Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Дом. Семья3 апреля 2016 22:00

«Правило муравчика»: сказка про бога, котов и собак

Эта книга Александра Архангельского звучит как некий тест на образованность читателя
Литературовед и телеведущий Александр Архангельский написал сказку про бога, котов и собак.

Литературовед и телеведущий Александр Архангельский написал сказку про бога, котов и собак.

Известный литературовед и телеведущий Александр Архангельский написал сказку про бога, котов и собак. Что же под обложкой: антиутопия о собачей жизни или грустная сказка о том, как на душе кошки скребут?

«ПРАВИЛО МУРАВЧИКА»

«Рипол-Классик», 2016

Потрясающая и нескончаемая игра слов. Острый кошачий, всепоглощающий собачий и прекрасный русский язык. Буквально, соседняя нам, параллельная вселенная, где человек – Бог, а у котов, собак, зверей леса и существ моря есть свои государства, каноны и мифы. Книга Архангельского звучит как некий тест на образованность читателя: чем более читатель образован, тем больше разнообразных аналогий звучит и видится для него в образах этой книги. Возможно, есть здесь тираны и диссиденты, религиозные конфессии, любящие женщины, толпа взрослая и толпа молодая, личная гвардия и ополчение, экономическое чудо и политические провокации, войны, репрессии, стихи, мифы, сплетни, племена, регионы, ссылка и вера, политэкономия и геополитика. Всё перечисленное описано как события их жизни собак и кошек. Только не памфлет это в жанре Свифта, нет здесь буйства Рабле, пессимизма Вийона и тщательности Томаса Мора. На вопрос: «Что же хотел сказать автор?» четкого ответа нет. Есть намеки, игра слов, прекрасный язык притчи, более всего походящий на язык «Колыбели для кошки» Курта Воннегута.

Получив гарантированное удовольствие от рассказа о мире людей на языке кошек, читатель неминуемо обратит внимание на божественную роль человека в этой притче. В начале книги Бог, мифологичен, а в финале он появляется в реальном времени. Вот только его «второе пришествие» приносит так много покоя и счастья, что выглядит как разочарование. Читатель привыкает к борьбе за «кототечество», призыву: «бороться и мурчать, мурчать и не сдаваться», удивляется как легко можно примирить «котоликов» с «котометянами», как вдруг на локацию кошачей и собачей цивилизации возвращается человек и всем раскладывает по мискам. В мифологии это миски, в которых не кончается еда, а еще рядом с человеком тепло и иногда он берет котов на руки, чтобы погладить. И вот тут притча теряет всяческие политические аналогии, если они кому привиделись. Для чего человечество ждет Бога от тысячелетия к тысячелетию? Ради стабильной и халявной миски с едой и ласки? Над чем посмеялся образованный и не голодный Александр Ахрангельский в финале своей сказки? Вот такая сказка, после которой вопросов куда больше, чем ответов.