2016-11-19T06:30:02+03:00
Комсомольская правда

Как Иркутская область будет жить в 2017 году?

Наталия Бояринова, министр финансов региона: «Основная задача - обеспечение сбалансированности и устойчивости областного бюджета». Фото: пресс-служба правительства Иркутской областиНаталия Бояринова, министр финансов региона: «Основная задача - обеспечение сбалансированности и устойчивости областного бюджета». Фото: пресс-служба правительства Иркутской области

Бюджет и другие законопроекты обсудили с участием мэров территорий Приангарья

На заседании Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Наталия Бояринова, министр финансов региона, представила проект бюджета Приангарья на 2017 год и плановый период 2018 - 2019.

Дефицит бюджета - предельный

В частности, она отметила, что при формировании регионального бюджета пришлось учитывать ряд ограничений. Так, со следующего года федеральный центр планирует забирать из доходов субъектов РФ 1% налога на прибыль. В последующем аккумулируемые ресурсы будут перераспределяться в фонд поддержки наименее обеспеченных регионов, к каким Иркутская область не относится. По прогнозам, это ограничение обойдется бюджету Приангарья в 2,1 млрд рублей.

Еще одно ограничение связано с тем, что впервые разработчики главного финансового закона области не знают объемы дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые ежегодно предоставляются из федеральной казны. Эти суммы будут известны не раньше конца ноября, когда Государственная Дума РФ рассмотрит бюджет страны во втором чтении.

Кроме того, губернатор Иркутской области Сергей Левченко вышел с законодательной инициативой о передаче в бюджеты муниципальных образований региона 5% акцизов на нефтепродукты. Это увеличит доходы территорий в части формирования дорожных фондов и позволит муниципалитетам освободить некоторый объем собственных средств для финансирования первоочередных социально значимых расходов.

- В таких условиях основной задачей региональной бюджетной политики становится необходимость обеспечения сбалансированности и устойчивости областного бюджета и концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях, реализуемых на территории нашего региона, в первую очередь на реализации майских указов Президента России, - подчеркнула Наталия Бояринова.

Проект бюджета сохранил программный принцип и на 99,5% сформирован исходя из такого подхода. В первую очередь бюджетные средства планируется направлять на выполнение социальных обязательств перед населением области: выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, оказание мер социальной поддержки, индексацию ежемесячных денежных выплат отдельным категориям пожилых людей и расходов на приобретение путевок для отдыха и оздоровления детей. Правительство области берет на себя и новые обязательства. В проекте бюджета предусмотрены средства на ежегодные денежные выплаты многодетным семьям для подготовки детей к школе, а также на компенсацию расходов на съемное жилье. Всего на социальную сферу будет направлен 71% от общего объема расходов областного бюджета.

Помощь муниципальным образованиям будет оказываться через дотации и субсидии на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также через реализацию мероприятий, направленных на повышение эффективности управления муниципальными финансами.

В целом основные параметры областного бюджета в проекте закона выглядят следующим образом: в 2017 году доходы составят 101 млрд рублей, расходы 110 млрд рублей; в 2018-м - доходы 102,5 млрд, расходы 108,4 млрд, в 2019-м - 103,3 млрд и 109,1 млрд рублей соответственно.

Между тем дефицит бюджета в 2017 году составит 9 млрд рублей, и это предельный уровень. Если превысить эту сумму, то область нарушит условия соглашения с министерством финансов России, что повлечет за собой штрафные санкции в виде лишения бюджетного кредита, предоставленного региону для частичного погашения коммерческих займов. При этом стоит отметить, что даже несмотря на закладываемый предельный дефицит, обеспечить все потребности региона с помощью сверстанного бюджета не удастся.

Какие инициативы выбрать?

Наряду с бюджетом на заседании Ассоциации муниципальных образований области были рассмотрены законопроекты, внесенные мэром Иркутска Дмитрием Бердниковым в Законодательное собрание Приангарья. Это два предложения по изменению областного Закона «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты»: по увеличению на 3% отчисления в бюджеты городских округов от налога на доходы физических лиц и передаче в 2017 году территориям 25% от налога, взимаемого по упрощенной системе. Такие изменения оцениваются в 1,7 млрд рублей. Однако на заседании ассоциации мэр столицы Приангарья внес дополнительное предложение по включению в систему не только городских округов, но и районов, и все вместе это уже обойдется в 2,3 - 2,4 млрд рублей. Позиция городской администрации: эти деньги нужно заработать, создавая новые рабочие места и повышая собираемость налогов.

В правительстве региона считают, что деньги будут изъяты из областного бюджета. По заверению областного кабмина, на повышение доходов муниципалитетов уйдут деньги, которые предназначаются на строительство школ и выкуп построенных детских садов; ремонт и реконструкцию больниц и поликлиник; строительство фельдшерско-акушерских пунктов, физкультурно-оздоровительных комплексов, домов культуры, мостов... Под секвестрование может попасть и проект «Народные инициативы», на который в 2017 году планируется выделить 300 млн рублей.

Антон Логашов, заместитель председателя правительства Иркутской области, на заседании ассоциации также выразил опасение, что рассмотрение предложенных законопроектов может затормозить процесс принятия бюджета.

Проект главного финансового закона области придется отзывать для доработки. И если он не будет принят в установленные сроки, то в соответствии с бюджетным законодательством финансировать социально значимые расходы придется по 1/12 от объема ассигнований 2016 года.

Сергей Брилка, председатель Законодательного собрания Иркутской области, инициативы мэра столицы региона поддержал, но подчеркнул, что сегодня главное- не разбалансировать бюджет.

Кстати, по мнению доктора экономических наук, заместителя директора Байкальской международной бизнес-школы Иркутского госуниверситета Надеждой Грошевой, предлагаемые законопроектами корректировки потребуют пересмотра не только бюджета на 2017 год, но и на плановый период до 2019 года.

Также стоит отметить, что в соответствии с региональным Законом «О статусе административного центра Иркутской области» городу Иркутску ежегодно из регионального бюджета выделяется не менее 0,2% от налоговых доходов, собранных в региональную казну в предыдущем финансовом году. Фактически же областной центр в 2014-м получил 0,62%, в 2015-м - 0,51%, в текущем году - 0,52%. Эти деньги направляются на обеспечение иркутян жильем, развитие сферы образования, городского коммунального и дорожного хозяйства.

Кроме того, Иркутск получает от области межбюджетные трансферты, их объем в 2016 году составил более 1,8 млрд рублей. Средства также целенаправленно использовались на развитие городской инфраструктуры, исполнение других муниципальных обязательств.

Между тем правительство области признает, что столица Прибайкалья все-таки финансируется недостаточно, впрочем, как и остальные территории региона. Законопроекты, предложенные мэром Иркутска и вызвавшие такое широкое обсуждение, будут рассмотрены Законодательным собранием Приангарья, которое и примет окончательное решение.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Михаил Щапов, депутат Госдумы от Иркутской области:

- Дмитрий Бердников далеко не первый глава Иркутска, который ставит вопрос о перераспределении НДФЛ в пользу города. И позицию мэра, который заботится о своем муниципалитете, нельзя не уважать. Я бы с удовольствием поддержал его инициативу, если бы она не противоречила всей логике налоговой системы России и в перспективе не вела к бюджетной катастрофе в нашем регионе.

Современная система распределения налоговых поступлений устроена крайне несправедливо по отношению к самостоятельным регионам и муниципалитетам. Федеральный центр забирает большую часть поступлений от налогов и отдает излишки регионам, которые сами себя прокормить не в состоянии. В итоге Иркутская область, которая собирает больше, чем тратит, вынуждена принимать бюджет с предельным дефицитом, оставляя без удовлетворения заявки на 27 млрд рублей! И это при хороших показателях роста региональной экономики в последние годы!

Законодательство определяет столь же несправедливые правила и по отношению к муниципалитетам. У тех, кто зарабатывает, отбирают излишки и отдают депрессивным территориям.

Эта система сложилась после налоговой реформы еще в середине 2000-х годов. Моя позиция в этом вопросе проста: деньги должны оставаться там, где их зарабатывают. Налоговую пирамиду необходимо перевернуть: основная часть поступлений должна оставаться в регионах и муниципалитетах, а не в федеральном бюджете. В такой - справедливой для территорий - налоговой системе я буду первым, кто поддержит инициативу Дмитрия Бердникова.

К сожалению, в действующей системе распределения налоговых доходов предложение главы Иркутска потенциально ведет к катастрофе: региону просто нечем компенсировать потери от передачи 3% НДФЛ - все забирает федеральный центр. Поэтому сейчас наша задача не делить эти 3%, а приложить все усилия, чтобы не отдать федеральному бюджету хотя бы то, что мы уже имеем, а в перспективе - добиться перераспределения налоговых поступлений в пользу регионов и муниципалитетов.

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24