Премия Рунета-2020
Иркутск
+4°
Boom metrics
Спорт24 декабря 2010 10:23

"Раньше я был скромнее, но баскетбол меня изменил"

Баскетболист Егор Муравьев - самый рослый игрок "Иркута". Шутка ли, 2 метра 7 сантиметров!

А еще он стал лучшим игроком ноября по итогам голосования болельщиков Иркутска. Впрочем, сам Егор с результатами этого голосования не согласен. Природная скромность ли мешает ему согласиться, или крепкое командное чувство - но, по его мнению, на место лучшего игрока в ноябре нужно было ставить всю команду!

- У нас в команде все - лидеры, - утверждает Егор Муравьев. - Мы играли практически без запасных, в такой ситуации нет лучших, мы - один за всех и все за одного! Как раз у меня не все получалось, результативность оставляла желать лучшего.

Характерная роль

Егор родился 2 февраля 1987 года. Он - единственный игрок выше двух метров в иркутском "Иркуте", и единственный, кто соответствует амплуа центрового. Практически вся борьба под щитом, которая требует роста и атлетических качеств, должна доставаться на его долю. Но в душе Егор - вовсе не агрессивный боец. Чтобы играть свою роль достойно, ему пришлось немало поработать над характером.

- Я родился в Магадане и жил там до второго класса, - вспоминает Егор, - хорошо помню морозы -62. Но там другой климат, более сухой, и мороз переносится намного легче, чем в Иркутске. Так что мы в любую погоду всегда были на улице, по домам не отсиживались, а играли, с гор катались. Там горки не такие, как здесь, которые строят искусственно, а природные, естественные. На нее пока заберешься…

- Это, наверное, и стало твоим первым опытом в физической подготовке?

- Свою первую спортивную подготовку я получил уже после того, как мы уехали из Магадана.

Выбравшись с севера, семья Егора поселилась в поселке Михайловка, недалеко от Черемхова. Там Егор наравне с одноклассниками бегал на лыжах на уроках физкультуры. Но вскоре он пошел в секцию лыжного спорта. После лыж был футбол, после футбола - хоккей, велоспорт, затем волейбол, которым он занимался профессионально, отдал ему два года. Это была наиболее серьезная спортивная "любовь" на пути к баскетболу.

- Тренер говорил, что для волейбола у меня есть все данные, нужно только работать, и все придет, - вспоминает игрок. - Хорошие перспективы передо мной рисовал.

- Но профессионального баскетболиста с волейболистом не спутаешь! Все-таки сложение разное.

- Да, в волейболе люди более стройные, легкого телосложения, более подтянутые. Я больше создан для него. А баскетбол - это контактный вид спорта, там масса нужна, я ее тяжело набираю. Но я здесь уже адаптировался, привык.

- И чем тебя так приворожил баскетбол?

- Зрелищный он.

- Для нас, зрителей! А если вы по ту сторону площадки?

- Абсолютно то же самое! Зрители, которые приходят посмотреть на это зрелище - это дополнительный адреналин. И когда у тебя пик удачи, и все получается, то идет выброс адреналина, от этого заводишься, и еще лучше все удается.

Бывает и наоборот: от избытка адреналина мяч не идет в кольцо. Не раз мы видели в нынешнем сезоне, как разлаживается вроде бы успешная игра.

- Если промазал раз, то в голове "прицел" сбивается, начинаешь нервничать, и все разлаживается, - говорит Егор. - В этот момент лучше всего, чтобы тренер тебя заменил. Но у нас заменять не на кого! Очень тяжело все сорок минут бегать и при этом отыграть матч на десять баллов. Наши тренеры, Евгений Саловаров и Юрий Анисимов, все понимают, и если что-то не ладится, то они нас поддерживают. Да и публика тоже. Как бы провально мы ни сыграли, я никогда не слышал негатива от зала, от болельщиков.

Молодежная сборная

С видом спорта Егор определился окончательно, когда стал играть в баскетбол за молодежную сборную Иркутской области 1986 года рождения. Однажды эта команда находилась на сборах в Черемхово, на базе главной команды области - "Шахтера", он в то время переживал расцвет под руководством знаменитого Ивана Едешко, олимпийского чемпиона. В Черемхово учитель физкультуры и привез мальчишек из Михайловки на какие-то не очень значительные соревнования. Там Муравьева приглядел Андрей Камышанов, наставник юношеской сборной.

- После этого я каждые выходные ездил в Иркутск на тренировку, - вспоминает баскетболист. - Конечно, этого мало - раз в неделю, но хоть что-то для начала! Школу ведь я не мог пропускать. После 9-го класса я поступил в техникум физической культуры, и ездить уже не надо было.

Команды мастеров

Когда в Иркутске стараниями Владимира Теплова стал возрождаться баскетбол, и была создана команда "Зенит", Егор поиграл там. В 2004 году был создан "Иркут", Муравьев отработал там три года и получил приглашение в Пермь - правда, не в сам знаменитый "Урал-Грейт", а в команду-дубль. Два года он искал там спортивного счастья, а потом команда развалилась.

- Это было очень печально, - вспоминает Егор, - я вернулся обратно в Иркутск, поговорил с тренером. Евгений Саловаров сказал: "Все в твоих руках. Есть перспективы, есть с кем бороться за место в составе. Если хорошо себя покажешь, лучше приезжих или на одном с ними уровне, то мы выберем тебя".

Год назад Егор все еще искал свое место в команде. Это был его первый год в суперлиге, да и конкуренция в иркутской команде еще имелась. Порой складывалось впечатление, что Егор, оказавшись в центре событий, не совсем знает, что ему делать. В самом деле, скромному парню из учительской семьи, наверное, было непросто играть жестко, даже порой агрессивно? Ведь центровой - это не только высокий рост, но и характер, который нужен, чтобы постоянно ввязываться в борьбу под щитом.

- Да, характер у меня не совсем подходящий для центрового, - признается баскетболист.

- Я по натуре человек скромный, мягкий. Но я постоянно над собой работаю. Раньше я был еще скромнее, годы меня изменили. Я стал упорней, напористей.

- За это упорство тебя удаляли с площадки за пять фолов. Это ведь тоже наука - бороться так, чтобы не получать от судьи нарекания?

- Если это наука, то вот ее результат - в домашнем матче против "Спартака-Приморье" я ни одного фола не получил! Для меня это было даже неожиданно.

Нереальная поддержка

- Игроки "Шахтера" рассказывали, что в Иркутске всегда полный зал, в отличие от большинства городов, где приходится играть. Как сейчас с этим?

- Примерно так же. Во многих городах зрители вообще очень плохо ходят, только друзья, родственники. А где-то болельщики приходят как в театр: просто сидят и смотрят матч, ну, похлопали пару раз… Не крикнут, не заведутся.

Да, если в Иркутске зал начинает шумовую атаку, сопернику приходится туго. Когда по кольцу бросает иркутянин, то мгновенно воцаряется полная тишина. Но плохо, если на отметку штрафных бросков становится игрок соперника: шум, рев, свист не дают ему сосредоточиться.

- На соперника это очень сильно влияет, -- говорит Егор Муравьев, -- и если он слабо готов психологически, то может и сломаться в этот момент, начать мазать. Что часто и бывает. В Перми, где я играл, очень сильные болельщики. Там просто нереальная поддержка: стоит гул такой, что не слышно ни свистка судьи, ни слов тренера. Нам бы год продержаться…

-- Егор, прости за вопрос, но в свете проблем с финансированием команды, да при твоем росте, наверное, очень актуальна проблема полноценного питания?

- На еду мне хватает. Но и только. Сейчас, при наших заработках, весь бюджет уходит на продукты. Я живу вместе с подругой, экономим, как можем. О том, чтобы приобретать какие-то лекарства, восстановители, спортивное питание, даже не задумываемся. Что в команде выдадут, тому и рады. Вот так и живем. Получается, работаем за еду и за идею. Но пока наша команда жива, она есть, мы играем, и это - главное! Нам ведь перед сезоном так и сказали: хотите - играйте, хотите - нет. Кто-то уехал, кто-то остался. Тех, кто остался, попросили: чтобы сохранить команду, надо этот год прожить, подождать.