На круглом столе эксперты обсудили проблемы безопасности на железнодорожных переездах.
В большинстве ДТП виноваты автолюбители. Сами водители жалуются на то, что переезд открывается не сразу после прохода поезда, а спустя значительное время.
В мероприятии приняли участие представители Минтранса, МВД, РЖД. Свое мнение высказал профильный бизнес, научные и общественные организации.
Оказалось, что большая часть переездов - 11 тысяч из существующих 15 тысяч - принадлежат российским железным дорогам. В 2017 году на них произошло более 250 происшествий, за январь-сентябрь 2018-го зафиксировано 203 происшествия. Правда, не все из них связаны со столкновением автомобилей с поездами - таких аварий органы ГИБДД зафиксировали только 137. Однако во всех без исключения ДТП, которые произошли на переездах, принадлежащих РЖД, виновниками признали водителей - они выезжали на переезды на запрещающий сигнал светофора, останавливались на переезде и даже совершали обгон. Рискованные маневры приводили в том числе к опрокидываниям автомобилей прямо на железнодорожные пути. По данным МВД, в 2018 году на железнодорожных переездах более чем на 10% увеличилось число ДТП с пострадавшими.
При разборе всех происшествий регулярно выяснялось, что участок автомобильной дороги, на котором располагается переезд, не отвечает требуемым эксплуатационным нормам. Речь, в частности, идет о разбитом настиле и плохом дорожном покрытии.
Еще одной проблемой железнодорожных переездов, не связанных напрямую с ДТП, эксперты назвали пробки, которые образуют ожидающие открытия проезда автомобили. Пытаясь миновать переезды, водители делают большие крюки, тратя больше времени и денег.
В ходе выступлений участников круглого стола выяснилось, что проблема частых серьезных нарушений ПДД на железнодорожных переездах остра не только для России, но и для других стран, в том числе США. И в России, и в США совершенно не работает социальная реклама, направленная на взрослое население. Никакие аргументы на сегодняшних водителей не действуют, они продолжают нарушать правила, и это значит, что основную пропагандистскую работу необходимо вести с детьми, уверены психологи.
Представители Дирекции ФЦП “Безопасность дорожного движения в 2013-2020 г.г.” основной мерой, способной кардинально решить проблему, назвали строительство разноуровневых пересечений автомобильных и железных дорог. Однако, есть и менее затратные решения с доказанной эффективностью: устанавливать знаки на тех переездах, где сейчас нет вообще ничего, устанавливать свето-звуковое оповещение там, где сейчас только знаки; ставить шлагбаумы там, где сейчас - лишь свето-звуковое оповещение; улучшать обзор и условия видимости на подъезде к переезду там, где с этим есть проблемы.
В ходе круглого стола прозвучали следующие варианты решения проблем аварийности и низкой пропускной способности железнодорожных переездов:
· Увеличить ровность дорожного покрытия, до уровня, при котором скорость движения на переезде достигнет 50 км/ч, применить резинобетонную технологию укладки;
· Принудить всех владельцев переездов к их ремонту;
· Перенастроить автоматическую сигнализацию так, чтобы переезд открывался сразу после прохождения поезда;
· Создавать “умные переезды”: устанавливать на переездах датчики, контролирующие приближение поезда, занятость переезда, взвешивание;
· Оборудовать нерегулируемые переезды светофорами, шлагбаумами и устройствами заграждения переезда (УЗП);
· Увеличить рядность пересечения полотна до 2 или 3 полос;
· Восстанавливать ранее закрытые переезды и открывать новые рядом с теми, которые испытываю повышенную нагрузку и приводят к перепробегам;
· Установить на переездах камеры, фиксировать нарушения и штрафовать нарушителей.
Как заявил представитель ВЦИОМа, в ближайшее время состоятся опросы с целью выяснения отношения заинтересованных категорий граждан к предложенным мерам.