.
Максим Коряко:
- В эфире Радио «Комсомольская Правда» программа «Свое дело» и сегодня мы вновь будем исследовать бизнес, который может открыть каждый из нас. Сегодня у нас в гостях Юлия Нижегородцева, директор по экспорту компании «Софи», которая развилась из небольшого производства, вышла на экспорт и продает пряники по всему миру. Итак, вы занимаетесь пряниками...
Ю. Нижегородцева:
- Да. У нас производство кондитерских изделий - пряники, их ручная роспись глазурью. Но мы, естественно, производим не только пряники. У нас есть леденцы, печенье на сливочном масле, и так далее. Мы продаем по всей России - от Краснодара до Владивостока.
М. Коряко:
- В каком году открылась фирма?
Ю. Нижегородцева:
- В 2010-м.
М. Коряко:
- Сколько человек работало в компании в самом начале, когда вы ее открывали?
Ю. Нижегородцева:
- Два владельца и два сотрудника.
М. Коряко:
- А сейчас, по прошествии 9 лет с момента открытия?
Ю. Нижегородцева:
- 150.
М. Коряко:
- Уже 150 человек?! Кто ваши основные клиенты? Это физические лица? Или это юридические лица и вы работаете с бизнесом?
Ю. Нижегородцева:
- Основной клиент - то B2B (термин «business to business» (бизнес для бизнеса) означает торговлю между компаниями, - Ред.), но мы так же стараемся все сделать от себя зависящее, чтобы, в том числе, предлагать наш товар B2С («business to consumer», бизнес - для потребителя, - Ред.).
М. Коряко:
- Давайте вкратце пройдемся по ассортименту, который вы продаете. То есть, это пряники с глазурью, пряничные домики - мечта любого ребенка. Что еще?
Ю. Нижегородцева:
- Еще творческие наборы. Я подарила эти творческие наборы своим племянникам, они с удовольствием их собрали, разобрали… Плюс у нас творческие наборы есть попроще - просто с рисовашкой. Ребенок рисует там на мишке. Или домик. Или елочку…
М. Коряко:
- Пряники - это скоропортящийся товар или нет?
Ю. Нижегородцева:
- Я бы сказала, что нет. Потому что у нас срок годности пряников - 180 календарных дней с момента производства.
М. Коряко:
- Какой объем продукции сейчас реализуется ежемесячно, чтобы мы понимали масштаб этого бизнеса?
Ю. Нижегородцева:
- Основной товарооборот у нас проходит в четвертый квартал. (Перед новогодними праздниками, - Ред.) Это порядка 45-50% от годового оборота. В прошлом году в общей сложности у нас отгружено было продукции на 250 миллионов рублей.
М. Коряко:
- Понятно. И еще раз хочу вернуться к штату ваших сотрудников. Вы сказали, что работают 150 человек. Кто эти люди?
Ю. Нижегородцева:
- Порядка 80% - это сотрудники производства. С учетом того, что у нас ручная работа. Представьте, что такое нарисовать сети «Магнит» 200 тысяч пряников? Так как это сезонный товар, естественно, мы его рисуем под заказ.
М. Коряко:
- То есть, всегда сначала к вам приходит заказ, вы знаете общий объем этого заказа - видимо, получаете какую-то предоплату, скорее всего, либо другую гарантию, подтверждающую, что клиент заберет у вас продукцию со склада, - и только после этого начинаете работать?
Ю. Нижегородцева:
- Да.
М. Коряко:
- Вы сказали, что в целом везде ручной труд. И тем не менее, какая-то автоматизация есть? Если есть, то какая?
Ю. Нижегородцева:
- В основном используются печки. Естественно, тестомешалки есть. Раскатка (теста, - Ред.). И блендер.
М. Коряко:
- Для начала такого бизнеса, когда на первых порах работает 5-10 человек максимум, какова стоимость будет оборудования?
Ю. Нижегородцева:
- Можно купить немецкую печку. Можно - китайскую, которая в 3-5 раз дешевле. Я думаю, в пределы 500 тысяч рублей можно уложиться. Но если очень серьезно этим заниматься, то и в 5 миллионов можно вложить. Потому что немецкое оборудование, как бы там ни было, служит и 20, и 30 лет…
М. Коряко:
- Вы сказали, что бизнес обладает очень серьезной сезонностью. А сезонность именно в новый год проявляется или есть еще какие-то периоды пиковой активности или, наоборот, сильных спадов?
Ю. Нижегородцева:
- Основная пиковая активность дополнительная - это пасхальный ассортимент. Но мы также закрываем и другие праздники - 14 февраля, 23 февраля, 8 марта. Самый серьезный спад, с которым мы постоянно боремся и ищем решения, это летний период. Мы вынуждены частично распускать сотрудников. Но сейчас мы вышли на экспорт и очень надеемся, что благодаря контракту с американским дистрибьютором, который планирует закрывать нам Канаду и США, летним период тоже будет благоприятным.
М. Коряко:
- Сколько стоит одна единица вашей продукции?
Ю. Нижегородцева:
- Пряник от 100 до 150 граммов стоит порядка 200-250 рублей. В регионах со всеми скидками и акциями порядка 150 - минимальная цена. Я могу сказать, что в среднем маржинальность у нас составляет от товарооборота 10%. Это с учетом того, что мы постоянно вкладываемся в развитие компании. Мы постоянно реинвестируем. Потому наш товарооборот в среднем приблизительно растет от 30% в год. Мы постоянно расширяем производство. В прошлом году у нас было полторы тысячи квадратных метров, а в этом году - уже 2-2,5 тысяч квадратных метров приблизительно. Количество сотрудников растет, объемы постоянно растут.
М. Коряко:
- Я услышал, что среди ваших клиентов есть крупные розничные сети. А мелкие магазинчики?
Ю. Нижегородцева:
- Конечно, с ними тоже работаем. Но так как наш товар является премиум-сегмент и цена его, как вы понимаете, не низкая, магазинчики, где средний чек 100-200 рублей, просто физически не смогут продавать наш продукт.
М. Коряко:
- А как вас находят клиенты? Как они выходят на вас?
Ю. Нижегородцева:
- Во-первых, через выставки WorldFood Продэкспо. Второе - через наш сайт и Яндекс-рекламу, которую мы запускаем в сентябре - перед предновогодним сезоном. Через эту рекламу нас находят торговые точки, даже дистрибьюторы и другие регионы. Мы коллекцию каждый год обновляем, это не менее 30% весеннего ассортимента, не менее 30% новогоднего ассортимента. Не считая того, что мы разрабатываем оригинальную продукцию под запрос. Если хотят клиенты голубые бантики, мы делаем голубые бантики. Хотят розовые домики - делаем розовые домики…Если я хочу, чтобы мне написали на прянике «С днем рождения, Максим», мы это напишем. Даже если это будет один пряник.
М. Коряко:
- С какой стартовой суммы начинали 9 лет назад?
Ю. Нижегородцева:
- 200 тысяч рублей. Их потратили на витрину, на печку и на барную стойку.
М. Коряко:
- Через какое время вышли в плюс?
Ю. Нижегородцева:
- На второй год работы - в 2012-м. В том году пришел первый хороший заказ от оптового клиента.
М. Коряко:
- Какая выручка сейчас?
Ю. Нижегородцева:
- В прошлом году она составила порядка 250 миллионов.
М. Коряко:
- Чистая прибыль 10% от этого, да? 25 миллионов рублей?
Ю. Нижегородцева:
- Да.
М. Коряко:
- Юля, меня вопрос, связанный с вашим сотрудничеством с Департаментом предпринимательства и инновационного развития Москвы. Я знаю, что вы участвовали в их программе поддержки малого бизнеса и предпринимателей. Что это была за программа? Какие плюсы и бонусы вы от этого смогли получить?
Ю. Нижегородцева:
- Я до сих пор обучаюсь данной программе. Благодаря московскому экспортному центру и тому, что мы подали заявку и выиграли конкурс, мы сейчас обучаемся на акселераторе, в Сколково. Называется он «Экспортеры 2.0». Когда мы только начали работать на экспорт, поехали на выставку в Кёльн кондитерских международных изделий, с этой выставки привезли первый проект и здесь у нас встал вопрос об образовании. В ГБУ «Малый бизнес Москвы» нам очень сильно помогли - не просто рассказывали, как закрыть таможенное оформление, оформить документы и так далее. Объясняли, как себя вести, как действовать, развивать маркетинг, как продвигать бренд. Расширяли наше видение.
М. Коряко:
- А сколько длилось примерно обучение, которое вы проходили?
Ю. Нижегородцева:
- Оно идет 4 месяца. Обучаемся 12 часов в день, 5 дней в неделю.
М. Коряко:
- На сколько бы вы оценили пользу от такого обучения? По десятибалльной системе.
Ю. Нижегородцева:
- Я оценила бы на 10 с плюсом! Но, честно говоря, я еще раз бы прошла это обучение. Потому что сразу трудно усвоить такой насыщенный новый материал.
М. Коряко:
- Я желаю вам удачи в вашем бизнесе.
Ю. Нижегородцева:
- Спасибо!