Премия Рунета-2020
Иркутск
+2°
Boom metrics
Общество22 марта 2010 3:45

Маршрутка - это маленький автобус. А маленьким разрешается шалить?

Корреспондент «КП» проверил, как работают в нашем городе новые правила, приравнявшие маршрутные такси к обычному общественному транспорту.

Правительство приняло новые правила перевозок. Отныне, объявили чиновники, маршрутки не относятся к разряду такси. Теперь они - регулярный общественный транспорт, как троллейбусы и трамваи.

- Сейчас перевозчики работают по федеральному закону № 259 «Устав автодорожного транспорта и городского наземного и электрического транспорта», - рассказывает заместитель начальника Управления государственного автодорожного надзора по Иркутской области Андрей Анисимов. - Он был принят в ноябре 2007 года. Маршрутки по определению являются общественным транспортом, поскольку обслуживают городское население. Но у них есть своя специфика: расписание, в отличие от других видов общественного транспорта, есть, но только на начальном и конечном пунктах.

Маршрутка может не останавливаться на всех остановках, если водитель видит, что салон полный и никто из пассажиров не выходит.

Движение строго по расписанию? Ликуя, я отправилась кататься на маршрутках - наслаждаться новыми правилами…

ЕЗДИМ СТРОГО ПО ВРЕМЕНИ

Остановка «Центральный рынок», день. Кто здесь бывает, прекрасно знают, что такие маршруты, как № 15, 16с, 10, в это время суток там стоят в очередь друг за другом. Подходя к первой стоящей на очереди маршрутке, вижу, что она уже битком набита народом. Уверенным шагом иду к следующей. Открываю переднюю дверцу маршрутки № 15, чтобы запрыгнуть на удобное место.

- Э-э-э, красавица, та маршрутка еще не заполнена! - показывая пальцем на заполненную впередистоящую «Газель», говорит водитель.

- Так там уже мест нет!

- Нет так нет. Но тебя не посажу, пока тот не уедет.

Минут через 5 маршрутка все же сдвинулась с места, и я вслед за ней вновь пошла к стоящему на очереди транспорту.

- Теперь-то можно сесть? - осторожно спрашиваю.

- Вот теперь милости прошу, - ответил молодой парень в спортивных штанах, меховом жилете и сигаретой в руке.

- А вы разве не по расписанию ездите, как общественный транспорт? - спрашиваю.

- По расписанию. Только для каждого маршрута оно свое. Каждый перевозчик сам составляет расписание в зависимости от востребованности. Вот поэтому И пришлось вам ждать, пока маршруточка не уедет, хоть она и полная уже стояла.

Проходит несколько минут, салон уже заполнен, а мы снова стоим и ждем.

Поймав мой вопрошающий взгляд, водитель сказал:

- Ездим строго по времени!

- А вы про новый закон слышали?

- Слышал. Да только что тут нового? Мы и без этого закона давно уже все сами делаем. Далеко для нас не новость.

Через несколько минут мы все-таки тронулись с места. Вывод такой - правила водители все же соблюдают, ездят по расписанию.

САЛОН РЕЗИНОВЫЙ

Продолжаю свой рейд по городу. Ради этого специально приехала на конечную остановку маршрута 16к (Солнечный - ост. "Иняз"). Там, как и на предыдущей остановке, маршрутки в ряд выстроились. Сажусь в первую.

- Скоро поедем? - задаю вопрос немолодому водителю.

- Как маршрутка полностью заполнится, так и поедем, - буркнул он себе под нос, даже не посмотрев в мою сторону.

- А как же расписание? По новому закону все маршрутки должны строго его соблюдать, - начала я объяснять.

- Ты что это, меня еще учить вздумала? - оборвал меня он. - Ишь что удумала! Не нравится - езжай автобусом!

Заявление водилы меня очень удивило. С остановки "Иняз" я не первый раз езжу. Обычно тут за этим правилом маршрутчики внимательно следят. И надо признать, не потому, что беспокоятся за комфорт и удобство пассажиров. Об этом большинство из них думают в последнюю очередь, когда разгоняются до немыслимых пределов, резко тормозят или резко газуют, да так, что многие со своих мест вылетают. У них расчет другой - они думают только о том, как бы побольше заработать. Не дай бог, чтобы хоть один пассажир ушел к конкуренту, а вместе с ним и 12 рублей.

Пытаться продолжать беседу с неразговорчивым мужчиной, я примолкла и принялась ждать.

"Да уж, дождались первых плодов нового закона. Видимо, они еще не созрели", - подумала про себя.

Прошло 3 минуты, а мы все стоим в ожидании полного салона.

- А пассажирам на других остановках как быть, если на конечках уже битком забивается маршрутка? - снова вступаю в разговор.

- А мое какое дело? На других остановках другие маршрутки ходят. Вот пусть их и ждут.Не успели мы окончить занимательный разговор, как маршрутка наконец-то заполнилась. Мы уже были готовы ехать дальше, как вдруг две раскрасневшиеся полные дамы с огромными сумками едва ли не на полном ходу заскочили в маршрутку.

- Шеф, можно мы стоя проедем? - заявила одна. - Ждать следующей машины времени нет.

Водитель в ответ только лишь кивнул, а потом добавил:

- Присядьте только - так, чтобы не было понятно, что вы едете стоя. Не хочу за вас штраф платить.

Объяснять, что перевозка стоячих пассажиров категорически запрещена, нет смысла. Но к правилам и законам прислушиваются далеко не все водители. Некоторым на них откровенно наплевать. От гаишников одних спасают шторки на окнах или темная тонировка, других - удача.

«ОБЪЯВЛЕНИЕМ В САЛОНЕ ДЫРКЕ В ОБШИВКЕ ЗАКРЫВАЮТ»

Третий пункт моего рейда начался с остановки «Микрорайон Лисиха». Забежала в 45-й, уселась поудобнее. Прямо над водительским креслом в салоне висело объявление «Уважаемые пассажиры, билеты отрывайте самостоятельно». Я обрадовалась. По закону в маршрутках - так же, как в троллейбусах, автобусах и трамваях - водители должны давать билеты.

Проехала несколько остановок, никому из пассажиров водитель билета не дал.

- Почему билеты не даете? - спросила его.

- Какие еще билеты? - ошарашенно спросил он.

- Ну как какие? Самые обыкновенные. У вас вон даже объявление висит, чтобы люди брали. Где отрывать-то?

- А я откуда знаю? Бумажка эта дырку в обшивке салона прикрывает. Я работаю тут всего несколько месяцев. Никаких билетов не даем.

- А должны!

- Некогда мне тут с тобой разговоры разговаривать.

С этим не поспоришь - чересчур занятому дяденьке помимо того, что руль держать надо, еще ведь и по телефону нужно поговорить, и про семечки не забыть.

- А остановки-то почему не объявляете? - снова спрашиваю. - Или тоже времени не хватает? Вы по закону обязаны.

- Кому надо, сами спросят у меня или у других пассажиров. А просто так весь день глотку рвать и повторять все, как говорящий попугай, я не намерен. Еще вопросы будут?- Нет, - скромно ответила я.

Какие тут могут быть вопросы, если, спрашивая элементарные вещи, кроме грубости, ничего в ответ не получишь. Подкатываем к нужной мне остановке. Выхожу и внимательно оглядываюсь: по идее тут должен висеть график движения маршруток. Но его, ясное дело, здесь и в помине не было.

Словом, маршрутки-то к автобусам приравняли. Но у всех почему-то осталось убеждение, что маршрутка - это ма-а-ленький автобус. А маленьким у нас традиционно разрешается пошалить.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Алексей КОЛМАКОВ, заместитель председателя Ассоциации маршртучиков Иркутска:- Расписание каждого маршрута в нашем городе устанавливают сами перевозчики. Минимальный интервал - 2 минуты, максимальный - 10. Все зависит от востребованности маршрута. Если народу постоянно много, тогда транспорт по этой ветке ходит чаще, если нет - реже. Конечно, все связано с затратами. Пускать на маршрут большое количество машин, где малая проходимость людей, бессмысленно.

КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ?

Не устраивает работа водителя той или иной маршрутки или техническое состояние машины? Обращайтесь с жалобой в Управление Государственного автодорожного надзора по Иркутской области по адресу: ул. Партизанская, 79, тел. (3952) 20-91-40.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

По городу колесит 2860 маршруток и автобусов: 200 из них - муниципальные и 2660 - частные. В Иркутске 255 перевозчиков.