Премия Рунета-2020
Иркутск
+2°
Boom metrics
Общество14 апреля 2011 11:20

Узаконят ли национальность "сибиряк"?

Иркутский протоиерей Вячеслав Пушкарев комментирует результаты переписи-2010

Точные цифры по национальной принадлежности жителей России еще не обнародованы. Однако произошла, как всегда, утечка информации: сибиряками записалось много народу - до 20%! Статистики заволновались, пытаясь найти объяснение этому феномену.

- По последнему вопросу хочу сказать следующее, - был вынужден объясниться на днях в своем блоге глава Росстата Александр Суринов. - Никто не имел права подсказывать людям их национальную принадлежность, сомневаться, а есть ли такая, настаивать на ответе на этот вопрос. Кто-то назвался сибиряком, так мы и записали, и сделали это по закону и по инструкции.

Протоиерей Вячеслав Пушкарев, руководитель миссионерского отдела Иркутской епархии, считает, что на самом деле результаты переписи предсказуемы.

- Сибиряки сейчас становятся главенствующей силой в Сибири, так как они собираются жить в ней и дальше, а потому их самоопределение и самовыдвижение продолжится, и никакие политологические заклинания и этнографические штампы тут не помогут, - пишет батюшка в своем блоге.

По его мнению, в Сибири и на Дальнем Востоке сложилась ситуация, при которой действительно рядом проживают два крупных этноса и масса мелких. Первый и пока главенствующий - великороссы. Как правило, это дети вчерашних переселенцев, приехавших или сосланных в Сибирь и на Восток в 50-70-е годы ХХ века. Для этих людей жизнь в Сибири всегда представлялась явлением временным, и они постоянно мечтали и теперь мечтают вернуться на историческую родину своих отцов и матерей. Именно эти люди составляют те самые ежегодные 100 000 выезжающих на ПМЖ за пределы Сибири и Дальнего Востока.

Интересно, что таковых, по утверждению священника, в наших «зауральских» краях примерно две четвертых от общего населения и они себя четко называют русскими людьми, гордятся своим происхождением и в конечном итоге они почти все уедут обратно, в коренную Русь.

- Вторым крупным этносом являются массы людей, теперь называющих и давно чувствующих себя сибиряками, и это уже свершившийся факт, - уверен отец Вячеслав. - Пока они еще субэтнос, они еще только-только начали себя понимать единой общностью, но процесс этот разворачивается очень быстро, что, по сути, и доказывают результаты последних двух переписей населения РФ. Сибиряки составляют сейчас примерно 30-35% от общей численности. Сибиряки - это потомки добровольных переселенцев, пришедших в Сибирь в период с XVII по конец XIX века, и, конечно же, дети от множественных смешанных браков - метисы в разных поколениях. У этих людей не было детства на Юге, и они лучшими видами природы считают виды своей суровой стороны. Они не связывают свое будущее с коренной Россией, так как их там никто не ждет, а все, что они имеют, им дала Сибирь. Почему они называют себя сибиряками? Да потому, что по крови они уже далеки от русских, отличается даже их антропологический тип.

Запись отца Вячеслава в блоге вызвала большую дискуссию на просторах Рунета.

Запись отца Вячеслава в блоге вызвала большую дискуссию на просторах Рунета.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Культуролог, преподаватель ИГУ Сергей Шмидт:

«Это не формирование этноса, а протест на неравенство жизни!»

- Безусловно, в случае с национальностью «сибиряк» мы имеем результат флэш-моба, распространенного через Интернет. Сибиряков как отдельного этноса нет, потому что нет ни особого сибирского фенотипа, ни языка (говоры не считаются), ни культуры, да по большому счету, и особого менталитета тоже нет. У сибиряков нет ничего отдельного от русских. И самое главное - нет истории, отдельной от истории России.

Но этот выбор, успех флэш-моба - это очень серьезный сигнал власти. Есть такое понятие, как протестная идентичность. Здесь мы имеем дело как раз с этим явлением. Люди отреагировали на заметное неравенство регионов Сибири и Центральной России в качестве жизни. Мы живем беднее, хуже, блага цивилизации от нас далеки - значит, мы не такие, как вы. У нас - Сибирь, у вас - Россия. Это не сепаратизм, это протест.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Второй звоночек

Мало кто понял, что первый сепаратистский звонок в Сибири прозвучал в год распада СССР, когда были свернуты все масштабные программы по освоению житницы России. Большая часть страны осталась где-то там, за Уральским хребтом. Осталась жить сама по себе, исправно отдавая остальной стране всю свою таблицу Менделеева, лес, рыбу, пушнину. Как-то незаметно оказалось, что в Лондон слетать дешевле, чем в Новосибирск. Да и сами сибиряки вдруг открыли для себя не здравницы Сочи, а курорты азиатских морей. За 20 лет выросло поколение, никогда не бывавшее в Москве или Петербурге, но слетавшее в Шанхай или Сеул. И никто в «материковой» России даже не задумывался - а как они там, эти сибиряки? И зачем было думать, куда она денется, Сибирь, с нашей подводной лодки? Вот Северный Кавказ - другое дело, его терять нельзя, сразу вся страна развалится...

Страшно, что идеи обособленности сибиряков уже посеяны и дали всходы. Просто так их дустом не залить, не выполоть. И вспомнить про Сибирь прямо завтра, резко не получится. Внутренняя политика в гигантской стране - это не железнодорожная стрелка, которую можно перебрасывать туда-сюда. Но что-то нужно делать, причем срочно, сначала хотя бы в виде громких политических заявлений. Потом слова эти нужно подтвердить делами, слова в этих суровых краях не стоят ничего. Я это знаю, у меня дед с Левобережья Иртыша, коренной сибиряк.

Дмитрий СТЕШИН.