продается буклетик с фото тех пейзажей: «Помогите вернуть шедевры». Пейзажи, на мой вкус, средние: лесок, болотце и что-то еще. Но музей жалко. Так жалко, что я решил поддержать его рублем. Попросил продать мне сувенирную тарелку с картиной «Над вечным покоем». Так кассирша аж вскинулась:

- Вы правда купите?

- Вот уже и деньги достал!

Счастье...

Продолжение следует.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Записки водоплавающего: Заправлены в каюты большие чемоданы. Часть 1

Октябрь, как ни странно, это не только финал речной туристической навигации, но еще и начало продаж путевок на теплоходы на будущий год. То есть речных круизов-2017.

До Нового года еще и со скидками. Речники идут на это, потому что за зиму им надо подготовить теплоходы, закупить топливо, оплатить проход шлюзов. Но нам, пассажирам, эта специфика ни к чему. Для нас главное - устроиться на борту получше и заплатить поменьше. К тому же летом с началом навигации купить билеты будет не только дороже, но и труднее. Речные круизы на многих теплоходах уже стали, считай, клубными: соседи, сослуживцы и целые семьи сговариваются, выбирая маршруты, из года в год.

Это вообще один из самых потрясающих видов отдыха (подробности).

Записки водоплавающего: Водяная тревога с шампанским. Часть 2

В первой части записок я подсказал вам, как выбирать теплоход (открылась продажа билетов на речные круизы на будущий год) и что брать в дорогу. И обещал доказать, что скучать на борту не придется.

Да уж, это точно: скучать на теплоходе может только тот, у кого уж совсем тоскливый характер.

Первое шоу после традиционного шампанского (традиция: фуршет на верхней палубе предоставляет экипаж!) и речи капитана перед отплытием, конечно, водяная тревога.

О ней предупреждают, чтобы кто-то не подумал, что тонем прямо в канале имени Москвы, а потом объявляют. Это дело серьезное, все-таки безопасность на борту. Но всем становится весело: звенит звонок, топают ноги по палубам, все высыпают в коридор, напялив оранжевые спасательные жилеты, фоткаются в них на память! Веселуха (подробности)!

Записки водоплавающего: Как одна мышь целый город кормит. Часть 3

Те, кто «отскакивал» на речном трамвайчике на подмосковные пляжи и возвращался вечером, но при этом ни разу не ходил в большие речные круизы, веруют в то, что и там так же: проплыли до Питера или Чебоксар, там погуляли и вернулись. Забудьте эти глупости. Даже трехдневные круизы - это несколько городов с полновесными экскурсиями.

Но! Надо четко знать: в каждом городе, где теплоход остановится, вам предложат обязательно на выбор две-три экскурсии, одна из которых обязательно обзорная. Это - бесплатные, их стоимость уже входит в стоимость круиза. Но еще будут дополнительные. Но есть и платные дополнительные походы и поездки по окрестностям. Стоят они на разных теплоходных маршрутах от 200 рублей до полутора тысяч на человека. Одна беда: если не наберется на платную минимальная группа, то экскурсии не будет. Деньги вернут, не бойтесь.

В Угличе, Плесе или Мышкине все экскурсии пешеходные, городки-то крохотные. Но в тех же Ярославле, Костроме, Питере - автобусные. Есть среди традиционных походов по монастырям и музеям добрая экзотика типа страусиной или лосиной фермы, а есть очень интересные поездки по деревням с обедом (щи из реальной русской печи) и местным домашним пивом. Пиво обычно похоже на квас, но обольщаться не надо. Два-три стакана (не кружки даже!), и автобус начинает петь хором (подробности).