Премия Рунета-2020
Иркутск
0°
Boom metrics
Общество10 марта 2013 8:19

Как я заживо горел в школе каскадеров

В Иркутске начали готовить киношных «рыцарей без страха и упрека»
Как я заживо горел в школе каскадеров.

Как я заживо горел в школе каскадеров.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Мечтаете о жизни, полной опасных приключений, о съемочных площадках и восторженных поклонниках? Тогда вам прямая дорога в каскадеры. Для этого вовсе не обязательно ехать в столицу. В этом году профсоюз каскадеров и работников трюкового жанра России открыл в Иркутске специальные курсы. Всего один год обучения – и вы сможете участвовать в головокружительных погонях со стрельбой и взрывами, отчаянно драться на дуэлях, падать с крыш пятиэтажек и заживо гореть в огне. Корреспондент «Комсомолки» посмотрел, как готовят этих киношных «рыцарей без страха и упрека» и даже опробовал на собственной шкуре некоторые весьма опасные трюки.

Красиво падать – это целое искусство

Первое впечатление – будто попал на обычную тренировку какой-нибудь борцовской секции. Десяток молодых парней и девчонок старательно выполняют упражнения на растяжку, падают на пол и кувыркаются. И это – каскадеры!? Где же шпаги звон и вой картечи?

- А что ты хотел!? Все начинается с обычной физической подготовки, умения группироваться и кувыркаться, - охладил мой пыл руководитель Иркутского филиала Профсоюза каскадеров и работников трюкового жанра России «Авангард-Каскад» Александр Кузьминский. – Мы же начали работать совсем недавно, для кого-то из ребят это шестое занятие, для кого-то восьмое. Так что они только-только начинают учиться падать.

Оказывается, падать – это целое искусство. Ведь будущим каскадерам нужно уметь с грохотом скатиться с высоченной лестницы или в ходе драки улететь в угол, собрав по пути всю окрестную мебель, да еще не заработать при этом инвалидность. Так что учеников допускают к падениям только на третьем месяце занятий, а прыгнуть с 20-метровой высоты в специальную «подушку» вам позволят только через полгода обучения. Примерно в это же время начнутся и занятия с настоящим оружием – до той поры приходится тренироваться с деревянными палками и шестами.

- Мы будем учить ребят разбираться в различных видах холодного и огнестрельного оружия и владеть им, - рассказывает второй преподаватель Александр Свистунов. – Конечно, сценическое фехтование – не боевое, тем не менее профессиональный каскадер должен знать, чем японский стиль отличается от китайского, а французский от испанского.

Также ему нужно уметь обращаться и с кинжалом, и со шпагой, и с двуручным мечом, ведь в одном фильме этот человек будет изображать мушкетера, во втором – средневекового рыцаря, а в третьем – японского самурая. Кроме того, наши воспитанники должны будут научиться и изготовлению оружия. Сабля или, скажем, копье, чтобы грамотно с ними работать, должны идеально лежать в руке. Значит, нужно уметь делать их «под себя».

Ближе к завершению годичного курса начнется специализация: кто-то будет углубленно заниматься взрывами и пиротехникой, кто-то высотными падениями, кто-то трюками на лошадях и мотоциклах. Однако каждый получит базовые навыки по всем этим каскадерским специальностям и сдаст по ним зачеты.

- Для получения зачета каждый из учеников должен самостоятельно поставить трюк, - рассказывает Александр Кузьминский. – Для начала его нужно придумать и рассчитать, то есть, определиться, какое понадобится снаряжение, сколько ассистентов необходимо привлечь, как много времени и денег уйдет на подготовку. Затем этот трюк надо как следует отрепетировать и, наконец, продемонстрировать экзаменаторам. А чтобы стать настоящим, «лицензированным» каскадером, нужно будет пройти аттестацию в Санкт-Петербурге – для этого также потребуется продемонстрировать экзаменаторам собственный трюк.

Там же, в Питере, начинающему каскадеру дадут возможность посниматься в кино. Тем, кому это занятие понравится, предложения от киношников будут поступать с завидной регулярностью.

- Нас зовут на съемочную площадку раз в два-три месяца, - рассказывают Александры. – Так что при желании наши ученики вполне смогут устроиться на постоянную работу на тот же «Ленфильм». Хотя мы бы предпочли, чтобы ребята остались в Иркутске, где грамотные специалисты тоже нужны.

Выпал с пятого этажа? Получи 1,5 тысячи баксов!

Оказывается, фильмы с погонями, драками и прочим трюкачеством снимают и в Иркутске – то о декабристах, то об освоении Сибири. За съемочный день каскадерам готовы платить 200 - 250 долларов, а за отдельные, наиболее опасные трюки еще и добавят. Скажем, горение заживо стоит порядка 100 - 200 «зеленых», а за падение с 5-го этажа могут заплатить и 1500 баксов! А ведь кроме кино существует еще и индустрия развлечений. Так, в иркутских клубах особой популярностью пользуются повешенные и горящие люди.

- Помню, в одном клубе меня повесили над барной стойкой, а отдыхающие развлекались тем, что раскачивали мой «хладный труп». Спасибо, что не пытались качаться на мне сами, - смеется Александр Свистунов. – В другом ночном заведении я болтался под потолком, под самыми лампами и сильно потел от их жара, но не мог позволить себе даже вытереть испарину со лба – я же вроде как покойник... Доводилось мне «живой факел» изображать, поздравляя именинников.

Естественно, я тут же загорелся идеей опробовать на себе что-нибудь из этого репертуара.

- Ну что ж, загорелся, значит, сейчас мы тебя подожжем, - зловеще ухмыльнулись каскадеры.

Из пакета со спецснаряжением они извлекли какое-то тряпье: мол, переодевайся и марш на улицу! Мне пришлось надеть какие-то потрепанные штаны и кожаную куртку. Уже на улице натянул под нее насквозь мокрый свитер и обмотать голову такой же мокрой тряпкой. Бр-р-р, холодища-то какая!

- Как же без страховки-то! Представь, каково работать в 30-градусный мороз: вся дежда тут же колом встает, - утешают меня каскадеры. – Ну да ничего, сейчас согреешься!

Тут же получаю краткий инструктаж. Подожгут меня со стороны спины, а значит, двигаться нужно только вперед: если пойдешь задом наперед, пламя может перекинуться на голову – никакая мокрая тряпка не спасет!

Огонь погас быстро.

Огонь погас быстро.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

- Когда почувствуешь тепло в районе шеи – скидывай куртку или падай в снег спиной. Если не успеешь – можно получить ожог! У меня так однажды воротник к шее приклеился, - настраивает меня на успех Александр Свистунов. – И ничего не бойся! Тебя страхуют, если что-то пойдет не так – накинем одеяло и собьем огонь.

От этих напутствий становится еще страшнее – мою спину тем временем поливают осветительным керосином.

- Левее поджигай, левее! Черт, что-то не разгорается толком! – сзади идет жутковатая «предстартовая» суета. – Все, пошел! Работаем!

Иду на камеру. Спине становится все теплее и теплее. Жаль, что нельзя оглянуться и посмотреть, как я там горю. Наконец почувствовал жар на шее и тут же грохнулся в снег. Встаю, а от меня поднимается легкий дымок… И все!? Но не тут-то было…

- У тебя лица почти не видно было. Давай еще раз! – «обрадовала» меня наш фотограф.

- А что, можно, - вторят ему каскадеры. - Куртка эта еще дублей пять выдержит.

Все повторяется снова, но фотограф опять недовольна. Третий дубль, четвертый… На этом мои мужество и терпение заканчиваются. Так что я вынужден извиниться перед уважаемыми читателями, что на этих снимках не очень похож на прекрасную птицу Феникс. Если кто-то думает, что позировать с «красным петухом» на спине легко, тогда добро пожаловать в школу каскадеров!