Премия Рунета-2020
Иркутск
+8°
Boom metrics
Общество18 июня 2014 11:54

Сергей Шмидт: «В первый класс меня отправили вооруженным»

Известный иркутский блогер и доцент рассказывает о своих школьных годах [видео]

Сергей Шмидт – один из самых популярных в Сибири блогеров. В своих публикациях в Интернете он рассуждает о политике, истории, событиях, которые касаются каждого из нас. Но это хобби. По профессии Сергей Федорович - историк, доцент кафедры мировой истории и международных отношений Иркутского государственного университета. Кстати, единственный в семье гуманитарий: Шмидты потомственные химики, известные в городе ученые. В рамках проекта «Я - первоклассник» преподаватель вспоминает свои школьные годы.

- Сергей Федорович, Вы помните день, когда пошли в школу?

- Конечно, в первый день учебы папа подарил мне автомат. И теперь в моей семье шутят, что в школу меня отправили вооруженным (смеется). А если серьезно, помню, что первые занятия были «декоративными», то есть сложных задач не ставили и оценки тоже были из разряда шуточных. За правильные ответы раздавали сначала нарисованные на бумажках звездочки, а потом уже выведенные на картонках пятерки.

Сергей Шмидт: «В первый класс меня отправили вооруженным»

Сергей Шмидт: «В первый класс меня отправили вооруженным»

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

- Каким Вы были ребенком?

- Я совершено точно не был драчуном. Хотя по физической комплекции не принадлежал к числу тех детей, которых обижают другие ребята. Сейчас с высоты своего возраста могу определить себя как ребенка, который принимал все очень близко к сердцу. Был достаточно обидчивым, мог делать из мухи слона.

- Вы выросли в семье ученых-химиков. Наверняка разные опыты проводили?

- Да, в доме были склянки. Но самое главное - была бумага: оранжевая в клеточку, на которой химики чертили свои графики. Называлась она миллиметровка. На ней я рисовал рисунки и воображал себя экспериментатором. Я тогда считал, что мир делится на химиков и всех остальных, и внутренне готовился к этой профессии. Но в начале 1-го класса добрался до тома Детской советской энциклопедии, который был посвящен истории.

Сергей Шмидт пошел в иркутскую школу №62 в 1978 году

Сергей Шмидт пошел в иркутскую школу №62 в 1978 году

- И… увлеклись?

- Да. Это было издание 1969 года, и начиналось оно с истории древнего человека. Эта часть книги мне была не очень интересна. После я стал читать о Вавилоне, Древней Греции, Риме… и меня все это очень захватило. Так что к концу 1-го класса я уже был готов стать историком.

- А какие были развлечения у провинциальной городской детворы конца 70-х - начала 80-х?

- Всяческие разведывательные экспедиции в подвалы и на чердаки многоквартирных домов. Затем строили штабы на пустырях, выкапывали землянки, создавали «рулевики» - сани с рулем. Кто был постарше, увлекался конструированием ракет. Но обязательным атрибутом жизни советского подростка были игры в войнушку на стройках.

- И Вам как человеку с немецкой фамилией Шмидт, конечно, была уготована роль полицая?

- Если бы дело происходило лет на 10 раньше, так оно и было бы. Не помню, чтобы в войнушках делились на немцев и русских. Просто на «своих» и «чужих». А по поводу моей фамилии… Иногда меня могли назвать «Мессершмитт». Я сильно обижался.

Преподаватель ИГУ единственный в семье химиков гуманитарий

Преподаватель ИГУ единственный в семье химиков гуманитарий

- Помните детские обиды?

- В детстве полно всяких обид (улыбается). Запомнилось, как меня принимали в пионеры. Была такая процедура - школьники красиво писали торжественное обещание: «Перед лицом своих товарищей торжественно клянусь…» И я написал это, с точки зрения учительницы, не совсем эстетично. Так вот учитель за небрежность и в назидание остальным демонстративно разорвала перед всем классом мое обещание. Но жаловаться было нельзя. Я собрал всю волю в кулак и написал новое послание.

- Спортом занимались?

- Спорт я ненавидел. Ходил в секцию прыжков с шестом, но до прыжков дело не дошло - я сбежал (улыбается). В старших классах я ходил в театральную студию. Было дело так. В школе меня вызвал к себе директор и говорит: мол, Шмидт, у тебя голос громкий, будешь выступать на конкурсе чтецов. Я выбрал что-то из Маяковского, прочитал, и меня приметили. В театре мне выпало целых три роли: лже-Дмитрия из Бориса Годунова, генерал-губернатора в поэме Некрасова «Русские женщины», который отговаривал княгиню Волконскую ехать к мужу, и третья - исполнение стихотворения Багрицкого о Пушкине. Надо сказать, театральный опыт очень помог мне в будущем, когда я уже стал преподавателем.

- То есть Вы всегда были неравнодушны к книгам?

- Безусловно. Яркие прочитанные книги - одни из самых сильных впечатлений детства. «Одиссея капитана Блада» Рафаэля Сабатини, «Баранкин, будь человеком» Медведева, книги Фенимора Купера об индейцах, Жюля Верна… Книги последнего - идеальная детская литература о том, как благородные люди попадают в тяжелые обстоятельства и выходят из них победителями. Это то, что ребенок должен ухватить в детстве.

После школы известный блогер хотел поступить на журналистику, но стал историком

После школы известный блогер хотел поступить на журналистику, но стал историком

- Судя по любви к чтению, Вы хорошо писали сочинения в школе, не так ли?

- Есть такая особенность: люди, которые хорошо и содержательно пишут сочинения, не обладают врожденной грамотностью. Я как раз из этой серии. 5/3 за сочинение было моей стандартной оценкой. Я окончил школу с серебряной медалью с единственной четверкой по русскому. На протяжении всех 10 лет я слышал от учителей: «Как ты можешь писать с ошибками, ведь ты так много читаешь?» И на своем примере я знаю, что между количеством прочитанного и грамотностью нет логической связи. Сочинения писал неплохие. Даже, бывало, учителя просили разрешения прочитать их перед классом.

- А почему не пошли на факультет филологии и журналистики?

- - Собирался поступать на филологический факультет, потому что очень любил литературу. Но поскольку шансов сдать русский язык не было, я планировал поступать на журналистику. На что мой отец примерно так сказал: «Ты сейчас просто поверь мне - сделай, как я скажу, а с годами вырастешь и скажешь спасибо». Я сам противник такого воспитания, ребенок, тем более, подросток всегда должен понимать, почему он должен поступать так или иначе. А вот в моем случае это сработало. Так вот отец тогда сказал, что писать человека научить нельзя, получи нормальное гуманитарное образование и если ты захочешь писать - ты будешь писать. А поскольку базовое гуманитарное образование - это история, и вот уже не любя к этому времени историю, я согласился. И через пять лет понял, что отец был прав.

- Что Вы думаете о нашем проекте «Я - первоклассник!», итогом которого станет журнал с фотографиями всех будущих школяров города?

- Отличный проект. Я большой поклонник всякого рода визуального запечатления истории. Детство пролетает просто с неимоверной скоростью, притом что когда ты находишься внутри детства, кажется, что каждый день длится долго. Это во взрослом возрасте дни короткие, а в детстве, отрочестве и чуточку в юности они довольно длинные. Но скорость, с которой проходит это время, это что-то феноменальное! Вспоминаешь детство и удивляешься этому буквально мигу, поэтому любая остановка времени - это здорово.