2017-02-13T07:39:59+03:00

Система постинтернатного сопровождения создается в Иркутской области для выпускников детских домов

При 24 профессиональных училищах региона появятся отделения, которые займутся социальной адаптацией сирот
предоставлено ОГБОУ НПО ПУ-9
Изменить размер текста:

РЕГИОН РАЗВИТИЯ

Известно, что выросших в неволе животных не стоит выпускать на лоно дикой природы: в клетке они утрачивают навыки выживания, и свобода становится для них непосильным испытанием. Похожая ситуация складывается и у детей-сирот, воспитывавшихся в детских домах или школах-интернатах. Долгие годы ребятишки живут там на полном обеспечении, практически не имея бытовых забот: по приготовлению пищи, поддержанию в порядке своей одежды и других. Так что большинству выпускников перед выходом во взрослую жизнь требуется весьма серьезная социальная адаптация. Для этого в регионе сейчас создается система постинтернатного сопровождения, задача которой - помочь вчерашним воспитанникам учреждений для детей-сирот крепко встать на ноги.

- На самом деле практически каждый детдом или школа-интернат имеет свою программу подготовки воспитанников ко взрослой жизни, - рассказывает начальник Управления общего и дополнительного образования министерства образования Иркутской области Александр Павлов. - Например, согласно такой программе, в детском доме «Гармония» в Черемхове за год до выпуска ребят заселяют в специальную жилую ячейку, где они сами убирают комнаты, готовят пищу на кухне, стирают себе одежду и т. д. А в учебные планы коррекционных школ входит такой предмет, как «социально-бытовая ориентация». Более того, Центр психолого-медико-социального сопровождения г. Иркутска разработал комплексную программу «Путь к успеху», которая в 2012 году стала лауреатом IV всероссийского конкурса психологических программ «Новые технологии для новой школы» и рекомендована для использования в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Однако у многих детдомовцев привычка к «оранжерейной» жизни оказывается столь сильной, что быстрой победы над ней ее не могут гарантировать никакие программы. Поэтому еще в 2011 году для таких ребятишек было решено создавать специальные центры постинтернатного сопровождения. Первые четыре открылись при учреждениях профессионального образования: при профессиональном училище № 11 в Усолье-Сибирском, при профессиональном училище № 9 в Черемхове, при профессиональном училище № 27 в Братске и при техникуме речного и автомобильного транспорта в Иркутске. Во всех четырех сегодня в общей сложности находится на сопровождении около 120 детей. Каждый из этих центров располагает гостиничными помещениями, где живут ребятишки, не имеющие пока собственной жилплощади. Там также созданы кабинеты психологической разгрузки, оборудованные компьютерами со специальным программным обеспечением. Кроме того, всем четырем образовательным учреждениям помогли модернизировать свои мастерские и создать современный компьютерный класс в техникуме речного и автомобильного транспорта, чтобы дать возможность сиротам получить достойное профессиональное образование. Но все-таки самое главное - научить их взрослой жизни.

- Эти ребятишки с малых лет растут в условиях опеки и не знают многих необходимых вещей: что такое деньги, социальные выплаты, коммунальные платежи, - отмечает и. о. директора профессионального училища №11 Дмитрий Титов. - И когда они вступают в самостоятельную жизнь, многие из них не понимают, как жить на зарплату в 5-10 тыс. рублей; их ставят в тупик большие счета за коммунальные услуги. Основная задача социальной адаптации и заключается в том, чтобы научить их справляться с этими трудностями.

- Мы нацелили свою деятельность на повышение правовой и экономической грамотности, разработав 8 секторов обучения, - рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Иркутского техникума речного и автомобильного транспорта Наталья Проць. - Мы учим их культуре взаимоотношений в семье и навыкам формирования семейного бюджета, здоровому образу жизни и организации культурного досуга. И даже организовали женский клуб, где обучаем девушек следить за своей внешностью: это основы визажа, маникюра, педикюра и другие вещи, необходимые всякой женщине.

Также сотрудники центров помогают сиротам в решении жилищных вопросов и вопросов трудоустройства. Например, когда нынешней осенью в черемховский центр обратился выпускник училища, оказавшийся без своего угла и постоянной занятости, его поселили в гостиничную комнату и помогли устроиться на работу - и очень скоро он начал получать зарплату и сумел снять жилье. А сотрудники братского центра даже через суд возвращали своим воспитанникам квартиры, проданные или сданные в долгосрочную аренду их родственниками.

Словом, опыт постинтернатного сопровождения оказался столь успешным, что его решили внедрять как можно шире, и в нынешнем сентябре в Приангарье была создана служба постинтернатного сопровождения. Ее главная задача - объединить в целостную систему четыре существующих центра и 24 постинтернатных отделения, которые с начала следующего года начнут работать в тех организациях профессионального образования, где обучается более 20 детей-сирот. Эта же служба занимается и ведением Регионального банка данных о выпускниках из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время составлены карты сопровождения 2066 выпускников: в каждой указаны не только паспортные данные бывшего воспитанника, но и все его проблемы, связанные с жильем, трудоустройством, профессиональным образованием - и там же изложен план работы педагогов по их решению.

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «РЕГИОН РАЗВИТИЯ»

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных