Премия Рунета-2020
Иркутск
+10°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
1 апреля 2022 10:35

Как я неожиданно стал бомжом. Битва за хлеб, ночлег и подработку

Корреспондент "Комсомолки" на себе испытал все трудности городского бездомного [фото, видео]
Корреспондент "КП"-Иркутск" в роли уличного бродяги. Фото: Николай ТЕКАЛОВ

Корреспондент "КП"-Иркутск" в роли уличного бродяги. Фото: Николай ТЕКАЛОВ

Если идти в сторону Лисихинского парка, то прямо у пешеходного перехода перекрестка 30-й Дивизии и Байкальской увидишь такое, от чего невольно поморщишься. Мужчина и женщина без определенного места жительства устроили себе штаб-квартиру под открытым небом. На асфальт накиданы грязные листы картона из-под коробок, сверху какие-то тряпки и вещи, служащие лежанкой, рядом самодельные тумбочки, на которых разложены пакеты с едой, и лавка, явно позаимствованная из парка. И охрана не дремлет. Два огромных беспризорных пса ни на шаг не подпускают чужаков к хозяевам, пока те спят. И это фактически в самом центре города. Пейзаж не меняется ни в снег, ни в зной.

Штаб-квартира бездомных в районе остановки Лисиха прямо под открытым небом.

Штаб-квартира бездомных в районе остановки Лисиха прямо под открытым небом.

Фото: Андрей СИНЬКОВ

Именно так выглядит подлинная социальная действительность бездомных. Если раньше иркутские бродяги разбивали целые поселения подальше от посторонних глаз - в районе Каи, улицы Старокузьмихинская и на берегу Ушаковки, то теперь перебираются в центр города, в основном, в Октябрьский район.

Корреспондент "КП"-Иркутск" вместе с коллегами и директором приюта «Оберег» Александром Соболевым решил на себе испытать все трудности жизни уличных бродяг. Переодевшись, журналисты отправились на городские улицы, чтобы понять, есть ли шанс у человека, попавшего на самое дно, найти приют, пропитание и работу.

Журналисты Марина Беклемишева, Николай Текалов и Андрей Синьков к социальному эксперименту готовы!

Журналисты Марина Беклемишева, Николай Текалов и Андрей Синьков к социальному эксперименту готовы!

ГОТОВЫ ПОМОГАТЬ

- В начале нулевых, когда я начал заниматься помощью людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в Иркутске насчитывалось около 2 тысяч бомжей, - рассказывает Александр Соболев. – Сейчас по субъективным данным осталось около 300, точное количество назвать невозможно. Только «Оберег» за последние годы приютил 670 человек.

С официальной статистикой цифры не спорят: ежегодно, по данным Министерства социального развития Иркутской области, временный приют получают около 350 бездомных. Тем, кто по каким-то причинам остался за бортом жизни, помогают с восстановлением документов, обеспечивают питанием, одеждой, решением психологических, медицинских и юридических вопросов.

Ну а я уже в приюте «Оберег». Он открылся в Иркутске более 10 лет назад. Круглосуточно получить кров здесь могут 75 нуждающихся. Среди них мамы с детьми, бывшие заключенные, бездомные. Их кормят, одевают, дают ночлег и шанс начать новую жизнь.

Такими завтраками кормят бездомных в приюте "Оберег". Мы тоже попробовали ее на вкус.

Такими завтраками кормят бездомных в приюте "Оберег". Мы тоже попробовали ее на вкус.

Фото: Андрей СИНЬКОВ

РАБОТУ НЕ НАШЛИ, НО ГОЛОДНЫМИ НЕ ОСТАЛИСЬ

Итак, чтобы походить на уличного бродягу, я нацепил бесформенные джинсы, мастерку, пуховик и кепку со сломанным козырьком. Все это нашел в приюте, куда ненужные вещи иркутяне приносят кулями. Коллега с телекомпании ТИВИСИ HD Николай Текалов принарядился в спортивный костюм и поношенную куртку. Завершили образ, нарочно измазавшись в грязи. План – обойти в таком виде государственные социальные службы и частные приюты, чтобы получить талон на обед, чистую одежду, и, если повезет, теплый душ и ночлег.

Измазываемся в грязи, чтобы завершить образ.

Измазываемся в грязи, чтобы завершить образ.

Фото: Андрей СИНЬКОВ

До ближайшего оптового рынка, а туда отправились не просто так – там ведь загружают-разгружают ящики с продуктами и есть шанс урвать лакомый кусок, пришлось топать пешком три остановки. Водители автобусов категорически отказались везти бесплатно.

- А у вас есть какая-нибудь работа? – спрашиваем продавщицу продуктового павильона на рынке. – Может перетаскать ящики с товарами? Хоть за 100-200 рублей.

В ответ женщина вежливо ответила, мол, свои грузчики есть, никакой помощи не требуется.

- Может, хотя бы булочку дадите? Совсем голодные, - набравшись храбрости спрашиваем.

- Весь товар подотчетный, - безапелляционно отвечает продавец.

Уже на выходе из павильона за спиной внезапно раздалось: «Стойте!». Продавщица достала с полки пакет с печеньем и вручила нам. Пользоваться добротой женщины не стали. Чтобы ей не пришлось платить за товар из своего кармана, вернули печенье и признались, что она стала участницей социального эксперимента.

САМИ ВЫБИРАЮТ ЖИЗНЬ НА УЛИЦЕ

Работу не нашли, значит самое время идти просить помощи у соцслужб. К слову, среди бомжей это редкость. Дело в том, что некоторые попрошайки сами отказываются уходить с улиц. Еще перед экспериментом, в этом убедился. Той самой парочке с остановки «Лисиха», разбудив ранним утром и вытащив из теплых объятий друг друга, предложили отправиться в приют, трудоустроить.

- Я пока не готова, - подумав, гордо ответила за двоих женщина.

- На самом деле, почти все, кто хотел, уже нашли крышу над головой, - резюмирует Александр Соболев. – Большинство из тех, кто остался на улице, осознанно делают такой выбор. Некоторые не могут бороться с пагубными привычками, например, с алкоголем. Ведь в приютах пить им точно не дадут. И около 20% тех, кто принимают помощь, возвращаются к прежней жизни.

НА НОЧЛЕГ

«Недавно освободились из колонии, работали на стройке, где у нас отобрали документы и кинули на деньги», - эту легенду мы рассказали в кабинете Комплексного отделения социального обслуживания населения на Академической, 74. По данным минсоцразвития, каждый год здесь помогают около 150 бездомным. Причем, количество тех, кому нужна помощь, постепенно снижается. В 2019 году сюда обратились 270 человек, в 2020 – 178, в 2021 – 113.

- Ищем работу, поможете? - спрашиваем сотрудницу.

- Работу не подыскиваем, - заключила она. – Ну, может, хоть одежду дадите или продукты?

- Помощь выделяется только не-ра-бо-то-спо-со-бным гражданам, - по слогам произнесла женщина. – А вы вполне себе здоровы. Идите работать!

Понять такой ответ можно. Руки и ноги ведь есть. Правда, куда можно обратиться за помощью, подсказывать она почему-то не стала.

В этом приюте нам согласились дать ночлег

В этом приюте нам согласились дать ночлег

Фото: Андрей СИНЬКОВ

Приютить нас на ночлег, ведь провести ночь в -10 градусов на улице мы с Николаем не хотели, согласились в итоге в организации под названием «Центр социальной адаптации и реабилитации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Правда, о работе на первое время сразу сказали забыть.

- Будете жить в комнате на 3-4 человека, - объясняет старший приюта. - Кормежка три раза в день, есть душ и спортзал. А выходить из здания пока не получится, придется переждать карантин. А то принесете алкоголь или наркотики. Обживетесь - и на работу. Наши постояльцы метут улицы, получают копейку.

Кров найден, осталось побывать в самой излюбленной ночлежке у бездомных – на железнодорожном вокзале. Именно оттуда, а также с Центрального рынка, горожане чаще всего звонят в соцслужбы и сообщают о бродягах. Отправляемся на вокзал. Задача – пройти в зал ожидания в грязной одежде и завалиться спать на сиденье. С проходом в само здание проблем не возникло. Постовый, который в тот день дежурил у рамки металлодетектора, нашему внешнему виду не удивился. Расположились в креслах зала ожидания, задремали даже, никто не подошел, чтобы предъявить претензии.

На железнодорожном вокзале у нас проблем не возникло. Можно погреться и подремать.

На железнодорожном вокзале у нас проблем не возникло. Можно погреться и подремать.

Фото: Андрей СИНЬКОВ

ОТ УЛИЧНОГО БРОДЯГИ ДО БРИГАДИРА НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Подводя итог эксперимента, становится понятно, что получить помощь уличному бродяге в Иркутске вполне реально. Ее готовы оказывать, было бы желание ее получать. Ведь, как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. А еще важно знать, куда идти, в какие социальные службы и приюты обратиться. Но неплохо бы распространять листовки или путеводители с адресами и услугами ночлежек и временных приютов. И непременно рассказывать истории тех, кто смог вопреки всему подняться со дна. Показателен пример 40-летнего некогда бродяги из ангарского филиала «Оберега». Он проделал путь от уличного бродяги до бригадира на производстве.

- Пришел к нам, оставшись без документов, работы и жилья, - рассказывает руководитель «Оберега» в Ангарске Елена Шевцова. – Сказал, что не хочет просто валяться на кровати, а планирует работать. Мы помогли ему устроиться на базу, где он наполнял баллоны кислородом.

Теперь же Дмитрий устроился на завод по заготовке леса.

- Недавно звонил нам, сказал, что стал бригадиром, - говорит Елена Шевцова. – Спрашивал, есть ли среди нынешних постояльцев желающие попасть к нему в бригаду.

Правда, таких историй со счастливым финалом, по словам руководителей «Оберега», увы, всего 20%. Именно столько бродяг действительно готовы начать жизнь с чистого листа и, главным образом, работать после попадания в приют. Остальных 80% вполне устраивает просто валяться на кровати и получать бесплатную еду.

Переодевшись, подводим с коллегами итоги нашего дня в роли бездомных.

Переодевшись, подводим с коллегами итоги нашего дня в роли бездомных.

А КАК ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОШЕЛ У КОЛЛЕГ

Чтобы подвести итоги социального эксперимента, мы собрались с коллегами. «Улов» у других «журналистов-бомжей» также оказался небольшой.

- Работу не нашел, зато пакет со шмотками добыл, - хвастуется коллега. Оказалось, в той соцслужбе, в которой нам отказали, ему выдали чистую одежду и талон на питание в приюте. Ну а самую большую помощь получила прекрасная половина нашего эксперимента. Корреспондентке телеканала «Аист» Марине Беклемишевой, которая просила милостыню в центре города, бросилась помогать женщина, раздававшая листовки.

- Она подошла ко мне, стала расспрашивать, что у меня стряслось, - говорит Марина. – Затем, увидев мою грязную обувь, взяла бутылку с водой и начала мыть ее. Потом повела меня к себе домой, чтобы накормить. Сказала, что поможет мне восстановить документы, найти работу. Мне пришлось признаться, что я не бездомная и все рассказать. После этого мы вместе заплакали.

Еще один волонтер и вовсе загремел в полицию. Он решил проверить, как правоохранители отреагируют на вызов. Позвонил и рассказал, что на Урицкого сидит попрошайка. Полицейские приехали через несколько минут, и выяснив, что вызов ложный, отвезли коллегу в отдел. К счастью, дело ограничится только штрафом.

КСТАТИ

ГДЕ БЕЗДОМНЫМ ПОЛУЧИТЬ ГОРЯЧЕЕ ПИТАНИЕ

ул. Сурикова, 13 (синее здание, железный сайдинг) – обед в 13.00;

ул. Помяловского, 19 БФ «Оберег» - обед с 12.00 до 12.30.

.

.