Премия Рунета-2020
Иркутск
+5°
Boom metrics
Общество27 марта 2015 11:58

«Молодость моя, Белоруссия…»

«Комсомолка» в рамках проекта «Соседи» рассказывает о народах многонационального Приангарья [фото, видео]
Алексей Терехов вместе со своей супругой.

Алексей Терехов вместе со своей супругой.

Фото: Александр МЕДВЕДЕВ

Приангарье - регион многонациональный. Живем дружно, а знаем друг о друге до обидного немного. «Комсомолка» совместно с правительством Иркутской области решили восполнить этот пробел. В рамках нашего проекта «Соседи» будем знакомить читателей с представителями разных национальностях. Первый рассказ о белорусах.

«Песня партизан, алая заря. Молодость моя, Белоруссия» - пожалуй, именно эти строки вспоминаются, когда думаешь об этой республике. Если говорить о нашем герое, подполковнике Алексее Максимовиче Терехове, то его детство и юность прошли вдалеке от родины и предков – переселенцев времен Столыпинской реформы. Алексей Терехов всю жизнь проработал в правоохранительных органах. Но, выйдя на пенсию, он нашел время, чтобы вернуться к корням. На заслуженном отдыхе познает историю и традиции Белоруссии и учит родной язык.

- Когда ушел в отставку, у меня стало больше свободного времени, - рассказывает Алексей Максимович. – Кто-то тратит его на путешествия, кто-то на творчество, а я - на изучение истории семьи.

А она такая глубокая, интересная и порой трагичная, что Тереховы могли бы стать героями книги или фильма о переселенцах из Белоруссии.

- Дед по линии матери с семьей переехал в Иркутскую область в 1907 году, дед по линии отца - в 1908-м, - продолжает он рассказ. – Поселились в деревне Владимировск Зиминского района, где было всего 130 домов, жили одни переселенцы. Папа перебрался позже, в 1929-м. Он, как и многие другие раскулаченные в то время крестьяне, сбежал от коллективизации. Родители жили по соседству. Так и познакомились.

Мать и отец Алексея Терехова, как и другие деревенские, жили натуральным хозяйством. Работали с утра до ночи, а в свободное время рассказывали сыну о традициях и культуре белорусов. И не только рассказывали, но и показывали…

Алексей Терехов.

Алексей Терехов.

Фото: Александр МЕДВЕДЕВ

- Новый год, как принято в русских семьях, мы не отмечали никогда, - улыбается Алексей Максимович. – Зато всегда праздновали Троицу, Рождество с колядками, Купалье (День Иваны Купалы), Гуканье (встречу) весны. Как сейчас, помню эти чудесные посиделки. В нашей деревеньке был даже свой оркестр. Играли на цимбалах, гармошке, балалайке, а мой дед Нефед - на скрипке, которой страшно гордился. Он воевал во время Первой мировой и с этим инструментом в руках вернулся из австрийского плена. Скрипку называл своим трофеем…

В 1962 году Алексей Максимович окончил школу с золотой медалью, и белорусское детство, казалось, осталось позади. Впереди ждали учеба на юрфаке Иркутского госуниверситета, армия, училище МВД, Московский филиал юридического заочного обучения при Академии МВД СССР. Параллельно студент Терехов был слушателем и Литературного института имени Горького, где изучал курс белорусской литературы. Книг в доме нашего героя, кстати, великое множество. Читать обожает, сам пишет стихи. Но это все сейчас, а тогда все свободное время занимала служба. Подмосковье, Дальний Восток и, наконец, возвращение домой - в Иркутск. Ушел в отставку с должности начальника Управления по делам миграции ГУВД региона. Сейчас является членом Общественной палаты Иркутской области.

- На днях с коллегами ездили в женскую колонию, - рассказывает Алексей Максимович. – Там возникла проблема с комнатами для свиданий. В них шел ремонт, новое помещение заключенным для встреч с близкими не выделили. Там ведь женщины сидят, деток к ним видеться привозят…

По привычке Алексей Максимович рассказывает о делах насущных. Пардон, скорее докладывает по-военному. И сам над собой за эту привычку посмеивается. А мы тем временем разглядываем его дом. Сувениры из разных поездок, медали за безупречную службу, грамоты. Среди прочих дорогих сердцу вещиц есть национальный белорусский костюм, а еще куклы и… необычный съедобный «экспонат» - репчатый лук. Он висит прямо над входной дверью.

- Чтобы недобрые силы не заходили в хату, - поясняет хозяин. – По национальному обычаю.

Кстати, не так давно Алексей Максимович побывал в родном селе своей матери – Хатутичи. Эта была первая, но наш герой уверен, не последняя поездка на родину.

А пока Алексей Максимович мечтает о встрече земляков на Байкале. Вместе с единомышленниками из Иркутского товарищества белорусской культуры имени Яна Черского хочет собрать на берегу озера сотни, а то и тысячи белорусов из разных уголков нашей страны.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

По сведениям белоруса Олега Рудакова из Иркутского молодежного клуба «Кривичи», первые белорусы переехали в Сибири в XVIII веке. Это были в основном первопроходцы и воины. По документам 1980 года известно селение Литвинцево вблизи Илимского острога, которое просуществовало до 40-х годов XX века. Вторая волна связана с участием белорусов в восстаниях 1830 и 1863 годов. Тогда белорусов ссылали в Сибирь целыми деревнями. Но так как в основном это были католики, то зачастую их называли поляками. Так, в Иркутск попали Ян Черский, Юзеф Калиновский. Третья волна связана с реформами Столыпина. Начиная с 1902 года в Иркутскую область потянулась целая вереница переселенцев. Они стали основывать свои переселения, сохраняя уклад и даже манеру строить дома. Так были образованы деревни Анучинск Балаганского района, Тургеневка, Васильевка и Лидинск Баяндаевского района, Андрюшино Куйтунского района, Мариинск Заларинского района и многие другие. Четвертая волна датируется 30-ми годами. В Сибирь хлынули белорусские крестьяне в надежде избежать коллективизации. Так была образована деревня Тарнополь Балаганского района. Также много выходцев из соседней республики попали в Сибирь во время строительства ГЭС, БАМа и после Чернобыльской аварии.

ЦИФРА ДНЯ

14 000 белорусов сейчас проживает в Приангарье.*

*По данным переписи населения 2010 года.

Вот так весело белорусы отметили Гуканье весны в Иркутске.

Вот так весело белорусы отметили Гуканье весны в Иркутске.

Фото: Яна ЛИСИНА

Гуканье весны в Иркутске белорусы традиционно проводят в конце марта.

Гуканье весны в Иркутске белорусы традиционно проводят в конце марта.

Фото: Яна ЛИСИНА