2017-04-26T10:34:12+03:00
Комсомольская правда

Единственный в Сибири фарфоровый иконостас 19 века отреставрировали в Иркутске

Он располагался в домовой церкви сиропитательного заведения, нынешней сельхозакадемии
Единственный в Сибири фарфоровый иконостас отреставрировали в ИркутскеЕдинственный в Сибири фарфоровый иконостас отреставрировали в Иркутске

Фарфор – материал хрупкий, дорогой. Со времен своего изобретения он стоил на вес золота. Все потому, что за красивыми изделиями стоит ручная работа, сложный состав сырья и необыкновенное свойство – фарфор не стареет. Но сохранить его - не разбить, целое искусство. Сотрудникам иркутского художественного музея удалось сберечь белоснежные колонны иконостаса конца 19 века – единственного в Сибири!

- В фондах музея фарфоровое убранство иконостаса хранится более полувека, - рассказала на радио «Комсомольская правда» в Иркутске старший научный сотрудник отдела фондов Иркутского областного художественного музея Софья Шемякина. – В 1980-х годах мы планировали восстановить иконостас. Сотрудники Центра сохранения наследия сделали чертежи, воссоздав даже его резную деревянную часть. Но, увы, тогда все это осталось только на бумаге, не было финансирования. Однако частично нам удалость все-таки его реконструировать и теперь любой желающий может его увидеть.

Кстати, фарфоровые иконостасы в России появились в конце 19 века. Тогда во многих храмах начали заменять деревянные колонны на фаянсовые. Потому, что за ними было легче ухаживать – не рассыхались, использовались огнеупорные краски. Массово их изготавливали на знаменитой Тверской фабрике товарищества М.С.Кузнецова, которая выпустила более 20 иконостасов, украсивших храмы разных городов России — Санкт-Петербурга, Керчи, Владимира и других. На сегодняшний день сохранилось лишь пять. Наш же, сибирский иконостас, создали в 1891-1892 годах на фабрике Данилы Перевалова, ныне Хайтинский фарфоровый завод в поселке Мышелевка. Над ним трудились именитые мастера, например, художник, работавший на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге Дмитрий Морозов, а иконы расписывал санкт-петербургский художник Фирс Журавлев. Позолоченную резьбу, на который крепился фарфор, изготовили в иркутской мастерской Пятидесятникова. Для кого же предназначался столь изысканный заказ?

- Для домовой церкви сиропитательного заведения, которое располагалось на улице Преоброженской (здание ИСХА на ул. Тимирязева, - прим.авт.), - продолжает Софья Шемякина. – Его создали в 1838 году купцы Иван и Логгин Медведниковы. Братья исполнили волю умершей матери, благотворительницы Елизаветы Михайловны, которая завещала сыновьям создать в Иркутске приют, оставив на это 70 тысяч рублей. Купцы занимались его убранством, и содержанием.

Для этого приюта и был заказан наш уникальный фарфоровый иконостас. Его установили на третьем этаже здания в 1892 году, сразу же освятили. А в 1920-ом году сиропитательный дом закрыли и, как это часто было в те времена, иконостас разобрали. Деревянное убранство и иконы выбросили и чудом кто-то сохранил 150 фарфоровых деталей. Сокровище складировали в коробки и принесли в музей. И только в прошлом году начали реставрировать – хрупкие детали собрали на простую деревянную основу, а пространства заполнили иконами, которые хранились в фондах музея. Вот такая интересная история иконостаса, который теперь можно увидеть в постоянной экспозиции зала иконописи Галереи сибирского искусства Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева на улице Карла Маркса, 23.

- Уже в эту пятницу, 21 апреля, все желающие могу оценить отреставрированный уникальный экспонат, приходите, - приглашает Софья Шемякина.

Еще больше материалов по теме: «Выставки»

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 
Читайте также