Премия Рунета-2020
Иркутск
-2°
Boom metrics
Общество26 июня 2018 9:15

В Сибири участковый помог разыскать сестре брата, которого она не видела 20 лет

Капитан полиции устроил целое расследование, чтобы помочь близким снова обрести друг друга [фото]
В Сибири участковый помог разыскать сестре брата, которого она не видела 20 лет

В Сибири участковый помог разыскать сестре брата, которого она не видела 20 лет

- Николай Волков? Беспокоит капитан полиции Кириллов… - На экране старенького кнопочного мобильного жителя деревни Верх-Зима Иркутской области высветился незнакомый номер. – Слушай, дружище, мне кажется, я знаю твою сестру! Звоню по ее просьбе, она тебя уже 20 лет разыскивает…

На том конце провода повисла пауза. Участковый уполномоченный межмуниципального отдела МВД России «Зиминский» Александр Кириллов подумал, что оборвалась связь.

- Алло, алло! – закричал он в трубку.

- Я думал, что никогда в жизни больше не увижу Наташу…

Произнести фразу до конца Николаю Волкову стоило невероятных усилий. Голос 33-летнего мужчины дрожал, он сглатывал слезы.

Наталья разыскивала брата, которого она не видела 20 лет

Наталья разыскивала брата, которого она не видела 20 лет

Потерялись из-за смерти мамы

История, как Наталия и Николай Волковы потеряли друг друга и обрели вновь, началась летом 1997-го. Мама повезла 11-летнего сына и 8-летнюю дочку на каникулы в Красноярск к сестре. Оставила детей погостить на пару недель, а сама вернулась домой решать дела. За год до тех событий скоропостижно умер папа Наташи и Коли. Женщине пришлось одной тянуть обоих ребятишек. Сводить концы с концами семье было сложно.

- Мама приехала за нами, а мне так не хотелось уезжать. Я упрашивала ее оставить меня погостить у тети Любы еще, - вспоминает Наталия. – Она согласилась и с Колей уехала домой. Обещали вернуться за мной перед 1 сентября.

Дело близилось к осени, но мама не ехала. Сестра Любовь Алексеевна звонила в Зиму - никто не отвечал. Тогда, собрав маленькую Наташу, она сама повезла племянницу к родным.

- Помню, когда мы подошли к дому, вышли соседи встречать и сообщили, что мамы больше нет… - говорит Наталия. - Она умерла! Как потом сказали, от желудочного кровотечения. Ее похоронили без нас… А Колю как сироту отправили в детский дом.

В какой? Куда?.. Любовь Алексеевна не смогла выяснить точно, то ли в Усолье-Сибирское, то ли в Зиму, то ли в Тайшет. Хотя, может, просто не хотела? В стране образца 1997 года, где все было формализовано донельзя, где без бумажки нельзя было сделать и шагу, вряд ли было возможно не найти ребенка. Его ведь не цыгане украли: в приют отправляли, собрав кипу документов. И все они в органах опеки и милиции хранились, а впоследствии в архивах. Местонахождение ребенка явно могли определить. Тем более что и отослали мальчишку в приют наверняка только после того, как попытались выйти на его родственников. Такова практика. Тогда почему не связались с Любовью Алексеевной и почему она не забрала Колю к себе? У нее не спросишь: женщина умерла. Наташа, над которой тетя оформила опекунство, после чего увезла ее к себе в Красноярск, заводила с ней этот разговор, но ответа не получила. Возможно, Любовь Алексеевна понимала, что четверых детей физически не сможет поднять на ноги. Две собственные дочери плюс Наташа, а на дворе голодные 90-е… Скорее всего, мальчишку ей было просто не на что воспитывать. Да и навещать из Красноярска дорого и далеко - до Зимы почти 1000 км. Словом, со временем о Коле просто перестали вспоминать…

- Но в моем сердце он был всегда. Когда мне исполнилось 18, я начала разыскивать брата, - продолжает Наталия.

В Сибири участковый помог разыскать сестре брата, которого она не видела 20 лет

В Сибири участковый помог разыскать сестре брата, которого она не видела 20 лет

Фото: ГУ МВД по Иркутской области

Неслучайные случайности

С чего начать расследование? Данных у Наталии, кроме фамилии, имени, отчества и даты рождения, не было. А находиться Коля мог в любой точке Иркутской области: Тайшет, Зима, Усолье-Сибирское? Ехать из Красноярска в такую даль на розыски, не имея точных ориентиров, девушка не решилась. Вместо этого она написала в «Жди меня» - рейтинг передачи подкупил. В то время она была популярной, как никогда. Затем Наталия искала Николая через соцсети, а обратиться в органы догадалась только в декабре 2017-го.

- Почему раньше не пришла идея в голову, не могу объяснить. Не знаю, правда, - признается она.

И вот долгожданная зацепка спустя 12 лет безуспешных поисков! В полиции Красноярска ей дали адрес прописки Николая: Иркутская область, город Зима, улица Ярославского, дом…

- Воодушевленная, я села за компьютер и начала пробивать ближайшие магазины, почтовые отделения или какие-либо пункты, куда смогу позвонить, но вокруг ничего не оказалось, - вздыхает женщина. – И тут осенило: на сайте МВД Иркутской области нашла телефон участкового, в чьем ведении улица Ярославского в городе Зиме. Решила: была не была, а вдруг помогут? Так в этой истории появился третий герой, и самый настоящий!

- Да, в мои обязанности не входит розыск людей, но я проникся историей, - рассказал корреспонденту «Комсомолки» сам Александр Кириллов. - Знаю, что такое потерять, искать и вновь обрести родного человека: не так давно помог жене найти сестру, с которой она не виделась 27 лет. Сейчас они души друг в друге не чают: щебечут каждый день по телефону, ездят в гости. Сестра живет на Алтае, а мы - в Иркутской области. Только с годами понимаешь, как важно всегда и при любых обстоятельствах быть рядом с близкими людьми.

Случайность ли, что Наталия наткнулась именно на Александра? И не последняя в этой истории…

Прописка как зацепка

Первым делом капитан Кириллов отправился на улицу Ярославского и уперся в старый, покосившийся, разрушенный дом.

- Бабуля, чья усадьба по соседству, вспомнила, что несколько лет назад был здесь какой-то «парниша Коля», - продолжает Кириллов. - Он скитался по улицам, голодал. Соседка его пожалела и прописала с условием, что тот станет за ней ухаживать. А после смерти бабушки Коля уехал в какую-то деревню. Название она, разумеется, не смогла вспомнить.

Вот и ищи брата Колю по всей Сибири-матушке! Только в одном Зиминском районе 54 села, да и фамилия Волков не из разряда редких. Но Кириллов оказался человеком слова, не бросил затею. Сейчас существует единая база данных МВД и ФМС. По ней можно вычислить, где и когда человек оформлял паспорт, прописку, а также выяснить, привлекался ли по уголовным делам, получал ли штрафы от ГИББДД. Но и в ней на Николая Волкова Александр ничего не нашел, кроме данных о детском доме и временной прописке на пресловутой улице Ярославского.

- Я решил действовать наугад, - объясняет капитан полиции. - Выбрал случайным образом три первые деревни в Зиминском районе и стал наводить справки. И снова помогла случайность. В глухой деревне Верх-Зима, что в 50 км от Зимы, нашелся первоклассник по фамилии Волков. Подумал: вдруг сын Николая? Связался с учительницей, попросил телефон родителей. Не называя причины звонка, аккуратно узнал, откуда родом глава семейства и не воспитывался ли в детском доме. Когда на вопрос «А есть ли у вас родные?» он ответил, что 20 лет назад потерял сестру Наташу, понял, что мое расследование завершилось.

Вот так цепочка случайностей привела к хеппи-энду. На все про все ушло всего 2 недели!

- Не поверила ушам, когда позвонил Александр Кириллов, - едва сдерживает слезы Наталия. – Если бы не он, то одному Богу известно, встретились ли бы мы с Колей. Через 3 дня после счастливой вести мы наконец увиделись. Я перевела деньги Коле, и он с женой и тремя ребятишками приехал ко мне в Красноярск поездом. Невозможно описать эмоции при встрече. Мы обнимались, плакали, а Коля все время повторял, как сильно я похожа на маму…

Николай и представить не мог, что снова увидит Наталью

Николай и представить не мог, что снова увидит Наталью

Скитался по свету

Жизнь у Николая сложилась совсем не так хорошо, как у сестры. У нее два высших образования, прекрасный муж, двое детей. А Коля вел асоциальный образ жизни. После выпуска из детского дома Тайшета поступил в техникум на тракториста, но недоучился и диплом не получил. Потом вернулся в Зиму и бомжевал. Одно время даже ночевал на кладбище. Документы потерял, без денег и официальной работы прожил несколько лет - с выпускниками детдомов такое, увы, случается. Многие, как правило, к реальной жизни оказываются неготовыми, найти себя в ней не могут. После смерти бабушки, которая его пожалела, приютила и прописала, Николай оказался в Верх-Зиме, там и познакомился с будущей женой Ольгой. Работал разнорабочим: то в лесхозе, то у соседей на огороде. Но на собственный угол (пусть дом - одно название, скорее полуразрушенная хибара с покосившимися стенами и протекающей крышей) супруги все-таки смогли скопить.

Так и жили, воспитывали троих детей. Все эти годы Николай пытался найти сестру, писал письма в Красноярск, но, вероятно, указывал неверный адрес, поскольку письма до Наталии не доходили. А Николай, не получая ответов, решил, что сестра, как и остальные родственники, просто не хочет его знать. Потом уже просил друзей жены поискать сестру в социальных сетях, но безрезультатно. Николай предположил, что сестры нет в живых, а она на самом деле, выйдя замуж, изменила фамилию на страницах. Сейчас Николай и Ольга пытаются привыкнуть к Красноярску. После деревенской глуши им это трудно дается. Смешно, но взрослый мужчина даже похода в парикмахерскую испугался. Раньше его всегда стригла дома Ольга. Как за эти услуги можно платить деньги, в его голове не укладывалось.

- А ребятишки, как только вошли в квартиру, забыли, что голодные, и бросились к игрушкам, - говорит Наталия. - Они в жизни ничего подобного не видели. Сыновья Коли - Илья и Иван - одного возраста с моими Леней и Мишей! Тоже погодки, 4 и 5 лет. Мальчишки сразу нашли общий язык: вместе играют, гуляют.

После первого визита Наталия предложила родным переехать к ней в Красноярск. Что делать в глухой деревне, где нет ни работы, ни нормального жилья? Семья существовала за порогом бедности. Содержать детей в таких условиях органы опеки считали неприемлемым и регулярно наведывались с проверками.

- Да, он жил незавидно, но слишком много трудностей свалилось на его долю, - возмущается Наталия. – Человеку, наоборот, помочь надо. Знали бы вы, как Коля обожает ребятишек. Они для него - все. И что такое детский дом, брат знает не понаслышке.

И первой протянула руку брату Наталия. Она когда-то купила комнату в общежитии на свой материнский капитал. Ее и предоставила семье Николая. В дальнейшем планирует помогать добиваться получения квартиры - жилплощадь положена мужчине как сироте. На очереди он стоит, сейчас дело за сбором документов. А еще Наталия хочет приобрести участок для брата, который привык постоянно копаться в земле и без этого не может. Надеется, что таким образом сумеет уговорить остаться с ней в Красноярске. Тогда можно будет хлопотать об устройстве ребятишек в детский сад и школу, а также о поиске работы для брата и его супруги.

- Купила Коле модный телефон. Его жена Ольга быстро освоила гаджет, уже в Интернет выходит, ведь в их деревне его не было. А вот брат еще не разобрался, - говорит Наталия. – На днях по скайпу звонили родным нашей тети Любы, которая меня воспитывала. Они переехали в Санкт-Петербург. Все так рады, что Коля нашелся и теперь у него жизнь налаживается. Родным надо держаться вместе. А я Колю не брошу - не зря так долго его искала!