Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+3°
Boom metrics
Спорт7 декабря 2017 9:22

Как «Зениту» удается собрать полный стадион

«Комсомолка» разбиралась в причинах высокой посещаемости арены «Санкт-Петербург»
Фанатский сектор, всегда бурно поддерживает свою команду

Фанатский сектор, всегда бурно поддерживает свою команду

Фото: Александр ГЛУЗ

В минувшую субботу «Зенит» сыграл последний в этом году матч на своем стадионе. И если спортивные результаты команды, наверное, не в полной мере удовлетворяют как руководство клуба, так и болельщиков, то посещаемость ее домашних матчей впечатляет. В уходящем году «Зенит» провел на арене «Санкт-Петербург» в рамках чемпионата России девять поединков, на которых побывали 401 634 любителей футбола, в среднем 44 634 человека на одной игре. По этому показателю «Зенит» опережает такие известные клубы, как «Рома», «Валенсия», «Челси», «Ювентус».

Посмотреть архитектурный шедевр

Между тем вместимость стадиона «Петровский», где «Зенит» провел немало ярких, запоминающихся матчей, составляет 20 985 человек. При этом аншлаг наблюдался крайне редко. И вот такой всплеск интереса к футболу.

… 30 июля, в погожий летний день, «Зенит» на «Петровском» встречался с командой «Тосно», которая считалась хозяином поля. На игре побывали 12 555 зрителей. Через две недели уже на стадионе «Санкт-Петербург» зенитовцы играли с «Ахматом». И уже совсем другое число - 45 470 человек. Хотя со спортивной точки зрения матч против «Тосно» был интереснее: как-никак, встречались земляки, можно говорить о дерби.

Бесспорно, даже далеким от футбола людям было любопытно посмотреть, что же за архитектурный шедевр строили десять лет на Крестовском острове. Тогда можно было предполагать: именно это стало причиной летнего ажиотажа, который осенью пойдет на убыль. Подобные умозаключения, однако, не подтвердились.

Вот такое чудо архитектуры десять лет строили на Крестовском острове

Вот такое чудо архитектуры десять лет строили на Крестовском острове

На стадион по принуждению?

Осенью авторы некоторых публикаций на спортивных сайтах, преимущественно, москвичи, искали объяснение высокой посещаемости домашних матчей «Зенита». По их словам, все очень просто: болельщиков заманивают на стадион бесплатными билетами, при этом работников бюджетных организаций отправляют на трибуны чуть ли не в принудительном порядке. Вот цитата из публикации безымянного автора: «Муниципалитеты Петербурга оптово покупают билеты у «Зенита», якобы для своих коммун, состоящих поголовно из болельщиков «Зенита». Муниципалитеты добровольно-принудительно дают разнарядку бюджетным предприятиям на своей территории на обязательное посещение матчей «Зенита».

Чтобы выяснить, так этот или не так, «Комсомолка» обратилась к коммерческому директору клуба Дмитрию Манкину. Вот каким был его ответ:

- Никаких государственных и муниципальных программ финансирования покупки билетов на матчи «Зенита» не существует. Был только один случай: 54-й муниципальный округ Санкт-Петербурга прислал запрос на покупку билетов по безналичному расчету – по сто билетов на две игры: против «Арсенала» и «Русенборга».

Бесплатные билеты существуют

Между тем какая-то часть зрителей, действительно, проходит на трибуны бесплатно. Как удалось выяснить «Комсомолке», количество бесплатных билетов не превышает двенадцати процентов от их общего числа.

Куда же они уходят? Как сообщили нам в пресс-службе, есть три направления. О третьем скажем чуть ниже, а пока о двух других. Первая – это сотрудники фирм-спонсоров клуба и фирм-спонсоров РФПЛ. Партнеры могут использовать эти билеты по своему усмотрению. В «Зените» подчеркивают, что для клуба это условно бесплатные билеты, поскольку деньги за них все равно поступают: через спонсорские контракты.

Второе направление — социальные и благотворительные программы. На отдельные матчи приглашают ребят, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах, волонтеров, которые помогают клубу, воспитанников детдомов. Cкажем, на последнем в этом году домашнем матче с «Уралом» побывали более 2 500 подопечных детских домов.

Спонсорам обычно уходят 1500 билетов в рамках благотворительных программ – 2000.

К слову, благотворительностью занимаются многие футбольные клубы. В том числе и областная команда «Тосно».

Гибкая ценовая политика

Любопытный факт. «Комсомолке» стало известно, что на завершающей стадии строительства проводились маркетинговые исследования, которые должны были выяснить ориентировочную посещаемость новой арены. Результат – 30 000-35 000 человек. Однако, как видим, по итогам осенней части чемпионата средний показатель выше даже с учетом уже приведенных чисел. Это можно объяснить тем, что есть еще одна категория болельщиков, которая получает бесплатные билеты.

- Клуб регулярно проводит рекламные и pr-кампании в целях популяризации посещения футбольных матчей как общесемейного культурного отдыха, - подчеркивают в пресс-службе «Зенита».

Одна из таких акций – «счастливые часы»: те, кто прибывает на стадион задолго до стартового свистка, когда проходят уже ставшие популярными «Фан-променады», получают возможность бесплатно сходить на одну из последующих встреч. (Перед матчем со «Спартаком», собравшим рекордную в этом году аудиторию, было роздано десять тысяч пригласительных). Это также относится к владельцам абонементов и к тем болельщикам, которые регулярно бывают на стадионе.

Второе и главное – гибкая ценовая политика. Возьмем два октябрьских матча: с середняком турнира «Арсеналом» и лидером «Локомотивом». На «Арсенал» билеты стоили от 200 до 2000 рублей, на «Локомотив» - от 1100 до 14 000. Существенная разница.

- На матч против «Урала» я отправился вместе с женой и ребенком, - сказал корреспонденту «Комсомолки» представитель организации болельщиков клуба «Невский фронт» Алексей Понкратьев. – За билеты мы заплатили четыреста рублей. Даже без учета того, что на эту игру дети до двенадцати лет проходили бесплатно, получилось значительно дешевле, нежели было бы на «Петровском». Но я знаю, что с переездом на новый стадион резко подорожали так называемый бизнес-клуб, самые удобные места на центральных трибунах.

По мнению Алексея Понкратьева, нынешняя посещаемость матчей «Зенита» - результат успешной работы клубных структур.

Однако возникает вопрос: как долго сохранятся относительно низкие цены на билеты?

- Во многих футбольных странах, когда открывается новый стадион, первое время стоимость билетов остается невысокой. Чтобы болельщики привыкали к новой арене, - говорит футбольный эксперт Леонид Генусов. - А затем цены повышают.

Будем надеяться, что в Петербурге этого не произойдет.

Официально

Николай Растворцев, первый заместитель председателя комитета по физической культуре и спорту: «Между ФК «Зенит» и комитетом существует практика выделения билетов на безвозмездной основе на домашние матчи ФК «Зенит» для распространения среди учащихся детско-юношеских футбольных школ и ветеранов спорта Санкт-Петербурга»

Цитата

Илья Черкасов, бывший генеральный директор «Зенита»: «По своему опыту знаю: если нужно заполнить стадион, то снизить стоимость билетов с организационной точки гораздо проще, нежели распространять их бесплатно»

Цифры

Самая высокая посещаемость арены «Санкт-Петербург» была зафиксирована на матче со «Спартаком» - 53 359 человек, самая низкая – на матче с «Уфой» - 30 158.

Вот это да!

2 мая 1959 года на матче «Зенит» - «Спартак», который состоялся на стадионе имени Кирова, присутствовали 110 000 человек. Как утверждают знатоки статистки, это рекорд посещаемости в отечественном футболе, который никогда не будет побит