ЕГЭ - всего лишь “линейка” для измерения общего уровня образования выпускников
Фото: Алексей БУЛАТОВ
Президент Российской академии наук Александр Сергеев ранее ни в чём таком скандальном замечен не был. С октября прошлого года тихо осваивался в кресле главы РАН, и тут вдруг сразу такое.
- Я считаю, что мы должны отказаться от ЕГЭ, - объявил Сергеев во время выступления на Московском экономическом форуме. - Задачи, которые мы должны решить, прежде всего связаны с тем, чтобы карьера ученого была привлекательной в стране. У нас престиж ученых очень невысок. И вообще говоря, это начинается со школы. И мы обязательно должны в этой начальной траектории внести существенные изменения, вернуть научную часть.
У многих из тех, кто занимается образованием и наукой, особенно образованием, заявление главы РАН удивило. Как связан Единый госэкзамен с научными кадрами? Ведь очевидная вещь - молодых и перспективных учёных можно “вычислить” вовсе не по баллам за ЕГЭ. Это штучный отбор, олимпиады школьников, учёба в спецклассах и колледжах при вузах… Единый госэкзамен вообще не для этого. ЕГЭ - всего лишь “линейка” для измерения общего уровня образования выпускников. Знаешь предмет выше планки - вот тебе пропуск в вуз. Кстати, известный факт: бывает, что вундеркинды, которые блестяще выигрывают школьные олимпиады, набирают очень низкие баллы на ЕГЭ. Но олимпиады-то они выигрывают! И вузы сами охотятся за такими умниками. Но это совсем не то, о чём говорит академик Сергеев.
Президент Российской академии наук Александр Сергеев
Фото: GLOBAL LOOK PRESS
Ответ министра
Преподаватели и студенты пожали плечами, противники ЕГЭ поаплодировали Сергееву. А министерство образования и науки в лице его руководителя Ольги Васильевой сдержанно, но всё же очень чётко дало понять: Единый госэкзамен в обиду не дадим.
- Система ЕГЭ укрепляет развитие единого образовательного пространства и дает возможность жителям всей страны поступать в вузы на равных условиях вне зависимости от места проживания, обеспечивая прозрачную и объективную систему итоговой аттестации учащихся, - коротко и ясно сказала министр.
Что это? Конфронтация двух уважаемых ведомств: РАН и минобрнауки? Подготовка к возможным перестановкам в правительстве, которые ожидаются после инаугурации президента 7 мая?
Не то имел ввиду
Сразу после отповеди Ольги Васильевой президент РАН выступил с ещё одним заявлением. Оказывается, он имел не совсем то имел ввиду.
- Я вообще противник всяких революций — взять все в одночасье и отменить, - объяснился Александр Сергеев. - Если мы говорим о Едином государственном экзамене, то этот экзамен может быть в значительной степени переформатирован таким образом, чтобы в нем, прежде всего, оценивались бы творческие возможности человека. И в этой связи ЕГЭ, который сейчас ориентирован на формальное запоминание данных, не является той системой, которая стимулирует поиск и отбор творческих личностей…
ВОПРОС ДНЯ
Нужно ли отменять ЕГЭ?
Дмитрий ДИБРОВ, ведущий программы «Кто хочет стать миллионером?»:
- А зачем? Я лично смотрел ЕГЭ у детишек моих друзей. Ответить на эти вопросы очень-очень просто. А кретин и так ошибется, и этак. Лоботрясу ведь так просто жить! Сходит в армию, а через год его с руками оторвут в любом шиномонтаже. Ну кому-то нужно переобувать покрышки. И надо понимать главное - есть просвещение, а есть образование. Мы, взрослые, обязаны давать просвещение - человек должен уметь читать и писать. А вот образование приходится добывать. Умные детки сами зачитываются учебником химии или Достоевским.
Владимир СОЛОВЬЕВ, телеведущий:
- Я был против его введения. И сейчас резко против ЕГЭ. Но моя позиция сложнее. Мало просто взять и отменить. Нужно понять, чем заменять, какую именно систему образования мы строим. Я делал интервью с министром образования Васильевой. И, как я понимаю, она думает, что систему ЕГЭ нужно оставить.
Иосиф ПРИГОЖИН, продюсер:
- Нужно оставлять то, что показывает эффективность. В России в школах надо сделать так, чтобы было стыдно не учиться. Вот у нас двое детей из шести учились за границей. Самое важное - это мотивация. Здесь они не учились, как ни бейся. А там с учебниками не расставались. Я понять не мог, что происходит. А просто нужно сделать учебу модным трендом. У нас же пиарят всякие «Дом-2» и легкие деньги.
Алексей КОРТНЕВ, лидер группы «Несчастный случай»:
- Нет, надо трансформировать. Но творческую часть нужно вернуть. Смешаем тесты и устные ответы, например, литературу нужно сдавать в виде собеседования. А то мы сейчас разрушим то, что строили много лет. И эта отмена приведет только к трагедии.
Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ
Инна СИРОТКИНА, учитель:
- Я бы вернула старую версию экзаменов. А то у нас вся учеба в старших классах свелась к дрессировке школьников. Их натаскивают только на решение тестов.
Павел ЖАВНЕРОВ, психолог:
- Надо снять высокое напряжение вокруг ЕГЭ. А то ученики идут на экзамен чуть не под конвоем - мобильники отнимают, ставят металлоискатели. Тут любой человек все нервы потратит.
Алена, читательница сайта KP.RU:
- Нельзя, чтобы один тест решал всю жизнь ребенка. Когда не смог сдать - и уходишь со справкой. Это неправильно. Дайте возможность пересдавать предметы, не гробьте человеку жизнь!