Премия Рунета-2020
Иркутск
+17°
Boom metrics
Общество19 января 2021 9:36

«Обрел второго отца и братьев»: командир ОМОНа усыновил чеченского мальчика, которого боевики приговорили к смерти

Спустя 23 года спасенный Юсуп Шидаев стал представителем Рамзана Кадырова в Бурятии [фото]
Вячеслав Мархаев (справа) и его приемный сын из Чечни Юсуп Шидаев. Фото: личный архив Вячеслава Мархаева.

Вячеслав Мархаев (справа) и его приемный сын из Чечни Юсуп Шидаев. Фото: личный архив Вячеслава Мархаева.

- Когда впервые увидел дядю Славу, вскрикнул: «Ничего себе, какой высоченный дяденька!», - так вспоминает первую встречу с бывшим командиром бурятского ОМОНа, экс-членом Совета Федерации Вячеславом Мархаевым, его уже 32-летний приемный чеченский сын Юсуп Шидаев.

История Юсупа – готовый сюжет для фильма или книги. В свои 11 лет, столько ему было во время знакомства с дядей Славой. Худеньким босоногим мальчишкой он бегал по родному чеченскому селу Белгатой. А во время обстрелов вместе с родителями и братьями с сестрами, боялся не то, чтобы выйти со двора, из подвала не вылазил. Все изменилось, когда на окраине села дислоцировался бурятский ОМОН.

- Мы приехали в Белгатой в очередную служебную командировку, - рассказывает корреспонденту «КП»-«Иркутск» Вячеслав Мархаев. – Там мы организовали блок-посты для контрольно-пропускного режима. Расположились на окраине села. Наш лагерь был совершенно обособленным, даже свои тренажеры для занятий спортом смастерили из подручных материалов. А Юсуп такой любознательный! Прибегал к нам знакомиться, просил показать спортзал. Делал с нами зарядку. Конечно, сначала была настороженность с обеих сторон. А потом взяло верх простое человеческое сострадание. Увидели перед собой обычного мальчишку, который ничего в жизни кроме войны не видел.

А омоновцы не только защищали, но и помогали местным жителям продуктами, медикаментами и, главное, не мародерствовали. Родители Юсупа были даже рады, что сын с утра до ночи проводит в расположении. Увы, но и боевики о дружбе чеченского мальчика с омоновцами узнали. И внесли ни в чем не повинного 11-летнего Юсупа в «черный список». Однажды наши бойцы задержали на блокпосту автомобиль с боевиком. У него нашли бумажку со списком неблагонадежных (с точки зрения боевиков) жителей Белгатоя, подлежащих уничтожению. И в этом списке был Юсуп...

- Узнав об этом родители попросили бойцов увезти меня на время в Бурятию, - рассказывает Юсуп. – Так, я впервые в жизни пролетел на самолете. В Улан-Удэ было непривычно. После бомбежек даже в мирном городе вздрагивал от каждого звука. Три месяца я жил в спортивных лагерях и гостил в квартирах у омоновцев. Учился в школе-интернате.

- Позже он все же улетел к родителям, - говорит Вячеслав Мархаев. - Но каждый из бойцов готов был взять в семью Юсупа, но не у всех ребят было хорошее материальное положение. Поэтому я пригласил Юсупа к себе.

- И я, посоветовавшись со своими родителями, согласился, так как в Чечне продолжались боевые действия, - отвечает Юсуп. – Вернулся и стал жить в семье дяди Славы. Сдружился с его младшим сыном Батором. Потом и мой младший брат Джабраил перебрался из Чечни. Жили дружно и сейчас всегда вместе. Вячеслав Михайлович приучил нас к спорту. Мы занимались борьбой.

Вячеслав Мархаев основатель и первый командир Бурятского ОМОНа. Фото: личный архив Вячеслава Мархаева.

Вячеслав Мархаев основатель и первый командир Бурятского ОМОНа. Фото: личный архив Вячеслава Мархаева.

В Бурятии Юсуп остался навсегда. И не жалеет. Здесь он окончил школу, юридический факультет в университете, отслужил в армии, женился. Невесту привез из Чечни. Занимался строительством, а в 2019 году Рамзан Кадыров лично назначил его официальным представителем в Бурятии. А в Чечню летает по-возможности в гости к родителям. Помимо этого, родная мама уже дважды приезжала к нему в гости в Бурятию.

- Никогда не жалел о том, что со мной случилось, - говорит Юсуп. – У кого-то нет семьи, а мне повезло - у меня две. Я обрел второго отца, брата и сестер.