Премия Рунета-2020
Иркутск
+6°
Boom metrics

Весна Победы: иркутский вокзал

Мы продолжаем рассказывать об Иркутске времен Великой Отечественной войны в рамках совместного проекта «КП» , областного правительства и Фонда культуры
Источник:kp.ru
Дети внимательно слушали экскурсовода, рассказывающего о войне.

Дети внимательно слушали экскурсовода, рассказывающего о войне.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Необычные экскурсии на ретро-трамвае для иркутских учеников продолжаются. На этот раз на встречу с прошлым отправились дети из школы № 14. За час они узнали, как жил город в Великую Отечественную. И одна и остановок путешествия во времени - иркутский вокзал. Именно он стал отправной точкой на войну для воинов-сибиряков. Именно сюда первыми стали приходить эшелоны с эвакуированными заводами.

- Основной вид транспорта во время войны была железная дорога, - начинает свой рассказ экскурсовод. - Большинство тех, кто уезжал из Иркутска на фронт, собирались здесь. Также сборы проходили в Иркутске-2, на станции Иркутск-Сортировочный. На платформе нашего вокзала звучали и песни под гармошку - так родные провожали близких на фронт. Обнимались, прощались, многие на всю жизнь…

Сразу после начала войны в Иркутск эвакуировали машиностроительные заводы с Украины. На вокзал привезли рабочих и оборудование с ново- и старокраматорских предприятий. Они были направлены на расширение Завода тяжелого машиностроения им. Куйбышева. Основные трудности были связаны с тем, где разместить прибывших в эвакуацию людей. Многих приютили у себя дома иркутяне, а многие оставались жить прямо в вагонах, на вокзале.

Вторым крупным предприятием, эвакуированным в Иркутск, стал Московский авиационный завод № 39. Эшелоны прибыли в наш город в ноябре 1941 года. Оборудование разместили на производственных площадях авиационного завода, а также в ремесленном училище № 2. Оно находилось неподалеку. Благодаря слаженной работе иркутян и эвакуированных рабочих (всего их было 1700 человек) к выпуску продукции смогли приступить уже через 2 месяца.

Иркутский вокзал также принял эвакуированные патронные и абразивный заводы, швейную фабрику им. Воровского, фабрику головных уборов из Одессы, а также швейную фабрику из Смоленска. Перебазировано в областной центр было и обувное предприятие Днепропетровска – в Иркутск отправили 27 вагонов. Интересно, что днепропетровское предприятие было сохранено как самостоятельное производство. Его разместили в здании пожарного депо в Ленинском районе. Уже в октябре 41-го фабрика начала работу в Иркутске.

Весна Победы: иркутский вокзал.

Весна Победы: иркутский вокзал.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА