2017-03-15T01:00:01+03:00

Для чего иркутский аэропорт должен остаться в собственности области?

Сказать свое веское слово и положить конец кривотолкам могут депутаты Заксобрания региона
Иван ПЕТРОВ
Поделиться:
Комментарии: comments1
..Фото: ПЫХАЛОВА Юлия (архив)
Изменить размер текста:

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко встретился в Москве с депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации РФ. Обсуждались вопросы реализации Стратегии социально-экономического развития региона, финансирования ряда проектов и программ, а также судьба иркутского аэропорта.

В рамках рассмотрения темы аэропорта Сергей Левченко заявил о готовности провести конкурс на строительство нового авиаузла в текущем году.

- Ситуации прозрачнее и быть не может. Мы не намерены продавать аэропорт, поэтому нет никаких сроков аукциона или конкурса. Что касается строительства нового авиаузла, то я уже общался со всеми потенциальными инвесторами. Предлагаю создавать не монополиста, а пул. Конкурс по новому аэропорту будет проведен в этом году, - сказал губернатор.

На встрече депутаты Госдумы от Иркутской области Николай Николаев, Андрей Чернышев, а также куратор региона от ЛДПР Андрей Луговой подчеркнули важность заявления о проведении конкурса по строительству нового аэропорта в этом году.

- Беседа с губернатором была откровенной, - прокомментировал итоги встречи Николай Николаев. - Мы затронули достаточно много острых вопросов, которые в последнее время поднимаются в области. То, что прозвучало почти хором: у нас нет нормального взаимодействия, и от этого страдает область. Много вопросов пока, увы, осталось без ответов. Надеюсь, что причиной тому стала нехватка времени, - встреча состоялась в перерыве пленарного заседания. Но по одному вопросу ответ губернатора прозвучал: конкурс на право строительства нового аэропорта в Иркутске должен состояться в этом году. Уверен, нам необходимо выстраивать коммуникации между всеми ветвями и уровнями власти. Без этого Иркутская область будет только терять свои позиции. Со своей стороны мы будем продолжать налаживать конструктивное взаимодействие с региональной и муниципальными властями.

Напомним, что еще недавно ситуация вокруг иркутского аэропорта была накалена до предела. Некоторые чиновники в правительстве Иркутской области пытались под видом «компромисса» продвинуть нарушающую указ президента по развитию аэропорта схему: разделить вопросы строительства нового авиаузла и реконструкции действующей воздушной гавани. И при этом, сохранив ранее озвученную позицию, передать существующий аэропортовый комплекс в управление компании «Новапорт» без конкурса. А это, безусловно, активизирует конфликт между губернатором и местными элитами.

Депутаты регионального Заксобрания 15 февраля этого года приняли решение направить главе Приангарья Сергею Левченко запрос с предложением отчитаться о планах по развитию иркутского аэропорта. В частности, парламентариев интересовало, почему статус воздушной гавани был изменен на непубличное акционерное общество, с какой целью имущество объекта планируется передать «сторонней организации» без проведения конкурса и как будет выполняться указ главы государства?

Напомним, что Президент России Владимир Путин 31 декабря 2014 года подписал Указ «О повышении эффективности авиатранспортного обеспечения Иркутской области». В нем говорится, что передача в собственность Приангарья аэропорта столицы региона осуществляется для привлечения правительством области на условиях государственно-частного партнерства инвестиций в развитие авиационного узла, а также для реконструкции и строительства объектов действующего аэропорта и возведения новой воздушной гавани.

Между тем о государственно-частном партнерстве речи не шло. А схемы с компанией «Новапорт» вызвали бурю негодования среди потенциальных инвесторов. В частности, компания Олега Дерипаски «Аэропорт Девелопмент» обратилась к губернатору с просьбой проинформировать профильных игроков рынка о требованиях к инвесторам проекта, критериям отбора, объеме и сроках инвестиционных обязательств. Тревогу забили и другие участники рынка, а также депутаты Госдумы РФ и Законодательного собрания Иркутской области, представители общественности. Официальное предостережение в адрес областных чиновников, включая заместителя председателя правительства региона Руслана Болотова, направила Федеральная антимонопольная служба. На днях Комиссия Управления ФАС по Иркутской области признала обоснованной жалобу на АО «Международный Аэропорт Иркутск» в связи с установлением завышенных требований, ограничивающих число участников закупки на оценку имущества. Администрации воздушной гавани выдано предписание об аннулировании итогов тендера.

Напомним также, что депутат Госдумы от Иркутской области Николай Николаев направил руководителю ФАС Игорю Артемьеву письмо с просьбой проверить законность действий правительства Иркутской области по созданию совместного предприятия аэропорта Иркутска с компанией «Новапорт». В частности, депутат обратил внимание на невыполнение Указа Президента РФ «О повышении эффективности авиатранспортного обеспечения Иркутской области», который предполагает привлечение инвестора на конкурсной основе.

Парламентарий отметил, что создание совместного предприятия с выбранным без конкурса инвестором «носит коррупционный характер и ограничивает поступления денежных средств в бюджет региона».

Депутат Госдумы от Иркутской области Андрей Чернышев направлял по этой ситуации запрос в Генеральную прокуратуру.

Чтобы снять остроту возникшей проблемы, необходим арбитр. Желательно, чтобы им стал представитель Иркутской области, а не федерального центра. Поэтому шанс стать таким арбитром есть у Законодательного собрания региона.

Депутат Госдумы РФ Николай Николаев ранее направлял председателю Заксобрания Приангарья Сергею Брилке обращение с просьбой взять под личный контроль передачу аэропорта под совместное управление с компанией «Новапорт». В обращении отмечалось, что управление аэропортом посредством совместного предприятия имеет ряд недостатков. В частности, предполагается внесение в уставный капитал 100% акций аэропорта Иркутска как обязательной доли региона, оценивающейся в размере 49% в капитале. Инвестор же обязуется внести 51% акций. Таким образом, регион потеряет контроль над активом, не получит средства в бюджет от его передачи инвестору. Иркутская область сохранит только функции мониторинга и участие в органах управления совместного предприятия. В своем письме Николай Николаев также напомнил, что вовлечение любых акций стратегических региональных предприятий в совместное управление с частными инвесторами должно согласовываться Законодательным собранием.

В этой ситуации на региональном парламенте лежит особая ответственность - принять четкое решение и взять под контроль выполнение областью указа президента. Иначе, похоже, регион может просто потерять аэропорт.

Комментарий эксперта

Антон КОРЕНЬ, генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА), Москва:

- В настоящее время в Российской Федерации накоплен богатый опыт реализации проектов государственно-частного партнерства в аэропортовой сфере. В Иркутске возможна реализация такого проекта по нескольким вариантам. Наиболее распространены формы ГЧП на основе акционерного соглашения, заключаемого на основании Федерального закона «Об акционерных обществах», а также Закона «О концессионных соглашениях». В меньшей степени к аэропорту Иркутска применима схема по ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации».

Возможны и иные схемы, но они юридически менее эффективны с точки зрения формирования качественных взаимоотношений сторон, гарантий соблюдения инвестиционных обязательств. Отметим, что любая схема отчуждения государственного или муниципального имущества в Российской Федерации предусматривает процедуры торгов, принцип соревновательности потенциальных инвесторов, открытость публичной стороны при совершении сделки. Кроме того, необходимо соблюдать процедуры приватизации. Выбранная и реализуемая на данный момент схема в отношении аэропорта Иркутска имеет целый ряд уязвимых моментов.

Юристы ЦСР ГА считают целесообразным пересмотреть текущую реализуемую схему, чтобы избежать возможных негативных последствий для проекта и не потерять время на откладывание его реализации в связи с возможными представлениями ФАС или судебными разбирательствами.

Правовое поле для таких проектов, не уступающее правовым системам ГЧП ведущих развитых стран мира, в России уже сформировано, профессиональные экспертные организации для подготовки таких проектов в аэропортовой сфере с успешным богатым опытом в нашей стране тоже существуют.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также