Премия Рунета-2020
Иркутск
+24°
Boom metrics
Общество9 октября 2012 12:32

На бывшего участкового, учителя ОБЖ в Иркутской области, завели уголовное дело за жестокое обращение с учеником

Корреспонденты «КП» попытались разобраться в причинах конфликта

Новость о том, что деревенскому мальчишке на уроке ОБЖ учитель якобы сломал палец, облетела всю Иркутскую область. Конфликт миром не решился: мать семиклассника написала заявление в полицию, педагога уволили, а против директора школы поднялся народный бунт. Для небольшого села случай из разряда чрезвычайных.

По федеральной трассе 170 километров, еще 20 по гравийке… Указателя нет, поэтому едем наобум. Встречаем деда с тросточкой и уточняем дорогу:

- Этот поворот в село?

- Он самый. Сколь лет тут живу, а журналистов в нашем селе видеть не довелось, - приметив фирменную наклейку на машине, с улыбкой ответил старик. – Слава-то, небось, дурная нас ждет, про обалдуев наших писать едете?

- Угадали. А что ж вы их так неласково?

- Гонору городского понабрались! Нет чтобы учиться, так они только кляузничают… На весь регион опозорили. Знаете, как в старой доброй пословице говорится, - «Не выноси сор из избы».

«Урок - это вам не допрос, здесь талант нужен»

Еще полчаса - и мы на месте. В глаза бросаются покосившиеся избы с выбитыми окнами и остаток былой роскоши – совхоз эпохи коммунизма. Кажется, вполне обычная деревушка, пережившая перестройку. Дороги не асфальтированы, дома без стеклопакетов и модного сайдинга. На все село – два двухэтажных здания. Это администрация на берегу небольшого озерца и… школа – местная гордость. В ней учатся 155 ребят - не только местные, но и из ближайших деревень.

- Добрый день! – обращаемся к уборщице, которая с кем-то разговаривает на входе. – Как нам директора школы найти?

- Ее сегодня уже не будет, - буркнула женщина и принялась мыть пол. – Завуч на месте.

Идем по длинному коридору. Еще пахнет свежей краской (после ремонта только месяц прошел), на стендах грамоты и награды за участие в зарницах, за создание наркопоста… В открытых кабинетах - совдеповские парты.

- Вы по какому вопросу? - встречает нас завуч.

- Пытаемся выяснить, за что уволили учителя ОБЖ. Вы знали, что он школьников бьет?

Женщина наотрез отказывается комментировать ситуацию и со словами «Во всем разберется следствие» выставляет нас за дверь. Чужаков в свой мир сельчане впускать не захотели. Дескать, мы все знаем, а вы сами разбирайтесь, кто у нас хороший, а кто плохой. Но не только из-за нравов сельские интеллигенты держат рот на замке. Как оказалось, из-за страха, что их уволят.

- Директор - законная супруга учителя ОБЖ, - выпалила одна из преподавателей, когда мы вышли из школы. Свою фамилию сказать не рискнула. – Директор всем строго-настрого запретила, что-либо говорить. Руководитель она строгий, все ее боятся. Хотя с ее приходом мы и аттестацию прошли, и в конкурсах побеждать стали.

- Вы хотите, чтобы вам назначили другого директора?

- Одно скажу, родной нам она никогда не станет, ведь она из другой деревни… Несколько лет сюда на работу ездила. Сейчас совсем перебралась, с семьей дом снимает. Вот и мужа сначала сторожем, а потом учителем пристроила. Первый год он физкультуру преподавал, а с сентября 2012-го ОБЖ. Знаю еще, что до этого работал участковым. А урок-то, это же вам не допрос, здесь талант нужен.

Казалось бы, все точки над «и» расставлены - конфликт возник из-за низкой квалификации педагога (он бы еще основы религиозной культуры и этики посягнул преподавать!), но нехватка учителей - беда многих провинциальных школ. В понедельник он трудовик, во вторник – химик, а в среду - литератор. И эта СОШ, к сожалению, здесь не исключение.

Борьба за… место директора

Едем в дом к опальному преподавателю. Его уже официально уволили и завели на него уголовное дело. Из дома выходит его жена и по совместительству директор школы. Ведет себя сдержанно, но к разговору, чувствуется, расположена.

- Сергей беседовать с вами не будет, он не может отойти от пережитого шока, - начала она.

- Вы его не считаете виновным?

- Может, в чем-то и перегнул палку, но педагог он хороший. У него два образования: одно юридическое, а второе педагогическое. По специальности он учитель физкультуры. У нас в школе таких преподавателей по пальцам пересчитать. Большинство вообще без диплома, только сейчас заочно оканчивают вузы. А детей-то учить кому-то надо. Обжист, проработав 43 года в школе, ушел на заслуженный отдых, вот я мужа и привлекла. Он методички купил, программу освоил.

Вслед за директором во двор спускается дочь. Детей в семье четверо, все они давно перебрались в город.

- А кто они (речь идет о школьниках. – Прим. авт.)! Посмотрите - это дети коррекционного класса. Они и матерятся, и грубят. В школе коалиция сложилась. Многие завидуют нашей семье. Спят и видят, как бы стать директором. Этого мальчишку из седьмого класса и его мать подставили, чтобы занять вакантное место. Он лишь схватил парнишку за шкирку, хотел проучить, а тот вырвался и ударился о парту - палец сломал.

Жизнь без авторитета

Свою версию произошедшего поведала нам и мать семиклассника Алеши Екатерина. По ее словам, она хотела решить конфликт миром. После ЧП пришла к директору для разговора.

- Меня до слез довели и даже не подумали извиниться, - возмущается сельчанка. – Тогда я написала заявление в полицию. Только после этого директриса пожаловала к нам с извинениями. Давай на колени падать. А я ей: не надо мне вашего извинения, я тоже в этой школе училась, не было здесь никогда такого беспорядка. Нас поддерживают многие педагоги и ребята в классе.

Кстати, о ребятах. Мы поговорили с двумя одноклассниками Алексея. Нет для этих школьников авторитетов ни среди учителей, ни среди родителей.

Послесловие

Словами древнеримского философа Апулея «Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь» хочется закончить наш репортаж. В чем зерно этого конфликта - в борьба за власть, зависти, некомпетентности учителей или хамстве школьников, – покажет время. Мы же судить никого не беремся.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Психолог, старший научный сотрудник СО РАМН Оксана САВЧУК:

«Каким бы ни было общество, учителю никто не дает право распускать руки»

- Обе стороны не думают о морали. Все силы брошены на выяснение отношений. Мир делится на хороших и плохих. Это проблема сообщества, где нет занятости ума, где люди лишены развлечений, занятий. Но каким бы ни было общество, учителю никто не дает право распускать руки. Не должно быть ни агрессии, ни насилия. Если же педагог не может справиться с ребенком, то есть индивидуальный график обучения.

Это ошибка директора, что она взяла на работу человека, от которого в силу его возраста и прошлой работы ждать деликатности не приходится.

В этом селе, как и во многих других, либо любят, либо ненавидят. Там нет правды, только желание победить. Конфликт для них – это идея и своеобразное удовольствие. Там, где людям скучно жить, они пускаются в выяснение отношений и ищут виноватых.

Единственное, что может переломить этот хаос, – власть. Если она разберется в конфликте и выяснит, что это - амбиции родителей или некомпетентность учителя, тогда, возможно, сельчане поймут, что каждый ребенок защищен государством и поднимать руку на него нельзя, какой бы он ни был.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Эта история не про школу

Александр Милкус, редактор отдела образования

Хотя эта история и произошла в школе. В школе как квинтэссенции нынешней скособоченной сельской жизни. Жизни, где главный мотив - выжить.

Мы уже несколько раз писали в этом году в «КП» о жесткой системе свой - чужой, которая обострилась на селе. Обострилась по понятной причине: люди выживают общиной, своим миром. Им не на кого больше надеяться - только на себя. И чужак, пусть даже из соседнего села, вторгающийся в эти глубинные общинные отношения, воспринимается как враг.

При новой директрисе в школе стало лучше? Лучше - факт. В школе появился новый учитель - да еще жесткий (бывший участковый) - ведь тоже неплохо. Но деревня (и учителя, заметьте) видит только одно - чужой, чужой, чужой. А раз не свой - можно не уважать.

Представляю, как вел себя ученик, если многое повидавший мужик (я про учителя) сорвался.

Школу деревенскую жалко до боли в сердце. В ней ставят компьютеры и проводят Интернет, но забывают оборудовать теплые туалеты (в половине сельских школ страны их нет - XXI век!). Школу забрасывают распоряжениями и отчетами. И с трудом подтягивают зарплату до мизерной, но «средней по экономике региона». От школы требуют высоких результатов ЕГЭ и участия в олимпиадах и конкурсах, а учитель физкультуры вынужден вести ОБЖ и кучу всего, потому что других педагогов не сыщешь. Не хочет молодежь приезжать в глубинку, в села, где они, хоть проживи двадцать лет, своими не станут.

Прошли те времена, когда учитель был самым уважаемым на селе человеком. Безвозвратно? Ведь уважение силой не завоюешь...

Фамилии и имена героев публикации изменены.