Премия Рунета-2020
Иркутск
-14°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
6 февраля 2024 3:36

Надо ли в три года учить азбуку и математику? Вот что рассказала психолог о методиках раннего развития детей

Жительница Иркутска воспитывает детей по методике раннего развития
Екатерине надоели капризы трехлетней дочери Амины. Фото: Екатерина Мурсалова.

Екатерине надоели капризы трехлетней дочери Амины. Фото: Екатерина Мурсалова.

«Твой сын алфавит еще не знает? Моя Нина в четыре года уже читает сама и в бассейн успевает», - столкнулись лбами две мои подруги. Одна воспитывает ребенка по методике раннего развития, а другая уверена, что всему свое время. Кто прав? Об этом «КП» поговорила с Региной БЕСЕДОЙ, клиническим психологом и семейным психотерапевтом.

Личный опыт

Екатерине Мурсаловой из Иркутска надоели капризы трехлетней дочери Амины. Она решила использовать систему Монтессори.

Амину с детства приучают к реальному миру. Фото: Екатерина Мурсалова.

Амину с детства приучают к реальному миру. Фото: Екатерина Мурсалова.

- Суть - вести себя с ребенком, как со взрослым, - говорит Екатерина. - Первый шаг - обустройство комнаты. Детская разбита на пять зон: уголок естествознания, где Амина лепит и рисует, практических навыков (здесь свой маленький веник для уборки), языка (висит азбука), математики (таблица с формулами) и сенсорная зона (чаши с различными на- полнителями - например, с крупой и песком).

в доме не осталось игрушек - сказочных персонажей. Фото: Екатерина Мурсалова.

в доме не осталось игрушек - сказочных персонажей. Фото: Екатерина Мурсалова.

В ванной для девочки появился стульчик, чтобы умываться без помощи родителей, на кухне - детский нож и разделочная доска. Амину с детства приучают к реальному миру. Поэтому в доме не осталось игрушек - сказочных персонажей. Есть только куклы, похожие на людей, дома, машинки.

Суть - вести себя с ребенком, как со взрослым. Фото: Екатерина Мурсалова.

Суть - вести себя с ребенком, как со взрослым. Фото: Екатерина Мурсалова.

- Изменения в ребенке я увидела спустя месяц, - продолжает Екатерина. - Дочка стала более внимательной и самостоятельной, стало меньше истерик.

Изменения в ребенке Екатерина увидела спустя месяц. Фото: Екатерина Мурсалова.

Изменения в ребенке Екатерина увидела спустя месяц. Фото: Екатерина Мурсалова.

А вот 4-летний Костя из Краснодара с первых дней жизни воспитывается по методике Гленна Домана. Наталья Ермак развивает память сына с помощью цветных картинок. На листочках мама пишет слова. Читать мальчик еще не умеет, но срабатывает фотографическая память. Косте показывают пять карточек за 20 секунд и проговаривают слово вслух. И так изо дня в день.

А вот 4-летний Костя из Краснодара с первых дней жизни воспитывается по методике Гленна Домана.

А вот 4-летний Костя из Краснодара с первых дней жизни воспитывается по методике Гленна Домана.

- Сейчас изучаем английский. Также пишем на карточках слова на английском, развешиваем по дому, - объясняет мама.

Анастасия Савотенкова из Воронежа выбрала для шестилетнего сына вальдорфскую систему. Она направлена на развитие талантов.

Анастасия Савотенкова из Воронежа выбрала для шестилетнего сына вальдорфскую систему.

Анастасия Савотенкова из Воронежа выбрала для шестилетнего сына вальдорфскую систему.

- Сына обучаю всему необходимому сама, в садик он не ходит. День разбит на «вдох» и «выдох». В первую фазу развиваем фантазию и таланты, а во вторую - отдыхаем и играем. Дни расписаны по сценарию. Понедельник - рисование, вторник - танцы, среда - кулинария и т. д. Сын стал намного самостоятельнее, у него отлично развита фантазия. А это влияет на формирование личности.

У медали две стороны

Регина Беседа согласна, что в детстве ребенок максимально восприимчив к знаниям.

Амина стала более внимательной и самостоятельной. Фото: Екатерина Мурсалова.

Амина стала более внимательной и самостоятельной. Фото: Екатерина Мурсалова.

- Самые популярные методики раннего развития - Монтессори, Домана, Никитиных, Зайцева и вальдорфская. Но психологи и педагоги постоянно создают новые, смешивая между собой техники. Безусловно, это полезно. Ребята, с которыми занимались, намного легче адаптируются, впитывают знания.

Другой вопрос, что об оборотной стороне медали многие родители даже не подозревают.

- В методике Монтессори минус заключается в отстраненности, родители формируют у ребенка эгоцентризм, обустраивая зоны, куда вход посторонним воспрещен! - предупреждает эксперт. - Детей с раннего возраста учат надеяться только на себя, из-за чего они не ощущают родительской поддержки. Система Домана формирует огромный объем энциклопедических знаний. Но в жизни чаще всего они никак не пригождаются. Ребята по вальдорфской методике занимаются творчеством, но при этом из жизни исключаются точные науки.

Родителям надо понять, что каждая методика создана для работы с детьми, у которых есть особенности - неврологические, психологические и физические. Так, система Монтессори придумана для ребят с психиатрическими проблемами. Ее смысл - подключить ребенка к реальности через простые упражнения, а не избавить от капризов. Система Домана борется с неврологическими заболеваниями, а не растит вундеркиндов. Занятия помогают малышам догнать сверстников в развитии. Так что лучше всего работает синтез методик.

Регина Беседа советует взять из методики Монтессори правила чистоплотности и самостоятельности. Для развития памяти - карточки со словами и рисунками Домана. По вальдорфской можно найти хобби. По Никитиным приучать к здоровому образу жизни: гимнастика по утрам, долгие прогулки. По Зайцеву - учить читать с помощью кубиков с буквами и слогами.

Но самое главное - включить ребенка в процесс познания мира. Ходить с ним в театры, музеи, читать книги, делать простейшие познавательные опыты, печь пироги - но вместе и стараясь превратить это в игру.

КОМПЕТЕНТНО

Во всем должна быть умеренность

Александр СНЕГУРОВ, заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук:

- Формирование характера ребенка идет уже с нескольких месяцев от рождения до пяти лет. В это время нужно читать сказки, водить малыша на мастер-классы, записывать в секции. Безусловно, я поддерживаю методики, но во всем должна быть умеренность. Я против интеллектуального натиска на ребенка. Развивать надо, но в спокойном ритме. Не пресекайте ребенку доступа к радостям детства.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Перегрузки чреваты серьезными последствиями

Лев ПЕРЕЖОГИН, руководитель отделения социальной психиатрии детей и подростков ФГБУ ГНЦ психиатрии и наркологии им. Сербского:

- Методики делятся на две категории. Первая - педагогические системы. Они разработаны психологами под соответствующий возраст и уровень психического развития ребенка и направлены на углубление каких либо знаний. Эти методики составлены так, чтобы не принести вреда детям. В отношении них никаких вопросов нет. Вторая категория - методики, которые построены на использовании игровых комплектов, как те же самые кубики Зайцева, системы Монтессори, Домана. С ними все неоднозначно. Прежде чем их использовать, ребенка должен продиагностировать психолог или педагог. Оценить его возраст, способности, психическое состояние. Но зачастую родители решают этот вопрос сами. Вот почему возникают проблемы, связанные с тем, что малыш попросту не успевает жить. Перегрузки чреваты серьезными последствиями для психического развития. Выбирая для сына или дочери дополнительную образовательную программу, пройдите диагностику у специалиста! И, разумеется, все занятия должны проходить только под наблюдением педагога, который умеет работать по методике.

В ТЕМУ

Печальные судьбы юных гениев

Паша Коноплев в три года делал в уме сложные вычисления, а в 15 лет юного гения зачислили в столичный вуз. В свое совершеннолетие Паша стал аспирантом. Увы, психика дала сбой. В итоге одаренный молодой человек оказался в психиатрической больнице, где умер в 29 лет.

Алексей Султанов из Ташкента в два года наигрывал мелодии на фортепиано, а в пять начал сочинять музыку. В конце 80-х Алексей вошел в список сильнейших пианистов мира. К 30 годам череда инсультов привела его к слепоте на одном глазу и параличу левой части тела. В возрасте 35 лет он скончался.

В пять лет Надю Рушеву нарекли «самой юной художницей СССР». А в 15 лет она стала первым иллюстратором «Мастера и Маргариты». Но через два года Надя внезапно умерла от кровоизлияния в мозг.

Нельзя утверждать однозначно, что эти вундеркинды умерли так рано из-за умственных перегрузок. Возможно, болезни просто «спали» в организме, пока что-то их не спровоцировало. Но вероятно и то, что интенсивные занятия оказались тем самым спусковым крючком.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Это кот или бегемот? 5 способов спасти питомца от ожирения, которые реально работают (подробнее)

«Осознание, что сына больше нет, не пришло»: 40 дней назад на остановке в Иркутске зарезали 15-летнего школьника (подробнее)