Премия Рунета-2020
Иркутск
+7°
Boom metrics
Общество25 августа 2016 9:47

Многодетной матери из Иркутска банк простил долг по валютной ипотеке

Финансисты заключили с заемщицей новый договор, пересчитав сумму в рублях [фото, аудио]
Многодетной матери из Иркутска банк простил долг по валютной ипотеке. Фото: из личного архива Татьяны Нефедьевой

Многодетной матери из Иркутска банк простил долг по валютной ипотеке. Фото: из личного архива Татьяны Нефедьевой

Последние три года иркутянка Татьяна Нефедьева жила как на пороховой бочке. Мечты о светлом будущем в собственной квартире рухнули в одночасье. Банк через суд забрал квартиру, когда она не смогла выплачивать валютную ипотеку, да еще и многомиллионный долг на Татьяне повис как якорь. И куда она пойдет с тремя детьми? Казалось, все. Хеппи-эндом эта история уж точно не закончится. Но вдруг долг простили!

«Комсомолка» уже не раз рассказывала о судьбе 41-летней Татьяны Нефедьевой. Она одна воспитывает троих детей, младшей дочке всего два годика. В 2007-м взяла в ипотеку двухкомнатную квартиру в ново-ленинской хрущевке за 2,3 млн рублей. Но не в рублях, а в швейцарских франках. Финансисты объяснили, что так процентная ставка ниже, да и банк точно одобрит заем. Кредит Татьяна платила исправно - по 18 тысяч рублей в месяц. Но в 2014 году из-за скачка курса платеж пошел вверх: 45 тысяч рублей, 55, 70… В итоге долг вырос в три, а потом и в четыре раза: два миллиона превратились в девять. Нефедьева просто не смогла дальше тянуть лямку. Дело дошло до суда. В августе 2015 года банк выиграл процесс. Татьяну обязали освободить квартиру и выплатить всю сумму.

- После решения суда я продолжала жить с детьми в квартире, - рассказывает Татьяна. – Конечно, не собиралась дожидаться, пока нас силой выдворят на улицу. Просто по закону должен был состояться еще один суд именно по выселению. И вот пока ждала его, подыскивала съемное жилье. Надежды, что как-то получится сохранить квартиру, все же не теряла.

Нефедьева и ее юрист Игорь Льгов продолжали вести переговоры. Настаивали на том, что, выгнав на улицу мать с тремя детьми, финансисты не только подпортят себе репутацию, но и потеряют ту сумму, которую она готова платить. Банк не хотел уступать и предлагал отказаться от квартиры, взяв ее в аренду, а года через два оформить ипотеку в рублях. Или перевести долг в рубли по текущему курсу швейцарского франка и платить ежемесячно по 30 тысяч рублей еще 30 лет. В общем, для многодетной матери это не вариант.

- А вдруг повезло: банк, в котором я брала ипотеку, вошел в состав другого, более крупного, и все переговоры пришлось вести уже с ними, - говорит Татьяна. – Пару недель назад мы заключили выгодную сделку.

И какую! Татьяне предложили оформить новую ипотеку на ее квартиру. Теперь в рублях. Двушку по рыночной стоимости оценили в меньшую сумму, чем в 2007 году. Да еще и льготный процент дали. И вот что вышло. Еще 13 лет, то есть столько же, сколько бы платила валютную ипотеку, Нефедьева будет расплачиваться с банком в рублях. По 24 тысячи ежемесячно. А ее многомиллионный долг, образовавшийся из-за скачка валют, банк, по сути, простил.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Игорь ЛЬГОВ, арбитражный управляющий: «Банки редко списывают долги»

- Банк тоже выиграл от этой сделки. Одно дело, когда клиент должен 2 миллиона, которые может вернуть, и совсем другое 8 – 9, расплатиться с которым не в силах. Кроме того, если бы у Татьяны изъяли квартиру, то не факт, что в условиях кризиса смогли бы продать ее по рыночной стоимости. Сейчас квартира остается в залоге – на случай, если Татьяна все равно не сможет выплачивать ипотеку. Кроме того, замещица будет выплачивать проценты. Это выгодно. Финансисты на самом деле нередко идут на такой шаг. Особенность случая Татьяны заключалась в том, что долги были слишком большие. У других валютных ипотечников ситуация не такая критичная, и потому они зачастую соглашаются на пересчет долга с валюты в рубли по современному курсу. А вот случай, когда банк соглашается забыть о долге, действительно редкий.