Премия Рунета-2020
Иркутск
+6°
Boom metrics
Общество17 марта 2011 9:07

Жителей Академгородка просят как можно чаще подходить к окнам

После того, как совсем недавно от рук неизвестного (неизвестных?) погиб молодой мужчина, жители не выдержали и объявили стихийный митинг. Именно там было решено собираться вечерами и патрулировать улицы [видео]

Убийства в Академгородке встревожили весь город (подробности). После того, как совсем недавно от рук неизвестного (неизвестных?) погиб молодой мужчина, жители не выдержали и объявили стихийный митинг. Именно там было решено собираться вечерами и патрулировать улицы.

Организуют добровольцев местные жители, один из них - Андрей Эпов, кому, собственно, и принадлежит идея. Сегодня Андрея нет, и за старшего - еще один активист, Алексей.

Собрание дружинников - у опорного пункта милиции в Академгородке. С добровольцами сотрудничают участковые - Максим Хомяк и Иван Гульков. Пока дожидаемся их, Алексей вносит в список всех желающих принять участие в патрулировании: записывает фамилию-имя, контактный телефон и обязательно - возраст. Наличие несовершеннолетние в патрулировании не приветствуется. Девушка Юлия протискивается поближе:

- Запишите нас, на "хонде". И распределите, пожалуйста, на самое темное место!

-А почему на темное? - любопытствуют окружающие.

- Потому что мы любим опасности! - гордо заявляет девушка.

Сложно сказать, насколько высока вероятность задержания убийц такими вот гражданскими патрулями. Но то, что на улицах ночью теперь не пустынно - уже может отпугнуть злоумышленников. Вместо того, чтобы спокойно отдыхать после работы в кругу семьи, люди практически каждый вечер выходят на улицы.

- Я хочу, чтобы мои близкие не боялись возвращаться домой, - утверждают дружинники, - чтобы моя девушка или мама могла спокойно идти по улице.

Так что на первом месте - все же безопасность жителей. Хотя охотничий азарт тоже присутствует: каждому бы хотелось задержать злодея (злодеев?). Что будет с пойманными, если они окажутся в руках дружинников?

- Ничего, - уверяют ребята, - мы как законопослушные граждане сдадим их властям. Но не все так считают.

- Самое правильное - вывести их вот здесь, на площадь, и отдать родственникам жертв, - говорят мужчины постарше, - и тогда уже никакая полиция их отбить не сможет.

Участники народной дружины -  распределение патрулей по наиболее опасным участкам. Фото автора.

Участники народной дружины - распределение патрулей по наиболее опасным участкам. Фото автора.

Сложность в том, что искать приходится "черную кошку в темной комнате": нет практически никакой информации о том, кого нужно ловить. Есть минимум информации, полученной от жертв, которым удалось выжить: убийц их двое, это совсем молодые парни - лет 15-16, и ростом - не выше 160 см. Еще говорилось о капюшонах, надвинутых на лицо. Но сегодня идет густой снег, и почти каждый прохожий в капюшоне - у кого он имеется. Известно еще, что убийства до сих пор в одно дело не объединены.

Перечисленные приметы - это все, что сотрудники правоохранительных органов сообщили участникам патрулирования:

- Поймите, это все, что мы можем вам озвучить!

Каждый делится скудной информацией, имеющейся у него.

- Моя соседка, недалеко живет. - рассказывает мужчина средних лет, - забыла ключи, позвонила дочке, чтобы та спустилась, пока ждала - решила присесть на лавочку. Присела… Получила по голове сзади.

- И что она видела? - интерес у слушателей самый острый.

- А что она увидит… Если сзади подошли.

Еще сложность в том, что абсолютно невозможно понять мотивы убийц - судя по тому, что деньги и ценности у жертв остаются нетронутыми, можно решить, что это дело рук богатеньких детишек каких-то очень серьезных родителей. Практически каждый участник патруля пытается своим умом дойти: что же это за люди такие, что ими движет? И где их стоит искать? И полиция, и дружинники считают: они живут где-то неподалеку, иначе как бы им удалось так быстро скрыться, тем более что их одежда, скорее всего, перепачкана кровью. Версия, будто это орудуют приезжие, периодически возникает, но так же быстро отметается. Вероятнее всего следующее: мальчикам просто захотелось славы, им кажется занятным держать в страхе целый район и быть на слуху у всего города? Скорей всего - именно так.

У участников патруля - настойчивая мысль: что, скорее всего, преступник (или оба) - тоже в составе дружинников. Таким образом они могут получать информацию "из первых уст" - что именно о них известно. Как можно понять, это не добавляет участникам патруля спокойствия. Двое совсем молодых ребят невысокого роста неуверенно подходят к группе:

- А что здесь происходит? Ааа, запись в народную дружину?

Несколько взглядов немедленно оборачиваются в их сторону, мысль: "А не вас ли мы ищем, ребята?"

- Недавно мы вдвоем с товарищем патрулировали свой участок, - рассказывает один из дружинников, -- и за нами пристроилась какая-то машина. Кралась, ехала за нами довольно долго, кружила, мы напряглись. Оказалось - это "дромовцы", они нас приняли за убийц, а мы на них подумали.

"Дромовцы" - это участники автомобильного форума "Дром.ру", на этом форуме и появилось предложение создать дружину. Но в массовых патрулях "дромовцы", как их называют, не участвуют, предпочитая действовать самостоятельно. Поэтому и возникают ситуации, подобные вышеописанной. В самом деле, дружинники, настороженно оглядывающие улицы, могут вызвать тревогу: а чего это они озираются? Жертву высматривают?

Во избежание таких недоразумений к группам патрулирования присоединяются сотрудники полиции. У них также есть все данные обо всех участниках: еще и на тот случай, когда бдительные старушки звонят и сообщают о подозрительных типах, замеченных ими.

Мы сегодня на машине - меня взяли в патруль жители Академгородка Анна Романова и Дмитрий Житнов. Дмитрий - один из активистов, кто организовывает патрули. Идет распределение групп. Перед опорным пунктом - около тридцати человек добровольцев и более десятка сотрудников полиции. У Алексея в руках - карта района, там обозначены темные места, которые считаются опасными.

- Мы этот район-то не знаем! - говорит милиционер.

- А вот вам в помощь местные жители, для этого они и пришли! - отвечает участковый.

Но такое ощущение, что это не жители пришли в помощь, а наоборот - именно жители стали инициаторами акции. Они обмениваются телефонами, созваниваются, общаются между собой и вне дружины, находя новых друзей. Опасность сплачивает: один из жителей выложил в интернете свой телефон и просьбу - если кому-то нужно будет выходить на улицу поздно ночью, он готов встретить и проводить до дома. Нам достается участок - дорога от остановки Академгородок к домам, по которой возвращается домой большинство жителей.

- Главное - не просто сидеть в машине, а внимательно слушать, что происходит, -- наставляют сотрудники милиции, - если что-то произойдет, вы можете этого и не увидеть, поэтому важно слушать. И вообще просьба всем жителям района: как можно чаще просто подходить к окнам. И тогда хоть кто-то, хоть что-нибудь да увидит.

С другой стороны, человек в окне, наблюдающий за улицей, может удержать преступника от нападения.

Другая сложность: даже если злоумышленников удастся застать на месте преступления, и будет очевидно, что это - именно те, кого ищет целый район, то… Что дальше? Как их задержать - валить на землю, связывать руки шарфиком? На этот счет участникам патруля есть четкое распоряжение от правоохранительных органов:

- Никакой самодеятельности! Ни в коем случае к убийцам близко не подходить, немедленно сообщать в полицию! Не хватало нам еще жертв из числа дружинников…. Время патрулирования - с 21 до 00 часов и с 00 - до трех, кому как удобнее. Наше время - до полуночи, за эти часы мимо нас периодически проезжают такси - жители боятся возвращаться домой пешком. Сидеть в машине неинтересно, и мы решаем разделиться и обойти двор. По дороге встречаем патруль - ребята подозрительно оглядывают нас.

- Свои! - машем мы.

Одинокий мужчина идет вниз с остановки.

- Рискованно… - замечаем мы, - впрочем, сейчас идите, товарищ, спокойно: мы настороже!