Премия Рунета-2020
Иркутск
+3°
Boom metrics
Общество6 сентября 2016 3:00

Николай Николаев: «Задача любого политика - созидание»

Представитель ОНФ предложил прекратить споры, дрязги и начать работать
Николай Николаев: - Важно, чтобы система управления государством была единой сверху донизу.

Николай Николаев: - Важно, чтобы система управления государством была единой сверху донизу.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Иркутская область как исторический центр Сибири богата традициями. Они вошли в повседневную жизнь Приангарья и сформировали удивительную культурную, общественную среду. Именно они позволили сохранить то особенное и истинно красивое содержание (в том числе и внешнюю картинку), которым так восторгаются приезжие. Они-то видят все, как принято говорить, незамыленным глазом.

В прошлом веке много и часто обсуждали особенности сибиряка, в том числе приангарца, прибайкальца… Отмечали его пытливость и настырность, выносливость и честность, суровость и в то же время романизм, особое отношение к культуре, к наследству дедов.

Здесь произошло смешение народов. Здесь люди научились бороться, противостоять суровым погодным условиями, не покорять природу, а взаимодействовать с ней, осваивать в интересах хозяйствования. Об особенном, таком разнообразном и зачастую загадочном Приангарском крае мы поговорили с Николаем Николаевым, руководителем Центра Общероссийского народного фронта (ОНФ) по независимому мониторингу исполнения указов президента РФ «Народная экспертиза».

Почему с ним? И потому, что он в Приангарье человек пока еще новый, и потому, что в силу именно этого увидел многое с точки зрения «незамыленности», а значит, воспринял все обостренно, объемно. И потом за эти полгода успел проехать территорию, что называется, вдоль и поперек, ибо стоят перед ним еще и профессиональные задачи, которые десятилетиями не разрешались, а теперь имеют шансы быть, наконец, закрытыми общими усилиями - центра и местных, то есть нас с вами.

Люди устали от пустых лозунгов

- Вы целенаправленно объехали большинство районов Иркутской области. Этого достаточно, чтобы почувствовать пульс региона, узнать о проблемах, которые волнуют жителей Приангарья…

- Иркутская область поражает, причем по самым разным аспектам, начиная с огромных размеров. По сути, «область» не совсем то понятие, которое может характеризовать такую большую территорию, ведь здесь легко уместились бы несколько европейских государств. Больше всего поражают, конечно, люди. В каждом районе, городе, селе можно познакомиться с какими-то особыми традициями и уникальными жителями. К примеру, в Братске, Усть-Илимске, вдоль БАМа - это люди, которые приехали когда-то на великую стройку, за романтикой и мечтой. У них определенные склад характера и восприятие действительности, черты, которые уже перешли к потомкам: стойкость, упрямство, решительность…

В Куйтунском районе я познакомился с настоящими подвижниками возрождения старых храмов. В Качуге, Жигалове люди начинают возрождать некогда богатейшие хозяйства…

Это отражается на социальной, экономической ситуации в территории и во многом на процессах, связанных с политической борьбой. В Иркутской области она, кажется, не прекращается на протяжении многих лет и даже веков. Что касается проблем региона, то большинство из них схоже с существующими в других субъектах страны, то есть не уникально.

- Сейчас, в период избирательной кампании, чего уж греха таить, потоки обещаний достигли вселенских масштабов. И так каждый раз, когда подходят выборы. Как Вы думаете, можно ли обмануть жителей Иркутской области?

- Опытный мошенник, наверное, каждого может на чем-то подловить. Но если говорить о каких-то посулах и лозунгах, то жители Приангарья на них уже не клюют. Люди устали от вранья и пустых обещаний. Бывает, они задают достаточно резкие вопросы, на которые нет положительных ответов. На таких встречах я спрашиваю: ответить, как вам понравится или как есть на самом деле? Отвечают: говорите как есть. Люди хотят знать правду, и это очень характерно для Иркутской области, где часто менялись губернаторы и постоянно проходили какие-то выборы.

- Появилась ли у людей озлобленность на власть в целом или все-таки есть еще какие-то ожидания и вера в лучшую жизнь?

- Не все так плохо. Давайте вспомним, что было раньше и как мы живем сегодня. Проезжая по деревням, мы видим, что почти у каждого двора стоит машина. Люди ремонтируют свои дома, усадьбы выглядят ухоженно. Поэтому развитие очевидно, но останавливаться на достигнутом нельзя. Другой вопрос - это взаимоотношения жителей с главами поселений и мэрами городов и районов. Больше всего людей раздражают равнодушие, бездействие и наплевательское отношение. Если местной власти нет дела до проблем населения, если глава муниципалитета не ездит по территории, не старается что-то изменить, то люди относятся к такому человеку безразлично или даже враждебно. Но если жители видят, что, несмотря на какие-то сложности и препятствия, представитель власти работает, старается, постепенно решает проблемы, то они готовы ему помогать.

- Нередко можно услышать, что интерес к выборам резко упал. Заезжие политтехнологи, пытаясь оправдать свои неудачи, поговаривают, что в народе есть убеждение, будто все давно решено и от него ничего не зависит. Почему так произошло?

- Думаю, про «все решено» мнение ошибочное. Про «все решено» был получен ответ на губернаторских выборах. Люди протестовали опять-таки в ответ на пустые обещания; на то, что за словами мало что менялось в их жизни. Они решили своим голосом показать, «кто в доме хозяин». Так что ничего не решено, и я вас уверяю, народ так не думает. Но, интерес к выборам снижается,потому что лозунги, которые используют многие политические объединения и отдельные политики, абстрактны и бессодержательны. Это призывы типа «за все хорошее». У нас где-то на подкорке сохранились лозунги, значения которых большинству неизвестно. Например, «Долой империализм!». Если выйти на улицу и спросить, проголосуют ли за это люди, уверен: ответ будет положительным в 99% случаев. А если потом спросить у них же, что такое империализм, то те же 99% на вопрос не ответят. Большинство политических сил сегодня работает на уровне каких-то рефлексов, привычной реакции. «За все хорошее?». - «Да, за все хорошее». А как этого достигнуть? Пошагово? Ответа нет. Сейчас идет много споров вокруг лесного законодательства. Один из распространенных лозунгов - «Отменить введенный в 2007 году Лесной кодекс РФ и вернуть старую систему». Но нужно понимать, что вернуться в прошлое невозможно. Необходимо разрабатывать пути выхода из создавшегося положения. Сегодня мы видим, что люди устали от лозунгов, за которыми ничего нет. Тот, кто действительно работает, делает свое дело, ведет себя очень тихо, не выкрикивает лозунгов и не дает громких обещаний.

Я не случайно про лес упомянул. На недавно прошедшем форуме, посвященном этой тематике, совместно с населением региона, представителями власти, специалистами, общественниками были приняты предложения, которые вошли в доклад президенту России, и это поистине плод коллективного труда.

Вертикаль власти должна быть единой

- Мне кажется, идущие на выборы должны понимать, что рано или поздно у них спросят, почему не выполнены те или иные обещания.Люди хотят конкретных дел и готовы участвовать в их реализации. Пусть это будет не какой-то глобальный, а реальный проект, который действительно можно воплотить в жизнь.

- На мой взгляд, многие просто специально прячутся за глобальные проекты. Всегда очень легко сказать, почему что-то не сделано и кто виноват, если обещалось что-то масштабное. А если нужно просто яму выкопать, то ее отсутствие мировым заговором или еще какими-то непреодолимыми препятствиями не объяснить. Если мы заговорили о выборах, то я хочу отметить, что сейчас большое количество политических партий находится в оппозиции к власти и критикует ее. Но бывает, происходит такой переломный момент, когда кто-то из оппозиции вдруг становится представителем исполнительной ветви власти. Он оказывается на перепутье, и важно выбрать правильное направление. Когда политик хочет сделать что-то благое, он занимается прежде всего созиданием. Пустая критика и лозунги - это не созидание. Нужно говорить не о том, что в принципе было бы хорошо сделать, а о том, что выполнить реально. Очень важно, чтобы органы исполнительной власти любого уровня не были окрашены ни в какие цвета. Мы все как граждане России просто хотим получать качественные, не окрашенные идеологически услуги здравоохранения, образования, ЖКХ и т. д. Важно, чтобы система управления государством была единой сверху донизу. В одном поселке местная жительница спросила меня, сколько партий идет на выборы в Госдуму и, узнав ответ, очень удивилась, зачем так много. Она сказала: «Мы же не сможем так решить ни одни вопрос - все будет, как в басне про лебедя, рака и щуку». И она абсолютно права. Если не будет вертикали власти, единой системы координат и ценностей, то на каком-то этапе проявится сопротивление, возникнет саботаж и т. д. Обратимся к истории: до Столыпинской реформы мы жили общинами, и большинство населения России составляли сельские жители. В общинах было равноправие при принятии решений. На сходах во время споров могли лететь искры, но если решение принималось, то его выполнение было обязательным. Важно, чтобы мы тоже придерживались этих принципов в системе нашей государственной власти. Если есть указы президента страны, которые необходимо исполнять, то вся вертикаль власти без исключения должна идти к целям, поставленным главой государства. Цели, между прочим, просчитаны досконально, и они выполнимы, если работать на результат. Если на каком-то этапе в цепочке появится человек или структура, которые по идеологическим, политическим сиюминутным причинам не могут эти задачи выполнять, то все будет рушиться. Ну вот, смотрите. У нас есть партии, большинство постулатов которых противоречат указам президента. Их лидеры предлагают вырвать страну из лап хищнической рыночной экономики. При этом практически все указы главы государства, связанные с экономическими вопросами, направлены на развитие рыночной экономики. Или возьмем ситуацию с приватизацией. Ряд партий требуют провести национализацию отраслей и предприятий, но как это соответствует тем же самым указам по приватизации? Есть целый ряд таких диаметрально противоположных установок, и что делать в этой ситуации человеку, работающему и тут и там, - непонятно.

- Какие основные проблемы Вы видите в Иркутской области?

- Первая и главная - это то, что принято называть элитами. Такая проблема существует на протяжении многих лет. Они между собой ругаются и спорят, при этом премиленько нашли баланс интересов, который не дает толчка к развитию, решению практических проблем, будь то лесная отрасль, сфера ЖКХ или другое. Все достаточно довольны собой и ничего не хотят менять в устоявшейся системе. И это одна из причин того, что, когда я впервые приехал в Иркутскую область, меня здесь очень жестко приняли, причем все структуры. Они поняли: баланс может нарушиться, ибо я не в их системе координат. Еще одна проблема - отсутствие сегодня глобальных проектов, которые на протяжении многих лет и веков объединяли регион - от покорения Америки до комсомольских строек, строительства городов и ГЭС… Проекты, которые время от времени предлагаются, мелковаты для масштабов уникальной иркутской территории - в других регионах тоже такие есть.

Здесь даже проблемы приобретают огромные масштабы. Возьмем пожары или черных лесорубов. Все это типично и для других территорий. Другое дело, что Иркутская область большая, и проблемы, которые где-то не так заметны, здесь приобретают серьезный масштаб. Но самое важное, чтобы эти проблемы решались не в системе политики, а в системе управления. Здесь, к сожалению, происходит сбой. Частая смена региональной власти привела к тому, что вся область находится в напряжении и перманентной политической борьбе. Надо уже забыть про эту политику, про завоевание власти и начать решать вопросы в предметном хозяйственном стиле. Не перекладывать идеологические, чаще даже псевдоидеологические споры в хозяйственную плоскость - от этого страдают люди. Им надоели эти дрязги, они хотят видеть реальную работу.

Катерина МАРТИНОВИЧ

Катерина МАРТИНОВИЧ

Шоковые праймериз

- Как, на Ваш взгляд, идет подготовка к выборам в Иркутской области?

- Я никогда не был депутатом, не участвовал ни в каких выборах и вообще был далек от политики. Когда мне предложили присоединиться к Общероссийскому народному фронту, я согласился, потому что это не политика. В ОНФ мы решаем практические вопросы: по расселению аварийного жилья, проблемам образования, здравоохранения и т. д. Праймериз «Единой России», которые дали возможность участвовать в выборах гражданским активистам, стали шоком для всех - и для самой «ЕР», и для оппозиционных партий. Для «ЕР» это был шок, потому что многие ее члены - это сложившаяся с советских времен номенклатура. И тут вдруг приходят какие-то молодые ребята, общественники, «городские сумасшедшие» (в хорошем понимании этого выражения) с чудными идеями, начинают участвовать в предварительном голосовании. Многие партийные товарищи до сих пор не оправились от шока и не адаптировались к этой ситуации, потому что не вышли в лидеры по результатам праймериз. Для оппозиционных партий это шок, потому что в «Единой России» появились общественники, активисты ОНФ и начали не просто критиковать, как это делает оппозиция, а предлагать конкретные пути решения проблем. Сейчас мы наблюдаем определенную неразбериху: все привыкли к своим ролям, а ситуация на сцене, что называется, поменялась. Разные партии, особенно небольшие, продолжают сыпать лозунгами в духе «Пусть все будет хорошо!», «Доколе?» и «Хватит терпеть!». Если говорить о серьезных оппонентах, то здесь идет серьезный диалог, и он обостряется сложившейся в Иркутской области уникальной ситуацией, где «ЕР» стала, по сути, оппозиционной партией. Исполнительную власть представляет коммунист. При этом, когда мы приезжаем в территории, люди обозначают свои проблемы и говорят: делайте, решайте, вы же партия власти. Такой вот парадокс. Поэтому для людей сейчас самое важное, чтобы все ушли от политических дрязг, споров и занялись обычной хозяйственной деятельностью.

- Черный пиар, грязные политтехнологии - все это имеет место в нынешней избирательной кампании. Вы почувствовали это на себе?

- Конечно. Троллинг в соцсетях, карикатуры и прочее… Но я еще раз повторюсь: политика может достойно именоваться политикой, только когда она созидает. Если политики стараются очернить все и вся, то это разрушает наше общество. Я наблюдаю, как некоторые стремятся кинуть камень в оппонента, даже особо не понимая, зачем. Но ведь 18 сентября, днем выборов, жизнь не заканчивается. Выборы проходят для того, чтобы те, кому окажут доверие, потом работали на благо страны. Если мы изначально начинаем разрушать общество, это неправильно. Важно работать, а не манипулировать людьми. Нужна конкуренция личностей и программ, а не того, кто на кого выльет больше грязи.

- Черный пиар может менять ход избирательной кампании?

- К сожалению, да. Негатив действует на психику любого человека. Если с утра до вечера говорить, что на улице плохая погода, то, в конце концов, в это повершишь, даже несмотря на ярко светящее солнце.

- А что Вы можете сказать о применении на выборах административного ресурса?

- Большое количество партий сегодня имеет возможность участвовать в выборах, многие также баллотируются по одномандатным округам. Появилась реальная конкуренция людей и идей. Но она не воспринимается теми, кто в политике уже давно, и попытки использовать административный ресурс есть и будут. К сожалению, мы не сможем это запретить. И важно, чтобы на фоне конкурентных возможностей подобные шаги по использованию административного ресурса снижали свое влияние.

- Что Вы пожелаете участникам этой избирательной кампании?

- Не забывать, зачем происходят выборы и ради чего люди идут в политику. Власть не должна быть самоцелью. Она должна быть конструктивной и созидательной. Мы - одна страна. Если на федеральном уровне поставлены серьезные задачи, то они, в том числе, должны решаться и в Иркутской области. Кроме того, нельзя забывать, что Госдума - это не только законодательная, но и представительная власть. Депутаты должны представлять интересы населения, которое их поддержало. Для этого нужно обладать умениями, знаниями и опытом. После 18 сентября наступит 19-е, нужно будет решать стоящие перед страной задачи и не забывать об обещаниях, которые были даны жителям.