Премия Рунета-2020
Иркутск
+12°
Boom metrics
Общество14 февраля 2017 4:25

Александр Аргучинцев: В Приангарье сформировался мощный научный комплекс

На круглом столе в «Комсомолке» ученые региона обсудили важные проблемы в науке и перспективы ее развития
Наталья ОСИНСКАЯ
На круглом столе в «Комсомолке» ученые региона обсудили важные проблемы в науке и перспективы ее развития.

На круглом столе в «Комсомолке» ученые региона обсудили важные проблемы в науке и перспективы ее развития.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Образование и наука - два кита, на которых сегодня держится государство. Без них развитие экономики невозможно. Много достижений, много поводов для гордости, но и много проблем существует сейчас в отрасли. О самом насущном и важном известные ученые Иркутской области в преддверии Дня российской науки подискутировали за круглым столом в пресс-центре «Комсомолки».

Наталья КРАВЧЕНКО, ведущая:

- День российской науки для нашего региона - особый праздник. Приангарье, как известно, обладает огромным потенциалом и является одним из крупнейших научных центров Восточной Сибири. В Иркутской области в данной отрасли сегодня задействовано более 5 тыс. человек. Их исследования и разработки - достояние страны и мира. И важную роль в становлении этой современной школы сыграл Иркутский государственный университет. С его появлением наука в Иркутской области фактически начала жить. А сейчас, Александр Валерьевич, вуз продолжает держать планку?

Ведущая "Пресс-гостиной "КП" - Наталья Кравченко.

Ведущая "Пресс-гостиной "КП" - Наталья Кравченко.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Александр АРГУЧИНЦЕВ, ректор ИГУ:

- Действительно, университет, которому в следующем году исполнится 100 лет, стал родоначальником большинства нынешних вузов Иркутска, и на его основе в значительной степени, как правильно было сказано, строился и продолжает строиться Иркутский научный центр Российской академии наук. То есть во многом благодаря ИГУ мы имеем тот научный комплекс, который сегодня сформировался в регионе. В него входят все университеты Приангарья и институты Российской академии наук. И мы, что важно, дополняем друг друга. ИГУ - классическое высшее учебное заведение и классическая наука, ИрНИТУ - техническое с прикладными разработками и инновациями, БГУ - экономическое и финансовое. Кроме того, мы имеем отраслевые университеты и Академию наук - лидера в фундаментальных исследованиях. Да, и в вузовской, и в академической сферах есть ряд проблем. Одна из них - бесконечные реорганизации в обеих областях. Мы знаем, что университеты прошли процессы объединения. Буквально на прошлой неделе мы праздновали начало работы нового института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации, который образовался путем слияния бывшего лингвистического университета и факультета филологии и журналистики ИГУ. Однако, мне кажется, нынешняя ситуация есть некая граница для будущего. А то, куда пойдем дальше, зависит как раз от нас.

Александр Аргучинцев, ректор ИГУ.

Александр Аргучинцев, ректор ИГУ.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Наталья КРАВЧЕНКО, ведущая:

- Александр Валерьевич, спасибо! Сейчас мы говорили о регионе. А как обстоят дела в научной сфере страны? Не выпадаем ли мы из общих трендов? Если равняться на соседей, то где находимся мы?

Михаил КУЗЬМИН, академик РАН, главный научный сотрудник ИГХ СО РАН:

- Ситуация у нас не худшая, но и лучшей ее, увы, нельзя назвать. Нам есть на кого равняться. Взять хотя бы тот же Томск, который выглядит выигрышнее. Почему? К сожалению, за предыдущее четырехлетие несколько вузов Приангарья «растворилось». И это тормозит движение вперед. В Томске за счет того, что слияний не было, вузы интенсивно развиваются. К тому же у нас существует проблема с частой и сложной системой смены руководства высших учебных заведений. Непростой опыт ИГАУ - сельхозуниверситета и ИрНИТУ - технического, где уже несколько лет нет ректора, а только исполняющий обязанности, известны. Ситуация в регионе сложная, но мне приятно то, что сейчас руководство области внимательно следит за вузовской и академической наукой и во многом помогает им.

Михаил Кузьмин, советник директора института геохимии РАН.

Михаил Кузьмин, советник директора института геохимии РАН.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Евгений СЕМЕНОВ, начальник Департамента развития предпринимательства и потребительского рынка, заместитель председателя Комитета экономики администрации Иркутска:

- Действительно, мы проигрываем Томской области и Красноярскому краю и другим лидерам. Почему? А потому что многие годы в Иркутской области не было приоритета поддержки научных исследований. На самом деле основными целями деятельности Иркутского научного центра является участие в социально-экономическом развитии региона. И это нужно обязательно делать! Тем более что в регионе много талантливых ученых. Они зачастую совершают героические поступки: вопреки всему совершают открытия, получают премии Правительства РФ и президента.

Евгений Семенов, начальник Департамента развития предпринимательства и потребительского рынка, заместитель председателя Комитета экономики администрации Иркутска

Евгений Семенов, начальник Департамента развития предпринимательства и потребительского рынка, заместитель председателя Комитета экономики администрации Иркутска

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Наталья КРАВЧЕНКО, ведущая:

- Вот сейчас прозвучал такой интересный тезис - «наука вопреки». Так наука действительно существует вопреки? И мы совершенно не можем сказать «благодаря»?

Сергей ШИШКИН, заведующий кафедрой конституционного права и теории права юридического института ИГУ, доктор юридических наук, профессор:

- Не так давно мне пришлось рецензировать стратегию развития науки в стране, которую Президент России Владимир Путин подписал 1 декабря. Поэтому говорить о том, что государство не видит перспективы развития науки в стране, нельзя. Другой вопрос: насколько регионы, конкретные структурные подразделения академической и вузовской науки готовы подхватить эту стратегию? И второй вытекающий вопрос: насколько мы, ученые, коллективы ученых, обеспечены вниманием со стороны региональных властей для того, чтобы социально-экономическое развитие региона состоялось при активном и деятельном участии институтов и университетов? Ведь администрирования, того коннекта между учеными и практиками, между потребностями производства и возможностями интеллектуального потенциала нет! Нет вовлечения науки в реальные процессы. А это чрезвычайно важно! Что делать? Ответ я вижу в том, чтобы укреплять смычку между реальными потребностями новой умной цифровой экономики региона и интеллектуальным потенциалом образования. Мы должны заниматься администрированием науки - тогда сможем преуспеть, как тот же самый Томск. Ведь он тоже является провинциальным городом, где организационные и правовые возможности не больше, чем у нас.

Сергей Шишкин, заведующий кафедрой конституционного права ЮИ ИГУ

Сергей Шишкин, заведующий кафедрой конституционного права ЮИ ИГУ

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Станислав ГОЛЬДФАРБ, директор Иркутского филиала издательского дома «Комсомольская правда», профессор, доктор исторических наук:

- Все, о чем мы говорили, - гуманитарная проблема. Напомню, в России всегда государство регулировало практически все важнейшие сферы жизнедеятельности, в том числе вузовскую и научную. В Иркутской области государственное регулирование всегда было особенно сильно. Потребность в развитии промышленности инициировала потребность в кадрах. Сейчас роль государства значительно снизилась, и во многом потому, что предприятия оказались в частных руках. И эти комплексы, на мой взгляд, проявляют себя слабо. Понимают, что нужно вкладывать деньги, но то ли из-за того, что не знают, куда конкретно, то ли из-за того, что кризис сказался, процесс затормозился. Проблема, думаю, будет решена в ближайшие 5 - 10 лет. О чем я? О том, что наука должна иметь прикладной характер, строиться на базисе общественного развития.

Станислав Гольдфарб, директор Иркутского филиала АО "Издательский дом "Комсомольская правда", профессор, доктор исторических наук.

Станислав Гольдфарб, директор Иркутского филиала АО "Издательский дом "Комсомольская правда", профессор, доктор исторических наук.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Александр АРГУЧИНЦЕВ, ректор ИГУ:

- Я бы хотел обострить дискуссию. Десять лет я работал проректором по научной работе в университете. И тогда, и сейчас мы все время говорили и говорим о применении научных исследований в экономике области, о ее развитии на основе научного подхода, об инновациях. Но давайте взглянем на структуру финансирования вузов и научных институтов. Вуз получает государственный заказ на подготовку специалистов, который выражается в так называемых контрольных цифрах приема. В них есть лишь небольшая региональная составляющая. То есть сама территория практически никак не влияет на основную часть денег, которые выделяет Федерация на подготовку специалистов. Да, есть и комплексные средства, в основном научные, которые мы получаем благодаря российским конкурсам и международным договорам. И есть еще хоздоговорная часть, то есть деньги, которые вузу дают договорные отношения с предприятиями региона, экономикой региона. А экономика региона, надо признать, развивается далеко не семимильными шагами. Да, есть, как мы говорили, отдельные проекты: тот же Сухой Лог, газовая труба… Но сколько для них нужно специалистов? Сергей Иванович Шишкин говорил нам о высокоточной цифровой экономике. Мысль верная. Однако что нужно для ее воплощения? Долгосрочная программа развития региона, которая у нас постоянно меняется из-за частой смены власти в области. Нет системности. Прибавьте к этим факторам нестабильную экономическую обстановку, которую мы имеем на сегодняшний день, и теперь ответьте мне на вопрос: как в подобных условиях вузы могут внедрять научные исследования в экономику Приангарья? И второй вопрос: где взять деньги на те самые исследования, которые нужны региону? Как я уже говорил, средства, которые мы получаем от Федерации, предназначены только для подготовки студентов.

Сергей ШИШКИН, заведующий кафедрой конституционного права и теории права юридического института ИГУ, доктор юридических наук, профессор:

- Если Вы, Александр Валерьевич, думаете, что я буду спорить, то ошибаетесь. И вот почему. Я помню наш разговор 5 лет назад, когда мы с Вами обсуждали вопрос бюджетирования работы университета. Все было так непрозрачно, неясно. Откуда деньги и сколько их? Вы все годы своего ректорства занимаетесь вопросами упорядочения этой системы. Конечно, понятно, что в повестке дня обеспечения жизнедеятельности вуза с точки зрения финансов науки нет. По крайней мере, в контексте развития региона точно. Поэтому когда я говорю, что мы должны серьезно обсудить тему связки науки и интересов региона, то надо понимать, что инструмент приобщения вузов и академических институтов к проблемам Иркутской области лежит как раз в сфере финансирования. А посмотрите сегодня бюджет Иркутской области. Врачам отдали 42 млрд из 100, а позиции «наука» нет. Считаю, этот вопрос следует включить в повестку дня депутатов Заксобрания региона. Надо обострить ситуацию: сказать, что мы хотим задействовать научный потенциал, получить эффект, которого от нас ждут. Но нам нужны средства.

Александр ШМИДТ, проректор по научной работе и международной деятельности ИГУ, доктор химических наук, профессор:

- Мы вскользь коснулись важной темы - молодые кадры в науке. Надо признать, что государство некоторые усилия по закреплению кадров делает: вузы нормативными актами заставляют платить молодым ученым. А на уровне региона, увы, движение слишком медленное. Мне в голову приходит лишь один пример - аспирантские стипендии губернатора, которых 10 на всю область. Но ведь для устойчивости и стабильности иркутской науки надо и со стороны Приангарья толковых ребят всячески поддерживать. Это очень важно. Если же говорить о связи науки и экономики, то проблема здесь, на мой взгляд, заключается в том, и здесь я поддержу Сергея Шишкина, что у нас не установлены такие правила игры, которые бы обеспечили взаимный интерес экономики, предпринимателей и ученых. Опять же надо понимать, как устроена в России система бюджетирования. У нас почти все финансируется федеральным центром. А в других странах, например США, действует противоположная модель. Там доля финансирования от штатов в разы превышает тот объем финансирования, который у нас идет от регионов. Пока не будет заказа в виде финансирования от регионов, не будет движения навстречу со стороны ученых. В сутках 24 часа, и они не могут бесплатно тратить свое время, решая проблемы региона, если не будут получать за это каких-то денег.

Александр Шмидт, проректор по научной работе и международной деятельности ИГУ, доктор зимических наук.

Александр Шмидт, проректор по научной работе и международной деятельности ИГУ, доктор зимических наук.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Андрей ИВАНОВ, и. о. директора Иркутского института химии им. А.Е. Фаворского СО РАН, доктор химических наук:

- Как можно говорить о вкладе науки в развитие экономики региона, если мы не имеем ни морального, ни юридического права использовать деньги, которые нам выделяются на развитие региона? Академическая наука, как и вузовская, получает деньги из федерального бюджета. И за каждую копейку мы строго отчитываемся научными статьями, опубликованными в высокорейтинговых изданиях. Подчеркну, желательно, чтобы это были иностранные, а не российские издания. Только на эти цели мы и получаем финансирование. И использовать его не по назначению не можем.

Андрей Иванов, и.о. директора иркутского института химии им. А.Е. Фаворского СО РАН, доктор химических наук

Андрей Иванов, и.о. директора иркутского института химии им. А.Е. Фаворского СО РАН, доктор химических наук

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Олег ГОРБАЧЕВ, директор Иркутского филиала МГТУ ГА, доктор физико-математических наук:

- А я в продолжение темы хотел бы поднять другую проблему. У нас много ведомственных вузов: Иркутский университет путей сообщения, Иркутский медицинский университет, Иркутский сельскохозяйственный университет. Нам выживать приходится еще сложнее. Как бы то ни было, подведомственные Минобрнауки вузы еще как-то финансируются с точки зрения науки, мы - нет. Есть такое понятие, как мониторинг эффективности вузов, где один из главных показателей - научная деятельность. И главный критерий оценки - сколько денег ты заработал в расчете на одного научного работника. И посмотрите, что получается: если уважаемые подведомственные Минобрнауки вузы могут надеяться на финансирование, мы же - нет. А те предприятия, для которых мы готовим специалистов, не всегда могут поддерживать наши исследования, пусть даже они носят прикладной для них характер. Приходится просто выживать.

Олег Горбачев, директор Иркутского филиала МГТУ ГА, доктор физико-математических наук.

Олег Горбачев, директор Иркутского филиала МГТУ ГА, доктор физико-математических наук.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Александр АРГУЧИНЦЕВ, ректор ИГУ:

- Очень важная мысль прозвучала об оценке эффективности вузов. Знаю, что примерно те же критерии действуют и в отношении оценки эффективности академических институтов. Так вот, относительно этих показателей какие задачи стоят перед нами сейчас? Вузы, к примеру, стоят перед задачей сделать среднюю заработную плату по региону не менее 180% от средней по экономике региона. Речь идет о доходах профессорско-преподавательского состава. И при уменьшении, а не при увеличении объема финансирования вузов скажите мне, за счет чего это возможно сделать? Я отвечу. За счет сокращения преподавателей либо за счет снижения ставок. Внутренняя оптимизация проводится, в первую очередь сократился административно-управленческий штат. Но ведь продолжать делать это до бесконечности невозможно. Резервы в значительной степени уже исчерпаны. И другой вопрос: а ради чего мы должны идти на такие крайние меры? Чтобы отчитаться? Поставить галочку? Выполнить поставленный план? Ведь происходит обман: преподаватели за ту же нагрузку вынуждены меньше зарабатывать. Цель-то указа - поднять зарплату до 180% от средней по экономике региона – благая: сделать науку более привлекательной, чтобы люди, в первую очередь молодежь, шли в образование и науку. Но методы достижения мы вынуждены использовать не те. Хотел бы остановиться и на теме публикаций в качестве критерия оценки работы ученого. Да, нужны публикации. Да, важно количество цитирований. Эти показатели взяты в качестве основных. Более того, утверждена программа «Вузы как инновационные центры развития региона», где в качестве показателей оценки эффективности на 2025 год стоят все те же число публикаций, цитирование или число аспирантов, привлеченных из других стран. А скажите, какая прямая связь между инновационным развитием региона и числом публикаций? В итоге из-за всей этой ситуации вузы, которые получают значительные средства по федеральным программам, пошли по пути покупки соответствующих специалистов из-за рубежа или, например, из Академии наук, по пути совместных публикаций ради формализма. И зачем же мы себя обманываем? Разве увеличилась результативность? Разве увеличилась цитируемость? Или роль России в мировой научной среде? Идет опаснейшая тенденция замены действительных реальных показателей на отчетные. И это большая беда.

Михаил Кузьмин, советник директора института геохимии РАН:

- Мысль верная. Чем дальше идем, тем бюрократизация все сильнее. Она, вопреки реформам и ожиданиям, которые на них были возложены, только растет. При этом мы теряем кадры. Формализм заставляет некоторых перспективных ученых уезжать за границу, где, кстати сказать, многие из них сразу становятся известными, успешными и опять же цитируемыми.

Илья ОЛЕЙНИКОВ, доцент кафедры политологии, истории и регионоведения исторического факультета ИГУ:

- Фактор бюрократизации - серьезная проблема. Такого нет в западных вузах. С одной стороны, идет давление со стороны государства по выполнению показателей, а с другой - нас давят проверками по ведению отчетности. Каждый преподаватель проворачивает гигантскую работу. Для каждого курса, коих у нас не один, а 10 - 12, требуются для аккредитации материалы на 120 - 130 страниц. Получается, что то время, которое преподаватель может заниматься наукой, он тратит на исписывание километров бумаги.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА.

Наталья КРАВЧЕНКО, ведущая:

- Дискуссия получилась жаркая. Наступила пора подводить итоги. Хотелось резюмировать вышесказанное. Александр Валерьевич, Вам слово.

Александр АРГУЧИНЦЕВ, ректор ИГУ:

- Коллеги, хотел бы констатировать, что, несмотря на возникающие порой у нас дискуссии и споры, мы все - единомышленники в хорошем смысле этого слова, болеющие за судьбу образования и науки. Хорошо, что такие люди есть. Значит, наука и образование будут развиваться в регионе, несмотря ни на что!

Читайте также: Онлайн-трансляция "День российской науки в Иркутске: проекты ИГУ получают поддержку российских научных фондов и международных программ".