Общество

Эвенки и тофалары из Иркутской области провели второй фестиваль малочисленных народов Севера

Зрители увидели старинный обряд освящения огнем, отведали национальную кухню и посмотрели необычный концерт
Эвенки и тофалары из Иркутской области провели второй фестиваль малочисленных народов Севера

Эвенки и тофалары из Иркутской области провели второй фестиваль малочисленных народов Севера

Солнечным днем в старинных народных костюмах с колоритными песнями и танцами, словно герои древних сказаний, в иркутский парк «Комсомольский» грациозно ступая, вошли гости с севера. Под ритмичные звуки шаманских бубнов жители Бодайбинского, Катанского, Качугского, Казачинско-Ленского, Нижнеудинского районов выстроились у сцены в ожидании начала фестиваля «Икэнипкэ», что в переводе значит «песня кукушки». Когда-то сотни лет назад это был праздник – своего рода «летний» Новый год у оленеводов. Считалось, что в это время природа оживает и народ славит наступившее тепло. А теперь так называется фестиваль…

Начался он с традиционного проведения обряда очищения: в специальном чане зажгли священный огонь, испепеляющий все грехи и злые мысли.

-Чтобы пройти обряд очищения «Улгани», нужно встать перед огнем, поклониться и дать ему веточку хвои, - рассказывает эвенкийский шаман Андрей Догончин. – Затем пройти через деревянные врата «чичипкан», и уже потом привязать цветную ленту на священную лиственницу, чтобы задобрить духов.

Бой тамтама, мощные горловые напевы – все это создавало атмосферу чего-то таинственного и магического. В двух шагах от сцены располагалась выставка мастеров декоративно-прикладного искусства. Здесь можно было увидеть и деревянную посуду, и обереги в виде диких животных, и украшения из кожи, шкур и бисера, а также целебные травы и коренья.

-Мой прадедушка был эвенком, - рассказывает член иркутской региональной общественной организации «Этнокультурный центр народов севера» Оксана Серебренникова. – О нем я знаю мало, поэтому чтобы восполнить этот пробел и приблизиться к культуре своих предков я стала интересоваться их традициями. Могу, например, уверено сказать, что все эвенки одинаково почитают символ любви и верности – птицу гагару. По легенде, именно она помогла Хэвэки (прим. ред. в переводе с эвенкийского, означает бог) создать Землю. Мы даже специально изготовляем монеты с ее изображением – они приносят счастье и здоровье.

А в это время в парке северяне соревновались в умениях строить юрты, готовили национальные блюда, пели народные песни, танцевали и даже играли на самодельных варганах.

-Угощайтесь медвежатинкой, молодой медведь, мясо нежное, – потчевали эвенкийки гостей. – Можем и оленину предложить, и лепешки с голубикой. Все натуральное, свое.

И тут же рядом с эвенками расположились и тофы. Они преодолели долгий путь в сотни километров сначала на вертолете, а потом на автобусе. На фестиваль привезли игрушки из шерсти, деликатесы из мяса диких животных и рыбы, ягоды и травы, собранные в красивейших горах Тофаларии.

- Нас осталось всего около 700 человек, - говорит директор Тофаларского этнокультурного центра Наталья Анциферова. – Живем тихо и спокойно. И хотя сейчас и у нас поселках появилось телевидение, мобильная связь и Интернет, но все же большинство тофов очень преданы своей малой родине. Поэтому даже молодежь не спешит покидать родные края. Остаются жить в Тофаларии.

Закончился фестиваль торжественным исполнением народных песен и дружным хороводным танцем «ехор».

-Для малочисленных народностей севера Иркутской области этот фестиваль - возможность показать себя, пообщаться друг с другом,- заключает директор Центра культуры коренных народов Прибайкалья Александр Маглеев. – Поэтому несколько лет назад мы решили, что будем проводить этот праздник. Нас поддержали местные власти и сейчас делаем все возможное, чтобы участники могли показать все богатство и культуру своего народа.

И действительно на празднике царила атмосфера добра и гармонии, ведь только так разные народы могут жить вместе, обмениваясь при этом бесценным опытом и сохраняя традиции.

-Эвенки следуют древним традициям. Мы до сих пор поклоняемся духам, следуем эвенкийским заповедям Иты, - говорит студентка единственного в России Института народов Севера Елена Михайлова. - Перед охотой мы кричим в натопленную печь пожелания, а после возвращения охотника проводится обряд Нимат, когда для привлечения удачи добыча делится с соседями.

Птицы гоголь и гагара – символы гармонии и мироздания по старинным сказаниям народов Севера.

Одежда эвенков защищает их от сильного холодного ветра: она сшита из оленьей шкуры.

Старинный обряд очищения «Улгани»: вместе с веточками хвои сжигаются и плохие мысли.

-Испокон веков через огонь народы передавали весть своим предкам, - говорит эвенкийский шаман Андрей Догончин. – Такой обряд может совершить любой желающий, только «кормить» огонь нужно с уважением и по старинным правилам.

Цветные ленты у древних народов ассоциировались с нитями жизни, привязывая их к деревьям, мы соединяем свои души с духами земли.

Эвенкийские девушки, хоть и близки к природе, но и о современных технологиях не забывают.

Свой народный костюм эвенки называют зипуном. Расшитый бисером и паетками, он напоминает собой красочную цветочную поляну.

Под зипун мы подкладываем хэлми – нагрудник, обшитый блестящими нитками и украшениями, – говорят эвенкийки. – По нему раньше можно было определить, к какому роду ты относишься.

Танец оленя – старинный народный танец эвенков.

Сушеные грибы и вяленая рыба – традиционные деликатесы народов Севера.

На такого симпатичного оленя у мастеров уходит до 2-х недель кропотливой работы, но результат того стоит.

Рекомендуемые