Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Экономика11 августа 2015 22:00

Год без хамона: Что изменилось на наших прилавках

В начале августа 2014 года Россия в ответ на санкции ввела эмбарго на поставки ряда видов продовольствия из стран Евросоюза, США, Канады, Австралии и Норвегии [инфографика]
С 6 августа в России решено уничтожать продукты, ввезенные из Европы в обход запрета.

С 6 августа в России решено уничтожать продукты, ввезенные из Европы в обход запрета.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Это был наш ответ на их санкции. Под запрет попали мясные и молочные продукты из этих стран, рыба и рыбопродукты, а также овощи и фрукты. Прошел год... Каковы же итоги?

Итог 1. Импорт продуктов снизился почти вдвое

Как заявил на днях министр сельского хозяйства Александр Ткачев, в 2013 - 2014 годах в Россию завозилось импортных продовольственных товаров на 45 млрд. долларов. Сейчас эта цифра уменьшилась до 25 млрд. долларов.

В первую очередь сократились поставки из стран дальнего зарубежья. Например, как следует из данных Национального союза производителей молока («Союзмолоко»), из стран, не входящих в Евразийский союз (его члены - Россия, Беларусь, Казахстан, Армения), с июля 2014-го по июль 2015-го сыров закуплено в 9,4 раза меньше, чем годом раньше, сливочного масла - в 7,8 раза, сухого обезжиренного молока - в 6,3 раза.

Итог 2. Повезло Беларуси и Бразилии

Зато поставки молочных продуктов - сливочного масла, сыра и творога - резко увеличились из Беларуси. Доля этой страны в общем импорте молочки выросла почти в два раза.

В рядах импортеров мяса - тоже заметные изменения. По словам Александра Ткачева, поставки мяса из Евросоюза, США и Австралии заменены на продукцию из Бразилии, Беларуси, Парагвая и Аргентины.

Вместо рыбы из Норвегии и Евросоюза у нас теперь она из Исландии, Китая, Чили и Фарерских островов. Поставки овощей увеличились из Турции, Беларуси, Египта, Ирана, Азербайджана, Китая, картошки - из Эквадора, Беларуси, Турции, Египта, Сербии и Пакистана.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Итог 3. Сельское хозяйство подросло

Нельзя, однако, сказать, что импортозамещение к тому и свелось, что одни зарубежные кормильцы сменились другими. Собственное производство тоже выросло. По данным Минсельхоза, по итогам прошлого года рост в отечественном АПК составил 3,7%, в пищевой промышленности - 3,3%. А в первом полугодии 2015 года сельское хозяйство у нас оказалось практически единственной отраслью, которая сохранила более-менее устойчивый рост (2,9% за полгода), несмотря на кризис, обвал рубля, дорогие кредиты и все такое.

Ударнее всего - более чем на 20% за год - наши аграрии увеличили выпуск сыров и сырных продуктов. По данным «Союзмолока», неплохо поднялось производство сливочного масла и масляных паст - на 8,3% за год. Производство собственно молока наконец перестало падать, осталось примерно на том же уровне (+0,3% за год).

Мяса и субпродуктов, по данным Росстата, за пять месяцев этого года произведено на 13% больше, чем годом ранее, мяса птицы - почти на 12%, рыбы и рыбопродуктов - почти на 6%.

Итог 4. Цены тоже выросли

Продовольствие, по данным Росстата, за год (июль 2015-го к июлю 2014-го) подорожало на 18,6%. Это в среднем. Некоторые виды продуктов подпрыгнули в цене гораздо больше - на 30 - 40%. Эмбарго и сложности с перестраиванием привычных схем поставок, правда, в этом виноваты лишь отчасти. Например, в разы подорожала вполне себе отечественная треска, которой год назад, при введении антисанкций, нас обещали накормить до отвала. Дело в том, что из-за падения рубля ее стало выгоднее продавать за рубеж, вот внутренние цены и подтянулись.

С отечественной продукцией возникли и другие проблемы. Оборудование, семена в основном импортные - соответственно подорожали вместе с долларом и евро. Нередко для выпуска российского вроде бы продукта - например, сахара - используется импортное сырье. Как тут удержать цены?

Спрос за год тоже упал. Оборот розничной торговли продовольствием в мае - апреле 2015-го ужался почти на 9% по сравнению с теми же месяцами 2014 года. Как отмечается в очередном «Оперативном мониторинге экономической ситуации в России», подготовленном Институтом Гайдара, Российской академией народного хозяйства и государственной службы и Всероссийской академией внешней торговли, с апреля - мая наметившиеся темпы роста в сельском хозяйстве замедлились. Поскольку россияне начали экономить в том числе и на отечественной еде.

Правда, в том же докладе делается вывод, что «на фоне резкого сжатия внутреннего спроса на продовольствие даже сокращающиеся темпы прироста в сельском хозяйстве свидетельствуют о том, что определенные процессы импортозамещения имеют место - доля отечественного производства на внутреннем рынке увеличивается».

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Производители: даешь продолжение!

Сейчас отечественные аграрии крайне поддерживают продление и даже расширение антисанкций. Что и неудивительно: несмотря на все сложности, связанные с падением рубля, подорожанием кредитов и прочими проявлениями кризиса, именно те наши сельхозпроизводители, чья продукция в результате эмбарго лишилась европейской конкуренции, оказались в более выгодном положении. Но, как говорит, например, Андрей Даниленко, председатель правления «Союзмолока», для того чтобы нашим аграриям добиться существенных успехов, нужен не один год.

- Мы, естественно, думаем (о расширении эмбарго. - Ред.). Нам поступают многие предложения из разных ассоциаций, союзов, кабинетов власти. Но я склонен к тому, что мы будем десять раз все считать, а потом примем решение. Потому что на кону продовольственная безопасность, - заявил на днях глава Минсельхоза Александр Ткачев.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Европа теряет миллиарды евро

По словам президента профессионального союза европейских фермеров и работников сельхозкооперативов Альбера Яна Маата, сельхозпроизводители ЕС из-за эмбарго потеряли 5,5 миллиарда евро. В частности, потери Италии оцениваются примерно в 1,2 миллиарда евро, Бельгии - в полмиллиарда.

Особенно пострадали зарубежные производители молока, причем не только европейские. Наше эмбарго оказалось одним из факторов, которые привели к рекордному падению цен на мировых рынках на молочную продукцию. В сравнении с началом 2014 года они опустились на 64%, до уровня 2002 года. Что в ряде стран, особенно в молочной Новой Зеландии, чревато массовыми банкротствами местных производителей, если им не будет оказана помощь.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Контрабанду - в печь!

В начале августа вступил в силу указ президента об уничтожении продуктов, которые были завезены в страну в обход запретов. Документ вызвал живое обсуждение и среди россиян и экспертов. Мол, как же так - это же еда, нельзя ее уничтожать!

Но, к сожалению, как заявила глава Роспотребнадзора Анна Попова, доказать безопасность этой продукции практически невозможно. Санкционные товары завозят в Россию под видом стройматериалов или химических реактивов. Никаких сертификатов безопасности, никаких других положенных документов у таких продуктов нет. Более того, сделать анализ таких товаров тоже проблематично. Это занимает продолжительный период времени (часть продуктов может просто испортиться при хранении), также нужно знать состав товара (если речь, например, идет о сыре). Поэтому общепринятая мировая практика - утилизация.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Глава Роспотребнадзора Анна Попова: У санкционных товаров нет документов, они могут быть опасны

Новый подход в борьбе с контрабандными товарами вызвал эмоциональное обсуждение среди россиян и экспертов. «Комсомолка» выбрала самые популярные вопросы, которые задают участники «продуктовой дискуссии», и задала их руководителю Роспотребнадзора Анне Поповой. Именно ее ведомство отвечает за безопасность продуктов в стране. (подробности)