Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Экономика29 апреля 2020 15:26

Будет ли российская нефть стоить меньше нуля

Разбираемся, к чему приведут биржевые игры
Наша Urals – это нефть, которая торгуется на физическом рынке. То есть от спекулятивных колебаний она защищена

Наша Urals – это нефть, которая торгуется на физическом рынке. То есть от спекулятивных колебаний она защищена

Фото: REUTERS

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?

30 апреля – последний срок исполнения июньского фьючерса на нефть WTI на Московской бирже. Да, для большинства читателей эта фраза звучит непонятно. Дело в том, что сейчас у нас такая же ситуация, какая была на американских рынках, когда стоимость нефти WTI опустилась до минус 37 долларов за баррель.

ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИЗОШЛО?

Фьючерсы (контракты на поставку в будущем) на май трейдеры старались сбыть с рук, и даже готовы были заплатить за это. Фьючерсы на нефть, как, например, акции компаний, один из инструментов финансового рынка: покупаешь подешевле, продаешь подороже, разницу кладешь себе в карман. На этой немудреной логике выстроены целые финансовые империи.

Но в отличие от других бумаг, у нефтяных контрактов есть особенность – когда приходит оговоренное время, нужно получить нефть, которую ты купил, заплатив за фьючерс. А хранилища в Кушинге, штат Оклахома, поставку куда предполагает контракт, почти заполнены. То есть выполнить контракт трейдеры не смогли бы, вот и пытались избавиться от него всеми силами. Случилось все это буквально в последний день, когда были возможны сделки по фьючерсам. А 30 апреля этот день уже для июньских фьючерсов наступит на Московской бирже.

НЕФТЬ СНОВА УЙДЕТ В МИНУС?

Вряд ли. На Московской бирже торгуется не так много американской нефти. Месячный оборот торгов по ней не переваливает и за 3 млрд рублей, это в тысячи раз меньше, чем сделки по нефти Brent. Так что в глобальном масштабе на ситуацию это не повлияет. По крайней мере 29 апреля цена была нестабильной: не только падала, но и росла.

Фьючерсы на май трейдеры старались сбыть с рук, и даже готовы были заплатить за это

Фьючерсы на май трейдеры старались сбыть с рук, и даже готовы были заплатить за это

Фото: REUTERS

А ЧТО БУДЕТ С РОССИЙСКОЙ НЕФТЬЮ?

- Наша Urals – это нефть, которая торгуется на физическом рынке. То есть от спекулятивных колебаний она защищена, - объяснил «Комсомольской правде» финансовый и биржевой аналитик Степан Демура. – Обычно цена на нашу нефть привязана к котировкам на североморскую Brent, которая как раз торгуется с помощью фьючерсов. На, думаю, на ближайшие несколько месяцев про эту связь можно забыть: слишком сильно разошлись физический и бумажные рынки.

ЗНАЧИТ, МОЖНО НЕ ВОЛНОВАТЬСЯ?

Если бы ситуация на мировом рынке нефти никак не касалась России и ее сорта Urals, тут можно было бы успокоиться и разойтись. Но, к сожалению, это не так.

Спрос на черное золото в мире падает. Самолеты не летают, машины не ездят, и человечеству не нужно столько горючего, как раньше. По крайней мере, пока не утихнет пандемия. Чтобы хоть как-то поддержать цены, ведущие экспортеры нефти договорились о невиданном сокращении добычи. И хотя эксперты говорят, что оно не покроет падение спроса, выполнять взятые на себя обязательства нужно будет уже с начала мая.

Россия должна сократить добычу на 2,5 млн баррелей в сутки. Много это или мало?

- Чтобы выполнить обещание, придется закрыть порядка 30 тысяч скважин, - сказал «Комсомольской правде» бывший министр экономики России Андрей Нечаев. – Многие скважины у нас уже старые, действующие еще с советских времен. Их, вероятно, нефтяники потеряют навсегда.

Да и то, что все-таки будут добывать, непонятно, где хранить. У России не так много нефтехранилищ, к тому же часть из них относятся к инфраструктуре по транспортировке нефти. Ведь магистральный нефтепровод, тянущийся на тысячи километров, это не просто очень длинная труба. Это сложное техническое сооружение с системой насосов и хранилищ. Просто так занять эти резервуары невозможно, не нарушив транзит черного золота.

ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ СТРАНЫ ПАДЕНИЕ ЦЕН НА НЕФТЬ?

Доходы от продажи черного золота – одни из главных для российской казны. Бюджет составляли, когда Urals стоила в разы дороже, чем сейчас, а значит, он несет незапланированные потери. ПО оценкам экономистов Альфа-банка, падение цены на нефть всего на 1 доллар стоит России 130 млрд рублей в годовом исчислении.

КСТАТИ

Что будет с нашими деньгами, если нефть еще сильнее подешевеет

Стоимость нефти рекордно упала, но рубль пока держится (подробности)

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Четыре экономических предрассудка российских властей, или почему никто не торопится спасать утопающих

Как генералы готовятся к уже прошедшей войне, так и правительство с Центробанком сейчас борются с прошлым кризисом (подробности)