Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
В мире13 декабря 2017 8:16

Закон об оборонном бюджете США допускает признание Крыма российским

В 2018 году Америка пустит на военные нужды почти $700 млрд и останется на Ближнем Востоке [радиопередача]
Дональд Трамп утвердил новый военный бюджет США.

Дональд Трамп утвердил новый военный бюджет США.

Фото: REUTERS

Во вторник после длительных проволочек Конгресс США всё-таки направил президенту Дональду Трампу законопроект о военном бюджете на 2018 год, и хозяин Белого дома поставил на важном документе последний штрих — свою подпись. При этом американские депутаты, обычно воспринимавшие в штыки почти все инициативы магната, разрешили потратить для военных нужд на целых $26 млрд больше, чем изначально просил кабинет Трампа.

Итак, на «обычные» нужды Пентагона выделено $634 млрд, но в эту сумму не входят $66 млрд «для выполнения боевых задач в Афганистане, Ираке, Сирии и других территориях». Кстати, всего год назад в разгар предвыборной кампании Трамп упрекал тогдашнего президента Барака Обаму за трату шести триллионов долларов на бесплодные войны на Ближнем Востоке в течение его восьмилетки. Но и с новым президентом, похоже, Пентагон уходить из региона не намерен.

«Мы продолжим максимальное давление на отвратительный диктаторский режим Северной Кореи», — обещает Трамп, выделяя $12,3 млрд на развитие систем противоракетной обороны (ПРО). Шаг весьма актуальный, учитывая, что в последний год у Пхеньяна появились ракеты большой дальности, теоретически способные достичь территории Штатов. Не забыты и простые американские солдаты — их зарплата поднимется на 2,4%.

Затронута в законе и Россия.

Пункт 1048 документа требует от Минобороны США «бороться с попытками РФ, её союзников и агентов повлиять на [американских] военных и завербовать их». Конкретные меры борьбы с «российским влиянием» сформулированы крайне размыто. Нужно провести некие «ежегодные тренинги» для всех (!) военных и гражданских на службе Пентагона — возможно, речь идёт о сочетании «минуток политинформации» с психологическим тестированием для выявления потенциальных «агентов врага».

Пункт 1232 запрещает Пентагону «финансировать в 2018 году любую деятельность, предполагающую признание суверенитета Российской Федерации над Крымом». Правда, сразу за тем идёт дополнение: «Министр обороны с согласия госсекретаря может отказаться от данного ограничения, если то отвечает интересам национальной безопасности США».

Трактовать это можно двояко: с одной стороны, Штаты по прежнему не признают Крым, с другой стороны, оставляют себе юридическую лазейку для обратного. Ведь Конгресс, без согласия которого президент мало что может, только что подписал законопроект, где фактически передал «крымский вопрос» на усмотрение исполнительной власти (Белого дома, Пентагона и Госдепа, который сейчас возглавляет кавалер российского Ордена дружбы Рекс Тиллерсон).

Пункт 1243 предписывает выделить $58 млн на «контрмеры в ответ на нарушение Россией Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности» (РСМД, подписан Горбачёвым и Рейганом на пике «разрядки» в 1987-м). Такой «контрмерой» со стороны США может быть лишь принятие на вооружение собственной ракеты средней дальности (которая теоретически может быть неуязвима для систем ПРО, заточенных только под «серьёзные» баллистические ракеты).

«Российская агрессия против Грузии в 2008 году и Украины в 2014, ее военная активность в Арктике и Средиземноморье […] является главным вызовом системе безопасности США, их союзников и партнёров в Европе», — говорится в законе. Поэтому на всевозможные «меры противодействия России в Восточной Европе» выделено свыше $4 млрд.

Также анонсированы средства «на поддержку вооружённых сил Украины» в размере $350 млн — правда, солидная часть этой суммы предполагает поставку «нелетальных вооружений», повышение квалификации военных врачей и пр.

* * *

Итого: «Америка хочет сохранить военное присутствие в мире»

— Оборонный бюджет предполагает траты не столько на армию, сколько на военную промышленность с бескрайними возможностями для «оптимизации» госрасходов, проще говоря, коррупции, — полагает эксперт Уральского информационно-аналитического центра Михаил Фрибен. — То есть это в первую очередь реверанс в сторону военно-промышленного комплекса, чьей поддержкой Трампу необходимо заручиться в условиях попыток импичмента со стороны либеральной оппозиции. А учитывая, какую повестку создаёт новая команда Белого дома (угрозы в адрес «диктаторских режимов» Ирана и КНДР), столь внушительный военный бюджет имеет и «идеологическое» обоснование. Пока что США делают ровно то, о чём ранее предупреждал Путин: готовятся к выходу из договора по РСМД, сваливая вину на Россию.

— Последнее время США наращивают оборонные расходы (например, в 2016 году те составляли «всего» $611 млрд), — говорит кандидат исторических наук, американист Ярослав Левин. — Трамп недавно признал Иерусалим столицей Израиля (весьма болезненный вопрос для евреев и арабов, уже вызвавший массовые протесты последних). Из-за этого обстановка на Ближнем востоке может опять осложниться, так что новые бюджеты Пентагону для операций в регионе вполне логичны, ведь Америка хочет в любом случае сохранить здесь своё присутствие