Премия Рунета-2020
Воронеж
+12°
Boom metrics
Звезды11 мая 2022 8:33

Автор фильма о лидере "Сектора Газа" Павел Селин: Хоя в воронежском рок-клубе выпускали заполнять паузы

Режиссер уверен, что творчество панк-музыканта вошло в культурную историю
Павел Селин

Павел Селин

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

11 мая известный тележурналист Павел Селин показал в Воронеже фильм о легендарном панк-музыканте Юрии Хое Клинских. Режиссер, снявший ранее картину о Шевчуке «Юра музыкант», задумался о феномене «Сектора Газа» неспроста: Юрий Хой - личность противоречивая, но его известность прошла проверку временем, музыкант умер почти 22 года назад, а песни его до сих пор популярны.

Селин признался, что ему важно было представить картину на родине лидера легендарной группы «Сектор Газа», в том числе и потому, что Воронеж – город студенческой юности Селина, здесь он начинал свою телекарьеру.

- Мне хотелось, чтобы Россия узнала, что в Воронеже тоже был крутой рок-клуб, не такой раскрученный, как в Москве, Питере или Свердловске, но было мощное движение, из которого и вышел Хой, - отметил Павел. – На основе истории о «Секторе Газа» я хотел более глубоко исследовать 90-е. Сейчас у людей тяга к тому периоду – возвращается музыка, ритмы, одежда. Это была уникальная десятилетка, и на примере Хоя я хотел поговорить, что такое наши 90-е. Не бывает только черного и белого. Так и 90-е были не только лихие, но и счастливые. И этот фильм - попытка нарисовать портрет моих 90-х, понять, откуда мы выросли, что заложило в нас то время. Мне хотелось отдать долг Воронежу. Мне этот город должен 20 лет. И я ему должен. И теперь я погасил эту «задолженность».

Селин, выступивший автором идеи, руководителем проекта и корреспондентом-интервьюером (в съемочной группе Иван Юдин, Николай Никитин, Дмитрий Разворотнев), исследовал биографию Хоя от начала карьеры и до кончины, с версиями причин его гибели. В картине много уникальных материалов, интервью с очевидцами, поклонниками, противниками творчества Юрия Хоя.

Автор рассказал о закулисье съемок. «Комсомолка» собрала самые яркие цитаты.

АРХИВ «СЕКТОРА ГАЗА» СОСТОИТ ИЗ ОДНОТИПНЫХ ИНТЕРВЬЮ

Режиссер признался, что работали над картиной интересно, но трудно. Снимали больше трех лет. Сложно искали бюджет.

- Как раз началась пандемия, все застопорилось. По системе краудфандинга собрали всего 100 тысяч рублей – это на полсмены съемочной. В принципе, было ясно, что не соберем, ну мы краудфандинг запустили больше для раскрутки, чтобы народ знал. Так-то понятно, что документалистика, тем более в теме рокьюментари, это не бизнес, это дорогое хобби, - отметил автор фильма. - На год пришлось перенести премьеру. Но что ни делается, все к лучшему. Как говорил Юрий Шевчук, про которого мы собирались снимать фильм пять лет, а вышло десять: «Поснимаем, отложим, осмыслим». Также и с Хоем получилось: отлежалось, перемонтировали, выстоялось.

Тем не менее, Селин признался, что найти средства – оказалось не самым сложным в процессе производства фильма.

- Как ни странно, самой большой проблемой стала фактура – то, что создает «тело» документального кино. Всем кажется, что у «Сектора Газа» и Хоя большой архив, а это не так. Мы отсмотрели более 20 архивных интервью Клинских с гастролей, они все как под копирку – одни и те же вопросы, словно журналистам список раздавали! Обязательно спрашивали «Почему так называется группа?», выбрать интересные куски из этого объема было сложно, собирали по крупицам, - сетует Павел. – Но мы нашли двух архивариусов группы – один живет не в России, другой из Нижнего Новгорода, они хранят буквально каждый клочок газеты с упоминанием о «Секторе Газа».

Павел Селин

Павел Селин

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

ХОЯ В ВОРОНЕЖСКОМ РОК-КЛУБЕ ПОНАЧАЛУ ВЫПУСКАЛИ ЗАПОЛНЯТЬ ПАУЗЫ

Выручил и воронежский друг Селина – оператор Олег Золотарев, он не просто снимал Хоя – играл с ним в местном рок-клубе.

- Олег был музыкантом группы «Аграрная реформа». И он рассказывал, что Хоя в рок-клубе по началу выпускали как в цирке клоунов - паузы заполнить, типа «побренчи, пока мы тут готовим крутые тексты «Сталин-Ленин-перестройка». Выпускали в паузах, а в итоге Хой стрельнул круче всех. И до сих пор его слушают! – отметил Павел Селин. – Олег снимал клипы для «Сектора Газа», похороны Юры. У него остался эксклюзивный материал по недоснятому клипу. За эти кассеты фанаты готовы продать душу! Это стало основой фильма. В остальном пришлось много брать интервью. Сложно договаривались с героями, многие очевидцы после лихих 90-х не в самой лучшей физической форме.

ДИРЕКТОР СПЕЛ ПОД ФАНЕРУ ЗА ХОЯ, А КЛИНСКИХ ОТМУТУЗИЛИ

Тем не менее, Селину удалось найти эксклюзивного героя для своего фильма. Фидель Симонов, однокашник Андрея Разина по детдому, был одним из первых директоров «Сектора Газа».

- Фидель никогда не давал интервью. Мы его убедили, заплатили гонорар. С Фиделем, кстати, связана интересная история – избиение Юрия Клинских на московском концерте в Зеленом театре. Когда Хою сказали, что за него на сцене кто-то поет. Клинских прибежал: народ тащится, фанера играет, директор открывает рот за Юру. При этом, конечно, забавно: Фидель маленький, Юра огромный. Но в то время его еще никто не знал в лицо, под «Сектор Газа» мог кто угодно рот открывать. Юра выскочил: мол, я - Хой. Сшиб стойку. А концерт охраняли байкеры «Ночные волки», они его отмутузили… В общем, байка об этом долго ходила, но не было понятно, правда или нет. Мы нашли людей, которые подтвердили. Сам Фидель отказался говорить на эту тему. Но это не выдумка!

Юрий Хой.

Юрий Хой.

Фото: из архива Игоря Лобашова.

Семья же Юрия Клинских отказалась участвовать в съемках.

- Для меня фильм о Хое - многослойный. Это - исследование истории, как простой воронежец выстрелил до знаменитости. Не только о таланте, но и о том, что яркий путь быстро закончился – по схеме «Живи быстро, умри молодым». Фильм обо всем: феноменальном успехе, когда были миллионные продажи кассет в киосках, но и об обидной смерти (мы рассматриваем версии наркотиков и убийства). Это честная попытка биографического исследования. Потому что я журналист, в первую очередь, и объективность для меня очень важна. Меньше всего я хотел сделать карамельное кино про «Сектор Газа». Мы пытались объяснить, почему Хой выстрелил, но и рассказать правду о трагической гибели (возможно, его специально подсадили на наркотики, чтобы тянуть из него деньги), - отмечает автор фильма. - Хотелось создать объективную картину. К ней, к сожалению, не были готовы родственники. Возможно, дочь Ирина Клинских думала, что фильм будет только о наркотиках. Нам не удалось ее переубедить. И она отказалась участвовать, это ее безусловное право. Хотя в итоге тема наркотиков занимает в картине около 13 минут – это десятая часть фильма. Но если бы ее не было, меня бы подняли на смех. Почему нет, как он ушел? Это был бы закономерный вопрос. Мы даем слово всем сторонам, чтобы не было дыр в «паззле». Юра был природным уникальным талантом. Но он не был ангелом. Он вел противоречивый образ жизни. Возможно, у близких более романтичный взгляд на него. И это их право.

В ПЕСНЯХ «ЛЕНИНГРАДА» БОЛЬШЕ МАТА, ЧЕМ У «СЕКТОРА ГАЗА»

В свет вышло две версии фильма – «непричесанная», с обсценной лексикой «Хой с тобой!» и режиссерская «Хой» (на 10 минут длиннее).

- За Хоем почему-то закрепилась странная легенда, что в его песнях много мата. Но если сравнить с группой "Ленинград", где Шнур развил его невероятно, то даже не идет ни в какое сравнение! Хотя до сих пор самый повторяемый вопрос: почему много мата в текстах? Да немного. Ровно там, где любой нормальный мужик сказал бы. Хой был "природным" поэтом - как чувствовал, так и писал. Бог наградил его талантом чувства языка, - сказал автор фильма. - Хой отмечал: "Не могу без этого слова в строчке, ведь не говорят так простые мужики". Да и в лихие 90-е без этого было никуда. В общем, в его песнях не так много мата. В кинотеатрах мы показываем режиссерскую версию, где эти слова запиканы. Но в сети есть нецензурированная версия, и она более органична.

«СЕКТОР ГАЗА» - БЕСХИТРОСТНОЕ, НО ИСКУССТВО

Поднял Селин и тему наследия и памяти музыканта, которая вылилась в Воронеже в «контры» двух противоборствующих лагерей – инициаторов установки памятника Хою и противников увековечивания музыканта на родине.

- Гордость Хой или позор? Ставить или не ставить памятник? Мне кажется, надо принять факт существования Хоя как данность. Воронеж дал миру всего два музыкальных бренда – Мордасову и «Сектор Газа». Других не появилось. Не понимаю, почему Воронеж стесняется «Сектора Газа», - удивляется Селин. – «Сектор Газа» обрел всероссийскую славу. Это абсолютно самобытная группа, как бы к ней не относились. Другой такой нет! Многие пытались «косить» по «СГ», но не получалось. И сейчас перепевают Юрины песни, но понятно, что не Клинских, хотя те же слова. Но нет Юриной интонации. Только он так умел. Он был настоящим природным поэтом. Его творчество сродни наивному искусству. Бесхитростное, но искусство. Это не подзаборные частушки, не три прихлопа. У него интересный строй, узнаваемые приемы в построении мелодики. Спетые именно так, бесхитростно и с матом. Когда Хою предлагали «запилить чен-ть потяжелее», он отказывался, потому что «будем как все, а мы должны быть собой». Он умел выдержать этот стиль. Это редкое явление. Появилось только здесь, в Воронеже. Музыкальный критик Артемий Троицкий говорит, что поставил бы «Сектор Газа» и Хоя в один ряд с Егором Летовым и Шевчуком: эти три артиста так могли отразить простую народную сущность, разговаривать с простым народом на понятном и важном им языке. Больше 20 лет прошло с момента гибели Хоя, он до сих пор цепляет фанатов, значит, он нашел интонацию, попал в яблочко.

Павел Селин

Павел Селин

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

О БУДУЩИХ ПРОЕКТАХ

- Мне хотелось бы снять фильм про Сашу Васильева из «Сплин». Но не факт, что он согласится. Снимать же надо в «кислотной среде» - между гастролями-концертами, музыканты уставшие, в дороге, им бы выспаться, а тут с камерами будут приставать – некомфортно, - рассказал об идеях Павел Селин.

Сейчас в производстве у журналиста несколько портретных очерков об уникальных людях. «Паровозных дел мастер» - о начальнике цеха по восстановлению старинных паровозов в Питере.

- Алексей Грук делает из ржавых паровозов, простоявших на постаменте 50 лет, живые огнедышащие машины. Это очень красивое зрелище. Алексей - огромный мужик, в масле и мазуте, при этом большой ребенок. Ассистент режиссера, маленькая хрупкая женщина, увидела его перепачканного мазутом, взяла за подбородок и спрашивает: «Кто вас так хорошо загримировал?». А этот огромный «медведь» стушевался и говорит: «Это свое», - рассказал о новых героях Павел. – Еще хочу снять фильм «Буба. К 100-летию Бориса Сичкина». Про артиста, который гениально воплотил образ Бубы Касторского. Так получилось, что мы его похоронили. Его прах кочевал по гаражам друзей. Мы нашли и упокоили.

А в жанре докреалити команда Селина работает над сериалом «Добровольцы» - про волонтеров, которые на Белом море чистили русла рек от бревен времен ГУЛАГа.

СПРАВКА «КП»

Юрий «Хой» Клинских – воронежский музыкант-самоучка, лидер панк-группы «Сектор Газа», которую создал в 1988 году и назвал по местному прозвищу части Левобережного района города, славящегося своей загазованностью и криминалом. Работал грузчиком, инспектором ГАИ и фрезеровщиком. Писал самобытные песни про жизнь, остросоциальные темы и мистику с обилием ненормативной лексики. Их быстро передавали из уст в уста, поклонники распространили кассеты с записями по всей стране, группа стала популярной, несмотря на то, что в то время мало кто знал Хоя в лицо. Умер Клинских в июле 2000 года в Воронеже в возрасте 35 лет при невыясненных обстоятельствах. Основной причиной смерти называется употребление наркотиков.