Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Туризм26 февраля 2014 22:30

Российский мореплаватель Евгений Гвоздёв: «С моего балкона яхты уходят в кругосветное плавание»

Пенсионер дважды обогнул Землю на крошечных парусных суденышках
Евгений Гвоздёв.

Евгений Гвоздёв.

Фото: РИА Новости

Правильно было бы начать статью о Гвоздёве так: «На днях исполняется 80 лет со дня рождения российского мореплавателя и путешественника Евгения Гвоздёва...». Но - спроси на улице в Москве, почти все пожмут плечами: Гвоздёв? Нет, не слышали. Поэтому начну по-другому.

Все мировые СМИ уже месяц как обсуждают чудесное спасение мексиканского рыбака Хосе Альваренги. Его лодку больше года носило по Тихому океану, но рыбак выжил. Скептики наморщили лоб: семиметровая лодка - и через океан? Моряки и яхтсмены парировали: а в чем фантастика, вон Гвоздёв обогнул земной шар на суденышке вдвое меньшем! Для тех, кто ходит под парусом, дважды кругосветчик Евгений Гвоздёв из Махачкалы - легенда.

ГЕН КОЛУМБА

Как у человека, родившегося «в пинских болотах» (см. «Справку «КП»), появилась мечта о странствиях? Генетики уверяют, что в ДНК людей, которым не сидится на месте, есть особый «ген Колумба». Сам Гвоздёв считал, что «зара­зился» от книг. В 20 лет прочел в газете про француза, который построил яхту и обошел Землю. С тех пор и мечтал.

А совершил свои путешествия уже на пенсии. В 45 лет начал ходить под парусом. В первую кругосветку вышел в 58 лет, во вторую - в 65, в третью - в 74.

Для Гвоздёва анекдотичное «мужик сказал - мужик сделал» обладало простым житейским смыслом. Мечтаю обойти вокруг света под парусом? Обойду. Нет яхты? Сделаю. Нет денег? Ну, значит, сделаю без денег. «Нам, мужчинам, надо сделать в жизни нечто такое, о чем не стыдно было бы рассказать ребенку: забраться на Эверест, посадить сад, вылечить человека... У меня за спиной две кругосветки».

СПРАВКА "КП"

Евгений Александрович Гвоздёв родился 11 марта 1934 года в Пинске, в Белоруссии. Отца арестовали в 37-м, мать погибла в войну.

Окончил Астраханское мореходное училище и 35 лет отработал судовым механиком на рыболовецких судах, жил в Махачкале. Первым совершил два одиночных кругосветных плавания на парусной яхте под российским флагом, которые начинались и заканчивались в России:

1992 - 1996 годы. Яхта «Лена» длиной 5,5 метра.

1999 - 2003 годы. Яхта «Саид» длиной 3,7 метра.

Справедливости ради: по части размера яхты Гвоздёв не рекордсмен. Австралиец Серж Теста обошел вокруг света на яхте 3,65 метра длиной - на 5 см короче гвоздёвской.

Моряком стал и сын Гвоздёва Александр.

Яхты он делал из списанных гребных шлюпок, в поисках материалов не брезговал свалкой. «До сих пор жена еще не знает, что я от пенсии отрывал деньги на эпоксидку и стеклоткань», - признавался потом Гвоздёв. Сам и плотник, и маляр, и такелажник. «Что такое домашняя ковровая дорожка в сравнении с секстаном! Ну и что из того, что старый плащ уже стыдно надевать? Зато какой стаксель подвернулся!» - это из набросков Гвоздёва к его книге, увы, так и не написанной.

Иронично говорил: владею единственным в мире балконом, с которого яхты отправляются в одиночное кругосветное плавание.

Первую его яхту, своими руками сделанный «ГЕТАН» («Гвоздёвы Евгений, Татьяна, Александр, Наталья» - капитан зашифровал имена жены и детей), выгнали из порта Махачкалы, а потом сожгли на пляже. Гвоздёв стал хитрее: «Лучше, чем собственный балкон, места для стоянки собственной яхты не отыскать»...

На "ГЕТАНЕ" Гвоздёв пересек Каспийское море сорок с лишним раз! По милям это, считай, вокруг экватора. Отрабатывал ситуации - как перестоять на якоре шторм, что будет, если упасть за борт... Он не был авантюристом, на авось идущим в океан и ищущим опасности. Дотошно составлял списки судового снаряжения и груза - больше 700 наименований! Мало того - протирал всю яхту спиртом или марганцовкой для дезинфекции.

По нескольку дней раскладывал запасы: все тяжелое - ниже ватерлинии, легкое - сверху. В начале путешествий спал с торчащими из каюты ногами: на крошечных судах капитану просто не хватало места, все было занято едой, водой, картами! Да и капитан немаленький, 181 сантиметров росту и 85 кг весом.

Но мечтал-то о кругосветке - «по Каспию хожу, как голодный тигр по клетке, а дальше, в океан, меня не пускали. Боялись, что сбегу в первом же иностранном порту». Разрешения выехать за границу он добивался 15 (!) лет.

ПЕРВАЯ КРУГОСВЕТКА: КИТЫ И ПИРАТЫ

А яхту для первой своей кругосветки Гвоздёв увидел в «Поле чудес»: ее выставили в качестве суперприза. Решил: мне нужна такая же! И предложил заводу свои услуги гонщика-испытателя. Так у него появилась «Лена».

Из-за проволочек с документами путешественник вышел из Новороссийска лишь под Новый год. В кармане - чуть больше 200 долларов (в общей сложности владельцы «Лены» дали ему 1600 долларов за четыре года). Мотор оставил в яхт-клубе - слишком тяжелый. Под Анапой в зимний шторм сломалась мачта. Какой GPS! Даже бумажные карты не на весь маршрут - слишком дорого.

Но, видимо, после 15 лет ожидания он уже не готов был поворачивать назад. «Поверьте, что перейти океан не так уж и трудно, но вынести то, что вытерпел я на пути к океану, далеко не каждый сможет», - слова из письма путешественника в дагестанскую газету "Новое дело".

Из Стамбула дал телеграмму: беру на себя полную ответственность и иду дальше. Трехмесячный запас продуктов пришлось растянуть на 8 месяцев, Гвоздёв похудел на 20 кг. На Канарах помогла советско-испанская компания, на другой стороне Атлантики, в Пуэрто-Рико, тамошние яхтсмены подлатали суденышко, денег для «русо навеганте» собрали. «И вот таких людей нас семьдесят лет учили ненавидеть!» - доброта иностранцев и их готовность помочь вызывают у Гвоздева и изумление, и горечь.

Дальше - Панамский канал, Тихий океан, Таити, Новая Каледония, Индийский океан, Сейшелы... По дороге к Новой Каледонии «Лена» прокатилась на спине у кита - гигант играючи проплыл под яхтой, но как у мореплавателя поджилки тряслись!..

Страшнее оказались сомалийские пираты. Забрали деньги (владельцы яхты прислали в Австралию 500 долларов - Гвоздёв их не тратил, берег), еду, приборы, паруса, одежду, и, самое обидное, фотопленки и магнитофон, на который путешественник записывал дневники. А капитана чуть не пристрелили из «калашникова» - спасло, говорит Гвоздёв, то, что он русский. И его полное спокойствие. Позже на нервной почве у него отнялась левая половина тела.

Красное море, Суэцкий канал, Стамбул, Черное море, Севастополь. 62 года, первая одиночная кругосветка позади. Друзья, встречавшие его дома, поражены: выглядит Гвоздёв куда лучше, чем перед плаванием! Хотя, казалось бы, трудности, лишения... Но - то ли радость сбывшейся мечты в его глазах светится, то ли в океане они правда как дома. -

- Когда дедушка вернулся из своего первого кругосветного плавания, мне было 10 лет, я помню его лукавый взгляд и большую пушистую бороду, и рассказы о заморских приключениях, об экзотических странах, названий которых я тогда даже не знала, о встречах в океане с китами и черепахами, - рассказывает мне Ирина Гвоздёва, внучка путешественника. Она живет в Италии - передалась, говорит, дедушки страсть к путешествиям.- Тогда пережитое им нападение пиратов, цинга, проблемы с водой и бюрократические препятствия, были мало интересны моему детскому воображению, зато осталась большущая коробка с монетами из разных стран, и я без устали рассматривала их, представляя места, где побывал дедушка.

"Лену" Гвоздёв сдал компании-владельцу. Несколько лет она валялась на свалке, пока не поставили, как памятник, у подмосковного яхт-клуба «Адмирал».

"Владею единственным в мире балконом, с которого яхты уходят в кругосветное плавание" - иронично говорил путешественник о своих рекордах.

"Владею единственным в мире балконом, с которого яхты уходят в кругосветное плавание" - иронично говорил путешественник о своих рекордах.

Фото: ТАСС

ВТОРАЯ КРУГОСВЕТКА: В ЧЕРНОЕ МОРЕ ЧЕРЕЗ МАГЕЛЛАНОВ ПРОЛИВ

«Закончилось мое плавание, сижу дома, смотрю телевизор. Политика — футбол. Политика — футбол. Надоело. Решил следующее плавание совершить». В этот раз Гвоздеву предложили канадскую яхту. Роскошную, по его меркам: 7-метровую, с новой мачтой, мотором, GPS... Мечта!

Но ведь тогда надо идти из Канады, под канадским флагом? Нет, на это махачкалинский Магеллан не согласен. И строит свой "мини-крейсер" на балконе. Принцип у него такой: «Яхта должна быть спроектирована нашими мозгами, построена у нас, стартовать из нашего порта, под нашим флагом». И ведь сделал! Яхта "построена на судоверфи «балкон», из материалов, которые я нашел на мусорной свалке".

Вторую кругосветку Гвоздёв совершил на рукодельном трехметровом «Саиде». Снова Черное море, Средиземка, Канары, Атлантика... В Гибралтаре английские яхтсмены подарили GPS - наконец-то! Только вернувшись из первой кругосветки, он с удивлением узнал, что на родном Каспии ни один уважающий себя браконьер не выйдет за рыбой без GPS.

Дальше - Бразилия, Аргентина, Магелланов пролив. "Саид" стал самым маленьким судном, когда-либо проходившим через этот опасный пролив между южноамериканским континентом и Огненной Землей.

По пути из Чили на Таити случилась засуха: ни дождинки. Вместо 4 литров в день Гвоздёву пришлось расходовать полтора. И так три месяца. «Первый месяц интересно, второй месяц тяжело, а на третий начинаются проблемы с почками».

Питался на доллар в день - это предел, ниже которого «не отдых, не плавание, а борьба за выживание». Вот такой «ол инклюзив». «Денег у меня не было, продуктов не было - но ведь у всех пенсионеров условия были не сахар», - посмеивался мореплаватель.

У него вообще словно своя система координат. Расстояния? «Самое главное, добраться до Стамбула, а там и до Канады рукой подать». Чем греюсь? Экватор и тропики согревают. На примере Каспия знал, каково пережить шторм на покрытой 8-сантиметровым слоем льда яхте.

А то, что яхта - прогулочная и не для океанских плаваний? Ну вы же всегда можете сказать, что выходите из Новороссийска в Керчь! «А ведь в Керчь можно пойти и по прямой, и через Магелланов пролив. Это уж дело капитана». Вот так и ходил - из Махачкалы и обратно через Магелланов пролив.

ТРЕТЬЯ КРУГОСВЕТКА: ОН ХОТЕЛ ОСТАТЬСЯ В МОРЕ?

«Четыре года просидел дома, обзавелся брюшком, задница приросла корнями к дивану..... и вдруг с ужасом понял, что если сегодня я не встану с дивана и не отправлюсь в очередное плавание, то завтра придется отправляться на собеседование к самому Господу Богу. Понял и выбрал океан», - это пишет человек, которому за семьдесят!

- Мы встречались с Гвоздёвым в Москве. Сидели, общались, а на прощание он сказал: «Ну что, ребята, до встречи в океане», - вспоминает капитан Николай Литау (на яхте «Апостол Андрей» он трижды обощел вокруг света, прошел по Северному морскому пути). - Я ушел в свое третье кругосветное плавание, а Гвоздёв - в свое.

В начале третьего кругосветного плавания в 2008 году Гвоздёв погиб. После шторма на пляже в Италии нашли яхту, а потом и моряка с пробитой головой. Что произошло, до сих пор неизвестно...

- Во время плаваний дедушка подвергал себя тяжелым физическим и душевным испытаниям, всегда на грани человеческих возможностей.На суше он отдыхал, восстанавливал силы и, как он сам говорил, "объедался, накапливал жирок и запасался витаминчиками", - продолжает свой рассказ Ирина Гвоздёва. - Но в периоды отдыха он начинал чувствовать себя "старым", напоминали о себе болезни и недуги, окружали бытовые проблемы, бюрократия, и дедушка тяготился этой уже непривычной городской жизнью, его опять тянуло в море, где все было просто и ясно.

Поэтому прошло несколько лет после завершения второй кругосветки, и дедушка снова засобирался в поход. Сначала в семье его идею не восприняли всерьез, потому как дедушке было уже 74 года и годы брали свое. Но теперь я понимаю, что дедушкиным намерением было не обогнуть земной шар в третий раз, а закончить свой жизненный путь в море, которому он посвятил всего себя.

Маршруты кругосветок махачкалинского Магеллана.

Маршруты кругосветок махачкалинского Магеллана.

ЗА СТРАНУ ОБИДНО

Был ли Гвоздев отшельником и на суше? Не похоже. «Естественно, я против одиночных плаваний. Это не очень хороший вид спорта», - огорошил он на встрече в Московской яхтенной школе после двух одиночных кругосветок.

Преподавал в детском морском клубе, строил с ребятами яхты в школьном подвале - четырех капитанов дальнего плавания вырастил. «Стучался» с идеями своих путешествий в газеты. В 70 лет освоил Интернет и с удовольствием общался с единомышленниками на форуме «Катера и яхты».

- Дедушка был очень яркой личностью. В Махачкале его знали все, здоровались на улице. Даже не зная иностранных языков, дедушка мог завоевать симпатии людей всех национальностей, - рассказывает Ирина Гвоздёва. В заграничных портах, куда Евгений Александрович чаще всего приходил без всяких виз, местные власти не только разрешали стоянку, но и всячески помогала седовласому моряку на "яхте размером с ванну".

И вряд ли он был принципиальным аскетом. Про трехметровый «Саид» он пишет: «строить подобное чудо я не рекомендую и врагу своему.... С другом, а тем более с подругой, на яхте длиной как у «Саида», не разгуляешься. А так хочется взглянуть на свет божии! Вот и приходится бродить по белому свету на том, что под руку подвернется».

К Гвоздёву относились по-разному. Кое-кто называл парусным бомжем, опозорившим Россию в портах всего мира: без денег, без виз, на корыте - ну что за представитель великой морской державы?

«Напомню, Том Макнелл в переходе через Атлантику «опозорил» Англию на яхте длиной 1,66 метра!» - иронично, но размашисто дает отпор Гвоздев.

- Если так смотреть, то мы все ходим с протянутой рукой: ни одна экспедиция не обходится без помощи, поддержи, спонсоров. Гвоздёв был ярчайшей звездой. Соль земли нашей такие чудаки! К нему во всем мире относились по-доброму, - защищает коллегу Николай Литау.

А Гвоздёву было обидно за страну: англичанин Джошуа Слокам еще в 1898 году один на яхте планету обогнул, за ним - французы, канадцы, австралийцы, «все кому не лень». Даже женщины и подростки. А из России пока - никого! Выходит, надо ему, пенсионеру Гвоздёву.

- Он настоящий герой. Но никаких наград, памятников, детских клубов имени Гвоздёва до сих пор нет, - разводит руками его давний знакомый, профессор, глава Дагестанского отделения Русского географического общества Эльдар Эльдаров.

...11 марта, в день 80-летия Гвоздёва, в Москве открывается выставка яхт и катеров Moscow Boat Show. В «Крокус Экспо» должны привезти «Саида» - сейчас он стоит в махачкалинской школе. Рядом со сверкающими, белоснежными, роскошными яхтами крошка-кругосветчик будет выглядеть героически. Да, можно за миллионы купить яхту и пить шампанское у причала. Но можно ведь и как Гвоздев. «Для того, чтобы отправиться в кругосветное плавание, надо хорошо захотеть, а все остальное - решаемо».