2018-04-03T06:32:06+03:00

80 лет исполняется старейшему авиамодельному кружку Восточной Сибири

Беспилотники – детскими руками
Беспилотники – детскими рукамиБеспилотники – детскими рукамиФото: Юлия ПЫХАЛОВА
Изменить размер текста:

Для наших западных «партнеров», наверное, стало бы настоящим шоком узнать, что беспилотники в России могут делать даже ребятишки школьного возраста. Причем речь идет отнюдь не об элитных спецшколах Москвы, а о вполне себе провинциальных городах вроде Иркутска. Здесь, например, уже 80 лет успешно работает центр технического творчества «Сигма», воспитанники которого конструируют и планеры, и кордовые модели, и радиоуправляемые самолеты, которые вполне можно называть модным нынче словечком «БПЛА».

Впрочем, подобными «игрушками» дело здесь отнюдь не ограничивается. Многие старожилы Иркутска-2, где располагается «Сигма», хорошо помнят аэросани, которые раскатывали в 70-х годах по улицам поселка авиастроителей. А ведь помимо них юные техники конструировали аппараты на воздушных подушках, изготавливали экспериментальные модели экранопланов и даже сделали однажды говорящего робота высотой в человеческий рост!

А начиналось все в 1938 году, когда при здешнем Дворце культуры (позже ему присвоили имя первого в мире космонавта Юрия Гагарина) появился авиамодельный кружок. Вначале он базировался в одной-единственной комнате, существенную часть которой занимал большой бильярдный стол. Зато на стене красовался портрет кумира всей советской молодежи - легендарного Валерия Чкалова, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер. А руководил кружком долгое время В.С. Рыбников, военный летчик, сражавшийся с крылатыми фашистами в годы Великой Отечественной войны. Этот авиамодельный кружок и стал основой, на которой вырос «Юный техник» - такое имя в 1963 году получил клуб, где занимались как авиамоделированием, так и судомоделированием. Был еще кружек радиолюбителей, изо- и фотостудия. В 1992 году клуб был реорганизован в центр технического творчества молодежи и школьников «Сигма».

Все эти годы кружок-клуб-центр являлся самой настоящей кузницей кадров для «небесных» профессий. Один из его бывших воспитанников, например, в свое время руководил иркутским аэропортом, а другой сегодня летает в составе авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи». Многие юные авиамоделисты, повзрослев, приходили работать на авиазавод, ведь раньше центр напрямую относился к этому предприятию, являясь структурным подразделением его Дворца культуры. Так, Анатолий Николаевич Терещенко пришел в авиамодельный кружок пятиклассником более 60 лет назад – в далеком 1956-м. Затем окончил школу и институт, пришел работать на авиазавод, вырос там до начальника конструкторского бюро отдела главного конструктора – и все эти годы оставался верен любимому делу. С 1978 года Анатолий Николаевич – бессменный руководитель кружка парящих авиамоделей, передает молодежи свой колоссальный опыт.

Кстати, этот опыт оказался востребованным и в его собственной семье: сначала Анатолий Николаевич заразил своим увлечением сына, а последние 10 лет в его кружке занимается и внук - девятиклассник Даниил. Он уже перерос и «начальный» пенопласт, и дерево, а сейчас работает с гораздо более сложным углепластиком – на изготовление одного планера из этого материала требуется не меньше года! А 10 марта он занял 1-е место в ХХ открытых межклубных соревнованиях по авиамодельному спорту среди учащихся школ Иркутска. И это была не единственная медаль кружка – в этих же состязаниях «планерных дел мастера» заняли еще и 1-е командное место. «Сигмовская» подготовка позволила победить не только коллег из Иркутска, Ангарска и Шелехова, но и порывистый ветер, шквалы которого упорно старались, ударив о землю, сломать хрупкие планеры.

В эти же дни «Сигма» одержала еще одну победу – в областных зимних соревнованиях по судомодельному спорту среди учащихся общего и дополнительного образования. Да-да, здесь работают и с водной стихией: воспитанники судомодельного кружка собирают модели кораблей и подводных лодок, которые уверенно рассекают водную гладь и погружаются в пучины бассейнов и водоемов.

- Вот только воспитанников, к сожалению, с каждым годом у нас остается все меньше и меньше, - рассказывает руководитель этого кружка Сергей Михайлович Ремизов (в прошлом пилот гражданской авиации 2-го класса, освоивший несколько видов воздушных судов, ныне инженер главного конструкторского бюро Иркутского авиазавода). – Для современных детей ведь не очень привычно работать руками. К тому же наглядные результаты этой работы появляются очень нескоро: в среднем на изготовление одной модели уходит год-два кропотливого труда.

Фото: ПЫХАЛОВА Юлия

Фото: ПЫХАЛОВА Юлия

- Действительно, раньше советская промышленность выпускала для подобных кружков наборы-«полуфабрикаты», состоящие из готовых запчастей, которые оставалось лишь обработать – и можно было конструировать модели. Сегодня же юным моделистам приходится делать их, что называется, с нуля, вгрызаясь в лист фанеры лобзиком и напильником, - вступает в разговор руководитель «Сигмы» Игорь Викторович Зуев. - Между тем сейчас существуют не очень дорогие станки для лазерной резки - всего один такой существенно облегчил бы жизнь нашим воспитанникам. Мы бы подключили его к компьютеру, нарезали необходимых деталей - и ребятишки тратили бы на изготовление модели не годы, а месяцы. При этом они бы по-прежнему получали навыки работы руками, но более быстрые результаты оказывали бы мощное стимулирующее воздействие.

Впрочем, «Сигме» не помешало бы и другое оборудование. Ведь в свое время этот клуб располагал точно такими же станками, как и на реальном производстве. То есть овладевшие данным оборудованием подростки, окончив школу, приходили на тот же авиазавод подготовленными к работе со своими «старыми знакомыми». Однако время не стоит на месте и заводы уже давно пользуются совсем другой техникой, а техническое оснащение «Сигмы» так и застряло в середине прошлого века. К тому же любой аппаратуре отмерен свой жизненный срок – и он отнюдь не бесконечен. Например, здешняя муфельная печь – хотя и была она, откровенно говоря, слишком маленькой для нужд кружка керамики – и та недавно приказала долго жить. Так что теперь ребятишки вынуждены лепить свои поделки из обычного теста, ведь этот материал, в отличие от глины, не нужно обжигать.

- И это далеко не единственная проблема центра. Конечно, Иркутский авиазавод не бросил своего детища и ежемесячно выделяет «Сигме» средства, необходимые на оплату коммунальных платежей и заработной платы руководителям кружков. Но для дальнейшего развития нужно гораздо больше. И в решение этих важных вопросов включился благотворительный фонд «Байкал Интеграция», - рассказывает управляющий фондом Александр Сухачевский. - Ведь наш социально-культурный проект «Добрыш» как раз и направлен на открытие и развитие бесплатных детских кружков научно-технической тематики, а также на другие формы поддержки талантливой молодежи. Хочется надеяться, что благодаря участию инициативных и неравнодушных людей продолжат работу существующие и начнут работать новые бесплатные кружки, студии, спортивные секции, в которых дети смогут заниматься на безвозмездной основе, что особенно актуально для малообеспеченных семей. Мы верим, что центр технического творчества «Сигма» имеет все шансы дожить как минимум до 100 лет, а сотни ребятишек смогут воплотить свои мечты. К примеру, пятиклассники Миша Калинин и Илья Наумовец, собравшие уже по две радиоуправляемые модели, когда-нибудь сделают-таки самолет своей мечты - настоящий, их собственной конструкции.

Фото: ПЫХАЛОВА Юлия

Фото: ПЫХАЛОВА Юлия

КСТАТИ

В настоящее время фонд «Байкал Интеграция» инициирует проект создания в Иркутске детской хоккейной школы «Добрыш», которой так не хватает многим ребятам, мечтающим о большом хоккее с шайбой.

- Давайте вместе поддержим начинания детей и молодежи! Поверьте, они этого очень ждут, - предлагает Александр Сухачевский.

На правах рекламы.

 
Читайте также