Премия Рунета-2020
Иркутск
+16°
Boom metrics
Недвижимость1 марта 2016 1:00

ООО «Иркутскэнергосбыт»: минус посредники, плюс прозрачность

Энергетики активно переходят на прямые расчеты с рядовыми потребителями тепла и горячей воды
Егор АЛЕКСЕЕВ
Фото: Олег Укладов

Фото: Олег Укладов

Каждый отвечает за себя – так можно описать процессы, происходящие сегодня между ООО «Иркутскэнергосбыт», управляющими компаниями и населением Приангарья. Дело в том, что энергетики сейчас в массовом порядке переходят к прямым расчетам со своими клиентами – рядовыми потребителями тепла и горячей воды.

К такому перераспределению ролей энергетики шли несколько лет, постепенно вырабатывая с управляющими компаниями наиболее эффективную схему взаимодействия. Впрочем, не секрет, что причин переходов на прямые расчеты несколько. Основная – это растущие долги и неспособность управляющих компаний обеспечить полноценные сборы с населения. Речь идет и о современном сервисе, который позволяет точно рассчитать сумму к оплате и произвести расчеты удобным способом. И о претензионно-исковой работе. Чтобы качественно наладить работу, УК должны закупить и поддерживать в рабочем состоянии соответствующие программные продукты, ввести в штат грамотных юристов. Крупные компании в этом отношении более эффективны.

Так, с переходом на прямые расчеты у каждого появился «Личный кабинет» на сайте sbyt.irkutskenergo.ru, расширились возможности по способам взаимодействия и оплаты. Но появились и проблемы, которые связаны с неприятием прямой системы расчетов. Но обо всем по порядку. А что думают сами управляющие компании по этому поводу?

- Сегодня практически все наши жильцы перешли на прямые расчеты, так что всему дому отвечать за отдельных неплательщиков не приходится: каждый отвечает за свою квартиру и свое потребление, - говорит глава ООО «Дом Сервис» Воловик Владимир Олегович. – Еще один плюс данного положения вещей в том, что теперь по ТВ не будут ругать управляющие компании, которые якобы любят зарабатывать на коммунальных поставках. А с точки зрения собственника жилья меня нисколько не затрудняет необходимость проводить коммунальные платежи по двум квитанциям: управляющей компании и напрямую поставщику тепловой энергии и горячей воды. При использовании системы «Сбербанк-ОнЛ@йн» и услуги «Автоплатеж» это не составляет проблемы.

- В нашей группе две управляющих компании. В одной из них все жильцы находятся на прямых расчетах с «Иркутской Энергосбытовой компанией», а во второй примерно половина домов платит напрямую, а другая пользуется посредничеством управляющей компании. В данный момент мы проводим собрания жильцов, чтобы перевести все дома на прямые расчеты, - рассказывает руководитель ООО «Прогресс сервис» Александр Сафронов. – Теперь наконец-то каждый начинает отвечать за свои действия, ведь на текущий момент ответственность за сбор денежных средств отчего-то несут управляющие компании. В результате люди не платят за коммунальные ресурсы, а штрафы и пени, которые достаются за это управляющим компаниям, значительно превышают вознаграждение, получаемое ими за управление. Система прямых расчетов убирает этот дисбаланс. Кроме того, деньги за коммунальные ресурсы, проходящие через счета управляющих компаний, зачастую вызывают соблазн воспользоваться ими. Теперь коммунальщики оказываются лишены такого искушения и вынуждены пользоваться только теми средствами, которые предназначены именно им. А если этих денег компании не хватает, значит, есть повод задуматься об эффективности своего управления.

- На прямые расчеты с энергетиками наши жильцы перешли еще 1 сентября. Считаю, что такая система удобна для всех: и для нас, и для ресурсников, и для населения. Сейчас все идет к повсеместному внедрению данного положения вещей. Слышал, что в Государственной думе находится на рассмотрении законопроект, который узаконит это на всей территории России, - дополняет коллег Александр Федоров, возглавляющий ООО «Регион Сибири».

Кроме перечисленных выше достоинств прямых расчетов стоит упомянуть и то, что энергетики гарантируют населению проведение всех необходимых корректировок и перерасчетов.

- Мы работаем в строгом соответствии с законодательством. В наших платежках расписана каждая копейка - какими показателями обусловлен платеж. Так что у людей не возникает сомнений в его целевом назначении. Если же какой-то плательщик не может разобраться в квитанции, то к его услугам целый штат операторов и круглосуточная служба поддержки (call-центр), которые готовы предоставить исчерпывающие разъяснения, - рассказывает Сергей Якимов. – Также мы всемерно заботимся о защите персональных данных потребителей: при заключении договора с каждым из своих клиентов мы подписываем соглашение о неразглашении персональных данных и затем неукоснительно его соблюдаем. В целом прямые платежи решают основную проблему – прозрачность и точность расчетов за энергоресурсы. Думаю, мы этого добились: только за первые полгода прямых расчетов собираемость повысилась на 11%.

Недаром все больше иркутян предпочитают получать квитанции за отопление и горячее водоснабжение напрямую от «Иркутской Энергосбытовой компании» – об этом говорит и сухая статистика. Так, если на начало прошлого года рассчитываться с энергетиками напрямую предпочитали порядка 6 тысяч жителей областного центра, то к началу зимы число увеличилось почти на порядок и составляло около 50 тысяч человек. Свою роль здесь играет и то, что энергетики неустанно работают над сервисами заочного обслуживания, чтобы людям было как можно быстрее и проще осуществлять свои платежи. К примеру, сервис «Личный кабинет» на сайте «Энергосбытовой компании» постоянно развивается согласно пожеланиям клиентов, расширяя их возможности: очень скоро будет запущено мобильное приложение к сайту sbyt.irkutskenergo.ru. так что быть добросовестными плательщиками станет еще легче. Неслучайно на сегодняшний день заочными формами обслуживания пользуется примерно каждый второй иркутянин, и их количество ежегодно прирастает как минимум на 10%.

***

При этом управляющая компания продолжит «курировать» данный дом: она по-прежнему будет осуществлять техническое обслуживание и ремонты, а также содержать внутреннюю инфраструктуру в пределах тарифа, согласованного с жильцами.

***

Договор энергоснабжения можно заключить и через сайт компании. На первых порах из-за большого наплыва новых клиентов в офисах возникают очереди. Их можно избежать, если свои данные передать с помощью электронной почты. А чтобы расчеты были точными, необходимо ежемесячно передавать показания приборов учета.

КСТАТИ

В соответствии с законодательством собственники помещений могут провести общедомовое собрание и большинством голосов решить перейти на прямые взаиморасчеты с энергетиками. Заключая договор о прямых расчетах, очень важно четко указать точную площадь отапливаемой недвижимости, количество проживающих на ней человек и изначальные показания приборов учета – это необходимо для корректного начисления платежей.