Премия Рунета-2020
Иркутск
+2°
Boom metrics

Иркутск в 1941: «Не уходи с завода, пока не выполнишь сменную норму!»

Все работали на нужды фронта
Пе-2 делали на иркутском авиазаводе. Фото из книги "Иркутский авиазавод: история становления".

Пе-2 делали на иркутском авиазаводе. Фото из книги "Иркутский авиазавод: история становления".

На третий день войны директор Иркутского авиационного завода Исаак Иосилович издает приказ: «Отныне рабочий день на заводе удлиняется до 12 часов с одним часовым перерывом на обед и двумя выходными в месяц». Работа идет круглосуточно, но и это весьма условно. Правило продиктовано суровой необходимостью: «Не уходи с завода, пока не выполнишь сменную норму!»

Война потребовала от самолетостроителей резко увеличить выпуск продукции. В июне 1941 года авиационный объединяется с автотанкоремонтным заводом, а в октябре Иосилович зачитал новый приказ: «На территорию Иркутского авиационного завода № 125 эвакуируется из Москвы Авиазавод № 39 имени В.Р. Менжинского».

И потянулись десятки эшелонов с оборудованием, оснасткой, материалами. В них же ехали и специалисты с семьями. Это было очень кстати, ведь рабочих рук не хватало. Прибывших людей размещали сначала в Доме культуры, затем расселяли по домам и квартирам сибиряков.

- Жили по 3 - 4 семьи в одной квартире, - вспоминал ветеран войны Федор Кипреев.

Завод быстро набирал обороты: в 1941-м было собрано 144 Пе-2.

Героям - красное знамя!

На Заводе тяжелого машиностроения имени Куйбышева с самого начала войны начали производство стокилограммовых бомб и минометов. В августе 1941-го сюда эвакуировали Краматорский машиностроительный завод. Станки не останавливались ни на минуту. Рабочие делали все возможное, чтобы помочь фронтовикам.

«Комсомольско-молодежная смена механического цеха выполнила свои задания на 200 процентов» - писала газета «Правда» 27 сентября 1941 года. - Хорошо работает молодежная смена в прокатном цехе. Здесь 8 человек выпускают столько же продукции, сколько до войны давали 24.

За героический труд во время войны предприятие наградили красным знаменем.

Что отправляли на фронт?

На выпуск военной продукции переключили и другие предприятия Иркутска: механический, кожевенный, мыловаренный, комбикормовый и ликероводочный заводы, слюдяную, чаепрессовочную, макаронную и меховую фабрики, а также мясокомбинат.

На фронт отправляли стрелковое оружие, пистолеты, гранаты, запчасти от самолетов, инженерное снаряжение, лыжи, одежду и обувь, сухари, сухой спирт, медикаменты, пищевые концентраты, горючую смесь для борьбы с танками.

В Иркутск продолжали эвакуировать заводы с мест, где они могли быть уничтожены или захвачены фашистами. Несмотря на все трудности военного времени капитальное строительство, расширение и реконструкция старых предприятий не останавливались. В строю снова оказались несколько объектов, имеющих важное оборонное значение. Рабочим удалось расширить энергетическую базу, запустив турбину на Заводе имени Куйбышева, смонтировали новую турбину на Иркутской ТЭЦ.

Стоит отметить, что в городе была одна из лучших на востоке железнодорожных станций с паровозным и вагонным депо. Все это дополнялось мощным железнодорожным узлом на Иннокентьевской станции, что облегчало формирование поездов.

Был в Иркутске и центр телеграфной связи - один из 16 в Советском Союзе и 12-й из них по мощности. Станция обеспечивала связь не только в Приангарье, но и в Бурятии и нынешнем Забайкальском крае.

КОНКРЕТНО

- Я домашняя хозяйка и мать семерых детей, в эти тяжелые для Родины дни, прошу принять меня на работу и помочь овладеть специальностью слесаря, - говорила жена научного работника и депутата Сталинского райсовета тов. Озерова, когда пришла в отдел кадров Завода имени Куйбышева.

- А какое у вас образование? – спросила у нее заведующая отделом кадров Никулина.

- Среднее.

- Так вам можно поручить более сложный станок. Например, фрезерный.

- Хорошо, я согласна.

(«Восточно-Сибирская правда», 17 июля, 1941)

Когда рабочий день кончился, комсомольцы промывочного цеха паровозного депо Иркутск-2 дружно собрались в контору мастера. Комсорг Сбродова, проверив по списку присутствующих, сказала:

- Стране нужен металл. Об этом все вы знаете. У нас в цехе и на дворе можно найти много изломанных букс, подшипников, рессор. У себя мы их использовать не можем. На других предприятиях из них делают машины и вооружение для Красной армии. Давайте, соберем этот металл.

- Давно надо было собрать, - ответили комсомольцы.

К делу приступили тут же. В этот день они собрали металлолома больше 10 тонн.

(«Восточно-Сибирская правда», 22 июля, 1941)