Премия Рунета-2020
Иркутск
+1°
Boom metrics
Происшествия24 января 2018 11:14

Нападение на школу в Бурятии: трое подростков спрятали коктейль Молотова и топор за батареей за неделю до трагедии

Подробности кровавого плана нападения на школу рассказала «КП» одна из учениц учебного заведения [эксклюзив, фото, видео]

Расследование уголовного дела о нападении на школу в Улан-Удэ только началось. После допроса главного подозреваемого, которым стал 15-летний Антон Б., кинувший в учительницу коктейль Молотова и ранивший топором пятерых детей, были задержаны еще двое его одноклассников Артем Б. и Данил Л. Последние якобы помогли изготовить бутылки с зажигательной смесью, проверили перед атакой, в классе ли учитель, а затем стояли на шухере. Спланировали ли они это? Знал ли кто-то о готовящемся нападении на школу? «КП» удалось найти ответы на эти вопросы.

- Данила не знаю, а вот с Артемом знакома, - рассказала одна из учениц школы «КП». – Вроде обычный парень. В семье он не единственный ребенок. Есть сестра. Правда, кем родители работают, мне неизвестно. В тот день, когда все случилось, я видела его вместе с Антоном. А еще вот что скажу. За неделю до нападения они спрятали оружие за батареей в школе.

- То есть и коктейли Молотова и топор?

- Да.

Есть информация, что готовиться нападению на школу девятиклассники начали еще летом 2017 года. Тогда они гуляли вместе с еще одним мальчишкой Александром Р. Последний на допросе признался, что Антон предложил ему пойти вместе на страшное дело, а получив отказ, запугал до смерти. Подростков осталось трое, и, вероятно, двигало ими желание повторить теракт 1999 года в школе «Колумбайн», который устроили Эрик Харрис и Дилан Клиболд, перебив 13 человек и ранив еще 24. И здесь еще один вопрос. Почему это стало возможным?

В школу нагрянули помощники детского омбудсмена Анны Кузнецовой и вскрылись самые вопиющие нарушения, которые только могут быть в системе образования. В школе, например, не было охраны. За столом у входа скучала женщина-вахтер, 60 лет, сущий Божий одуванчик. Неудивительно, что она не заметила, как подростки пронесли самодельную взрывчатку и потом спрятали ее.

- Женщина совмещала должность вахтера и уборщицы, не была ознакомлена с инструкцией охранника, а в школе с родителей, между тем, собирали деньги за охрану, - гласят результаты проверки чиновников.

- Она не уборщица, а гардеробщица! – настаивал директор заведения Сергей Разуваев в разговоре с «КП». – Ну, нет у нас ставки вахтера. Денег на оплату не выделяли, родители не хотели скидываться на охрану и тревожную кнопку.

- А правда, что в школе работали преступники, приговоренные к обязательным работам?

- Это неправда. Нет у нас таких сотрудников. Разве могут уголовники в школе работать?

Мы решили разобраться в этих противоречиях. Позвонили в комитет образования администрации Улан-Удэ.

- По поводу преступников? Хорошо, я узнаю, - ответила чиновница высокого ранга. – В этой школе и пищеблока-то нет. Где же они могли работать….

Ждать пришлось недолго. Но на запрос корреспондента «КП» с вполне конкретными вопросами об охране, о преступниках мы получили… отчет совсем о другом. В нем, сколько школ Бурятии оснащено системами безопасности. Так, в 209 школах из 467 стоят видеокамеры, под охранной Росгвардии 107 заведений, кнопки тревожной сигнализации есть в 91 школе. А чтобы ввести ставки вахтеров в каждую школу республики, необходимо дополнительное финансирование в размере 167 млн. 440 тысяч рублей.

Но вернемся к преступникам. В бурятском ГУФСИНе также весь день разбирались, какие преступники работают в школе. Пока официального ответа от ведомства нет. Но кое-что выяснить удалось. В прошлом году в школе работали четыре человека. Одна женщина и трое мужчин. Все они были дворниками, махали метлами на благо государства по четыре часа в день два месяца подряд. Отбывали срок в казенном заведении за «легкие» статьи, например, одна осужденная побила мужа, другой – сел за руль пьяным.

- Районная администрация включила школу в перечень мест, где осужденные могут отработать назначенные судом часы обязательных работ, - стало известно корреспонденту. – Это единственная такая школа в регионе!

А выбирали нарушители закона место сами. Хотя в перечне на выбор были и церкви, дацаны и прочие учреждения. Могли ли осужденные влиять на подростков, и не противоречит ли закону факт, что уголовники трудились в образовательном учреждении? По этому поводу в эти минуты идут дискуссии в чиновничьих кабинетах. А, тем временем, следователи СКР разбираются в уголовном деле, которое возбудили и по статье «Халатность».