Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Звезды25 мая 2018 22:02

Людмила Петрушевская: «Я вышла на сцену как певица в 69 лет»

Сегодня классик русской литературы Людмила Стефановна Петрушевская отмечает 80-летний юбилей
Это интервью мы взяли еще ранней зимой, когда из печати вышло сразу несколько ее книг

Это интервью мы взяли еще ранней зимой, когда из печати вышло сразу несколько ее книг

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Она рисует картины, обаятельно поёт и она всегда неповторимо элегантна. Это интервью мы взяли еще ранней зимой, когда из печати вышло сразу несколько ее книг. Из новостей: книги так и продолжают выходить. На днях в Столешниковом переулке, в центре Гиляровского открылась ее персональная выставка. А в театре «Практика» аншлагом прошла премьера спектакля «Йелэна» по сказке «Новые приключения Елены Прекрасной».

О КАРТИНАХ И СИРОТСТВЕ

- Людмила Стефановна, давайте начнем с картин.

- Эти работы я делаю для продажи. В пользу своих подопечных инвалидов-сирот в маленьком городке Порхов Псковской губернии. Я продаю работы, получаю деньги, чтобы тотчас отправить в Порхов. Иногда получается 200 тысяч, а иногда ноль… Об этом детдоме я узнала от бизнесмена Алексея Михайлюка. В начале этого века он поехал туда как волонтер. И увидел там такое, что на всю жизнь у него поселился в душе ужас. Потому что лето, леса, черника и земляника. И детский дом зияет открытыми окнами, а в каждом окне висит мокрый матрас. И запах чудовищный. Дети были одеты в отрепья, босые и лысые. Они были искусаны всё равно, потому что клопов никто не отменяет. Они носились, как заключенные у Ван Гога. Им привезли конфеты и печенье, карандаши и альбомы. Дети не знали, что такое карандаши... Две девочки, которые были в волонтерском автобусе, сразу ушли, потому что запах был невыносимый. Одна воспитанница ползла на локтях, потому что у нее были от рождения искривлены суставы. Алеша взял ее на руки. И все дело – в свои руки впоследствии. Он купил для них все необходимое, нанял педагогов. Когда я приехала туда, меня поразила чистота, порядок. Сейчас это мечта Чернышевского. Коммуна Фурье. Очень хорошо вяжут из шерсти. Поступил даже заказ от «Икеи» - медвежатам вязать кофточки. Теперь многие ребята получили квартиры, многие живут в семьях, которые их адаптировали. Знаете, что такое для человека, у которого никогда никого не было, - что такое для него родители? Все это я пережила сама. Я была в детском доме, меня мама оставила... И я помню, как она приехала за мной, когда мне было 9 лет. Я даже какое-то время жила на улице (Об этих эпизодах подробно – в книге «Никому не нужна. Свободна» - ред.)

"Подражание Дега"

"Подражание Дега"

Понимаете, у умственно отсталых людей воспитано художественное умение. Искусство для них – единственная форма существования. Однажды мы жили на даче с моими детьми (Федором и Натальей – ред.), дача стояла на берегу оврага с ручьем. А по ту сторону был заброшенный пионерский лагерь. Люди выносили оттуда рамы, двери... Там поселили детский дом для олигофренов. Это был 77-й год. И в этом лагере остался один музыкальный инструмент – горн. Они выучились играть на нем «Битлов». У них был музыкальный руководитель, очень продвинутый парнишка.

- Как это вы в детстве жили на улице?..

- Мы жили в Куйбышеве. Уехали в 41-м году в теплушке в эвакуацию в Куйбышев из Москвы. Моя мама, которая успела закончить четыре курса ИФЛИ, мечтала продолжать образование. Без образования ей оставалось сбивать ящики на заводе шарикоподшипников, чем она и занималась. И ей пришел вызов из ГИТИСа. А тогда в Москву вернуться эвакуированным просто так было нельзя. Должен был прийти вызов с места работы, учебы и так далее. Она получила этот вызов. И уехала в одном сарафане. Я осталась на руках бабушки и тетки, которые совершенно к этому были не готовы. У меня были подозрения, что они видели во мне обузу, и я стала жить на улице… Я просила милостыню, я была вся во вшах. У меня вот здесь не было кожи (показывает предплечье), потому что насекомые все съедали.

Розы в технике "фюмаж" - рисунок на копоти от свечи

Розы в технике "фюмаж" - рисунок на копоти от свечи

О ДОЧЕРИ И МУЗЫКЕ

- Все доходы отправляете в интернат?

- Почти. Но у меня есть еще семья, которой я помогаю. Это семья моей дочери. За концерт Наташа получает тысячу рублей, потому что гонорар делится на целый оркестр.

- Ваша дочь – очень талантливая певица, известна как Smitana на клубной сцене. Поет очень проникновенно, владеет разными стилями. Я познакомилась с ее творчеством, когда сама начала петь. Ваша наследница, потому что вы тоже поете.

- Я пою как певичка кабаре, у которой голос не самое главное.

- Но он у вас достаточно сильный.

- Как говорил один мой знакомый: сильный, но противный.

- Вы интересным образом переделываете тексты знаменитых шлягеров. Из песни Salut Джо Дассена, сделали целую историю.

- Да, историю про женщину, которая все равно любит мужчину, с которым рассталась много лет назад. Он от нее ушел, она родила от него дочь, вышла замуж за другого. Недавно на концерте сидели две женщины, увидели меня, сказали: «мээ…», а когда услышали песню, они стали мои.

- А почему сказали «мээ…»?

- Понимаете, дама в шляпе, пожилая. Что-то, наверное, не совсем нормальное.

Сегодня классик русской литературы Людмила Стефановна Петрушевская отмечает 80-летний юбилей

Сегодня классик русской литературы Людмила Стефановна Петрушевская отмечает 80-летний юбилей

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

О СЦЕНЕ

- А расскажите про ваши шляпы. Откуда они?

- Дети мои, покупается основа. Всё, что есть дома - тряпочки, кружавчики, тюль, перышки - все компонуется. Но самые трудные шляпы делают для меня две подружки во МХАТе. Это мой театр, у меня там шло 8 пьес. Олег Николаевич Ефремов меня любил.

- А как вы сами вышли на сцену?

- История смешная. Я начала петь в 69 лет. До этого… Я пела лет двенадцать в разных академических хорах. Могу читать с листа ноты, даже была запевалой в хоре Локтева. Правда, одну песню, но все равно. И я собиралась по окончании школы идти в консерваторию. У меня был большой диапазон три с половиной октавы и довольно сильный голос. Но тогда не сложилось… А теперь дело было так: мой сын Федя (Федор Павлов-Андреевич – журналист, художник и режиссер) познакомил меня со звукорежиссером Володей Клыковым, который меня на коленке и записал. Я, как могла, спела. А потом эта песенка вошла в спектакль. И все решили, что это пластинка. После этого я поняла: алё, я же могу! И стала записывать дома себя на двух магнитофонах. Я работала на радио много лет - умела монтировать звук. А потом устроилась моя первая выставка. Я шла по Цветному бульвару со своей новой книжкой – из собрания сочинений. На всех томах, на задней обложке, были мои акварели. И написано «Букет №1», «Букет №2». Девять томов. И я с «Букетом №3» шла. Смотрю – галерея Шишкина. Зашла туда, чтобы замолвить слово за мою подругу Катю Григорьеву, она замечательный художник. Решила попросить, чтобы они устроили ей выставку. Зашла. И неожиданным образом они встретили меня, как родную. Они не могли меня знать, я не выступала по телевизору, моих портретов нигде не было. Говорю про Катю. Они увидели у меня книжку под мышкой. А это что? Я говорю: это моя акварель. Они: а давайте вашу выставку сделаем. И сделали!

Я стала ходить в эту галерею просто в гости. Однажды там сидела хорошая компания за столом. Витя Пузо-Буравкин, как он мне представился, музыкант. У нас, говорит, своя группа «Инквизиторум». В общем, они мне послали первую пластинку. Один играл на детали от выхлопной трубы мотоцикла, кто-то на стиральной доске. Кто-то на на трубе. Мне они страшно понравились. И мы записали с ними «Лили Марлен» на французском. А потом моя подруга Ира Паперная, которая руководит художественной частью в кафе «Китайский летчик», Она говорит: «Люся, день театра. Я хочу, чтобы ты выступила». Народу было битком! Я волновалась. Пришли мои ученики пришли из мультипликационного училища «Шар», актеры. И вдруг я увидела, что на одной песне они качаются. Знаете, мой весь ужас прошел. Когда зал отвечает, тебе идет такая волна! Дружбы, тепла и поддержки. Вот такое было первое мое выступление. Мне было 69 лет. А потом меня пригласила Камбурова к себе в театр выступить.

Людмила Петрушевская с Олегом Ефремовым

Людмила Петрушевская с Олегом Ефремовым

ДЕТЕКТИВ И ТРИЛЛЕР

- Что вас подвигло на «криминальное чтиво» (У Л.С. вышел детектив «Странствия по поводу смерти»).

- Как человек пишет? Находит на него. Я лежала почти с гриппом в маленьком городе Пула в Хорватии. Меня пригласили на книжную ярмарку. Плохо топили, конец октября, гостиница. Вдруг у меня стукнула в голову история. И я начала ее лихорадочно записывать. Не пошла ни на завтрак, опаздывала на обед. Через много времени я подумала: какой хороший сюжет. И уже будучи в Шри-Ланке, куда меня привез Федя (он там на волнах прыгает), я это дело добила. Получились «Странствия по поводу смерти»

- И еще книга «Нас украли. История преступления».

- Это триллер, а не детектив. В детективе должны быть следователи. А у меня там следователь и его помощник - самые главные преступники. Это сразу понятно. Там нет никакой загадки.

- У меня с детства, лет с 14-ти, два любимых ваших текста – это «Новые робинзоны» и «Гигиена». Два апокалиптических рассказа-фантазии. Это истории про страшные события. Вы сейчас могли бы написать апокалиптический рассказ такого типа?

- Мистика продолжается. Недавно я написала рассказ «Колокол в горах». Может, повесть. И только заканчивая, поняла, что повторила сюжет Дафны Дюморье. Но я его повторила совершенно с другими персонажами. Сюжет о спрятанном в горах монастыре. Мистически удаленном от жизни, где обитают души погибших. Мне этот сюжет бился между ушами. У Дафны рассказ о любви мужчины к женщине, которая уходит в этот монастырь, а у меня другой – о любви матери, у которой девочка ушла, закончив школу. И кончается на том, что зима, холод, и мать с рюкзаком, полным теплых вещей, таскается в горы и скалы. И все время кричит, зовет дочь. И обезумев, оставляет рюкзачок на последнем этапе тропы, где уже хода нет. Тропа упирается в скалу. И уходит. Сдается. Но на следующий день идет, а рюкзака нет. И она счастлива. Девочка одета. Это рассказ для всех матерей.

- А сказки «Пуски бятые». Пишете ли вы подобное сейчас?

- Всякому овощу свое время.

- Вы писали их для своих детей изначально?

- Нет. Я писала, как ни странно, для забавы, для себя. Ведь какие-то вещи писатель пишет для себя.

О СЫНЕ

- Ваш сын Федор - журналист, режиссер.

- Перформансист. Очень крупный художник. Кстати, он в Москве на холоде под дождем стоял на высоте 40 метров, держась за трос. Трос был укреплен на кране, а он спускался. Там была маленькая площадочка, на которой он стоял. А ниже огромный красный, как сказать, как лозунг. И там было написано «Свободу рабам!». Это о трудовых мигрантах. Он семь часов висел под дождем.

- Он обнаженным проводит свои перформансы. Вас это не смущает?

- Конечно, жалко ребенка, холодно. Видите ли, Федя борется со своим детством, потому что я над ним была, отец, две бабушки. А ему нужна была свобода. И я ему разрешила уходить. Где-то в восемь лет он уже ездил сам. Муж был против, но мы давали ему монеточку, чтобы он звонил из автомата.

- Маньяков не боялись?..

- Вы знаете, тогда это не так было. Первое: не было прессы. Мы не знали о преступлениях. Мы ничего не знали. Сейчас любой случай и все знают.

- А как вы относитесь к тому, что СССР вспоминают с ностальгией? Сейчас косяком идут сериалы про 70-е годы.

- Я не смотрю телевизор и не буду его смотреть никогда. Я смотрю только про котят.

- А у вас есть дома кошки?

- У меня умерла кошка Муся. У меня умерла собака. 5 лет прошло, а я вспоминаю. Собака очень преданное существо. А Муся меня считала служанкой, которая «подай, прими и вымой тарелки». Наташу считала сестрой. А по семидесятым у меня ностальгии нет совсем. Я была запрещенный автор. Я голодала. Мы жили с Кирюшей и моей мамой. 35 рублей 71 копейка в месяц.

- Чем вы доставали эту копейку?

- Это была пенсия Кирюше по умершему отцу. И вот тут мы хлебнули, конечно.

О ПУШКИНЕ

- С Пушкиным меня связывает очень многое. Мы родились в один день – 26 мая. Его день теперь празднуется в июне – но он не знал такой даты. Он праздновал свой день рождения 26 мая.

- И вы написали про Пушкина эссе в учебник «Литературная матрица».

- Я писала довольно долго эту работу. Мне сказали, что эта книжка - «писатели о писателях», рассчитана на старшеклассников, которым плевать на классику. Тем более, что в школе сейчас один урок литературы в неделю. И я знаю, что подросток очень сентиментален, несмотря на свою жестокость. В 15 лет все плачут. Хотят уйти. И я решила рассказать о последнем месяце Пушкина. Сколько я слез пролила, передать не могу.

- Это самый тяжелый период его жизни.

- Я решила, что создам апокриф. И я стала собирать сплетни, слухи, письма и дневники. И нарыла там такое, что семь раз заканчивала эту вещь и семь раз рыдала отчаянно.

Когда его везли в сене на санях, его закутали сеном, гроб его, Никита...

- Это его лакей. Вспомним письма Пушкина последних месяцев. И его отношения с окружающими. И эту историю с семейством Геккернов, которые, по сути, приняли значительное участие в его уничтожении…

- Понимаете, Пушкин был «самиздат». Его стихотворения ходили в народе. В том числе, его чудовищные, жестокие, непристойные эпиграммы. Они страшно веселили, но и создавали ему армию убийц. Его хотели убить. Многие эпиграммы даже не зафиксированы, потому что он их сочинял моментально, на ходу. Он был, кроме всего, великий ниспровергатель, революционер и борец за правду.

«СТОЮ ПЕРЕД КОМПЮТЕРОМ, КАК ПЕРЕД НАЦИОНАЛЬНЫМ ЗНАНИЕМ»

- Хочется с этой высокой темы слезть на популярную: как вам удается поддерживать великолепную форму?

- Слушайте, я не хожу в парикмахерскую уже 15 лет вообще. Я сама стригу свои волосы.

- Вы, наверное, что-то едите такое.

- Я, наоборот, не ем. Мясо, масло. И не курю, не пью уже много лет. И работаю. Компьютер для меня – это тот объект, перед которым я всегда стою, как перед национальным знаменем.

"Комсомолка" рекомендует: Сборник произведений Людмилы Петрушевской "Глюк" из серии "Юношеская библиотека" на shop.kp.ru и в фирменных магазинах "КП"

Сборник произведений Людмилы Петрушевской "Глюк"

Сборник произведений Людмилы Петрушевской "Глюк"