Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Общество6 сентября 2007 22:00

В опознании останков царских детей помогает икона царевича

Следователь Генпрокуратуры Владимир Соловьев специально заказал ее в Новодевичьем монастыре
Источник:kp.ru

Следователь-криминалист Генеральной прокуратуры Владимир Соловьев чем-то напоминает киношного Ленина - характерной бородкой, резкими движениями, крепким рукопожатием. Уже с порога кабинета я увидел икону, стоящую на журнальном столике. Потемневший от времени образ смотрелся несколько странно в кабинете главного судмедэксперта области.

- Эту икону Христа Вседержащего я привез с собой, - перехватил мой взгляд Владимир Соловьев. - С начала расследования уголовного дела по царским останкам она путешествует вместе с ними. Она - как благословение в расследовании.

«Это дело для меня - личное»

Впервые с историей гибели семьи Романовых Соловьев столкнулся в 1991 году. Тогда в Генпрокуратуру из Свердловска прибыли материалы, где говорилось, что обнаружены останки царской семьи. До этого он думал, что это журналистская утка.

- Как вам доверили вести столь громкое дело?

- Совершенно обыденно доверили. В 1991 году мнения ученых о подлинности останков царской семьи разделились. Нужно было проводить экспертизу. А в то время экспертные исследования можно было проводить только в рамках уголовного дела.

- За столько лет расследование гибели царской семьи стало для вас, наверное, почти личным?

- Конечно. Я изучал архивы как российские, так и европейских государств, Америки и материалы частных коллекций. Времени на это ушло много. Да и от остальной работы никто меня не освобождал, так что расследование расстрела и захоронения императора и его семьи шло параллельно с другими делами. А насчет личного... Года четыре назад я специально попросил, чтобы для меня написали икону цесаревича Алексея. Эту просьбу выполнили монахини из Новодевичьего монастыря, что в Екатеринбурге. Можно сказать, что эта икона тоже принимает участие в расследовании.

«Полной уверенности нет»

Когда я спросил, действительно ли найденные в районе старой коптяковской дороги останки принадлежат царевичу Алексею и княжне Марии, Владимир Николаевич задумчиво огладил свою бородку.

- С одной стороны, все сходится. Исходя из доклада комиссара Якова Юровского (одного из командовавших расстрелом царской семьи. - Прим. ред.) можно предположить, что обнаруженные кости принадлежат царевичу Алексею и княжне Марии и никому другому. Найденные рядом с ними пули и осколки от керамических емкостей с кислотой подтверждают это. Я почти убежден, что археологи наконец-то отыскали останки последних царских детей... Но стопроцентной уверенности у меня нет. Фрагменты недавно найденных костей сохранились намного хуже, чем останки с первого захоронения. Они подверглись воздействию высокой температуры и кислоты. (По одной из версий, кстати, тела Алексея и Марии были после расстрела сожжены. - Прим. ред.) И ничего гарантировать ни я, ни мои коллеги из судмедэкспертизы не можем.

«Законность расстрела решит суд»

- А если станет известно, что найденные останки действительно принадлежат царевичу Алексею и княжне Марии?..

- Дело закроют, и это мое долгое расследование будет закончено. Что будет дальше с останками, решит Президент России. Это его компетенция.

- Могут ли признать последнего императора и его семью жертвами политических репрессий?

- Это может решить только суд. Вопрос очень спорный, много юридических тонкостей. В те годы, когда была убита семья Николая II, в стране был правовой беспредел, и решение о расстреле принял Уралсовет, имея на это все полномочия. ВЦИК и Совет народных комиссаров приняли решение, что Уралсовет поступил правильно. Таким образом, решение о расстреле приняло ранг закона.

Провожая меня до двери кабинета, Владимир Николаевич Соловьев напоследок заметил:

- Нынешнее расследование проходит не в пример легче прошлого. В прошлый раз как будто сама природа была против. Такие грозы грохотали! А теперь погода археологам помогла, и судмедэксперты уже с солидным опытом за плечами. Видимо, икона царевича Алексея помогает. Словно он сам хочет, чтобы его останки наконец-то опознали и похоронили. А во всем деле была поставлена точка.

КОМПЕТЕНТНО

Определять будут по ДНК

Начальник судебно-медицинской экспертизы Свердловской области Николай НЕВОЛИН:

- Методику определения мы разрабатывали практически с нуля, в 1991 году, когда исследовали останки Николая II, его родных и слуг. Позже эта методика очень помогла Ростовской лаборатории, когда им пришлось выявлять личность солдат, погибших в чеченских войнах.

Сложность в том, что останки, обнаруженные в районе старой коптяковской дороги, в очень плохом состоянии. Поэтому продолжительность экспертизы зависит от того, сколько ДНК сохранилось в костной ткани, а ее там, скорее всего, немного. Процесс будет долгим. Первым делом проведем анатомо-морфологическую экспертизу остатков зубов и костей. Она займет не больше месяца. Для экспертизы мы собираемся пригласить ведущих специалистов России из Москвы.