Премия Рунета-2020
Иркутск
-22°
Boom metrics
Происшествия
Эксклюзив kp.rukp.ru
9 февраля 2024 7:26

«Для меня уже выкопали могилу»: история стюардессы, которую «заживо похоронили» в авиакатастрофе 1976 года в Иркутске

48 лет прошло со дня падения самолета Ту-104А в Иркутске
Галина Ушакова - единственный член экипажа, кто выжил при крушении Ту-104 в Иркутске. Фото: личный архив Галины Ушаковой и Татьяны Моисеенко (сверху справа).

Галина Ушакова - единственный член экипажа, кто выжил при крушении Ту-104 в Иркутске. Фото: личный архив Галины Ушаковой и Татьяны Моисеенко (сверху справа).

9 февраля свой профессиональный праздник отмечают все причастные к гражданской авиации. Однако для 79-летней Галины Ушаковой из Иркутска это еще и второй день рождения. Почти полвека назад по стечению обстоятельств бортпроводник стала членом экипажа самолета Ту-104А, выполнявшего рейс 3739 по маршруту Иркутск—Новосибирск—Свердловск (Екатеринбург – прим. ред.) — Ленинград. Судно рухнуло на землю при взлете. Погибли 24 человека, в том числе практически весь экипаж. Лишь одной стюардессе удалось обмануть смерть. Женщина уверена – это судьба, ведь в то роковое утро произошла целая череда совпадений, которая спасла ей жизнь.

О вылете узнала за полчаса

- В профессию я пришла в 20 лет, - вспоминает Галина Алексеевна. – В тот момент я работала поваром в кафе. У меня был годовалый сынишка. Муж трудился бортрадистом, его мать тоже работала в аэропорту. Однажды меня заметил начальник учебно-тренировочного отряда, который как раз-таки отвечал за подготовку бортпроводников, он и предложил летать. Я сомневалась, ведь, кто останется с маленьким ребенком? Но свекровь поддержала, мол, справимся. Так, началось обучение, которое длилось 2 месяца. Раз в два года мы, стюардессы, заново проходили подготовку и изучали все — от правил обслуживания пассажиров до устройства самолета.

К моменту авиакатастрофы в 1976 году на счету у Галины Ушаковой было больше 6000 часов налета и 11 лет опыта. О том, что 9 февраля ей придется подняться на борт, женщина узнала за 30 минут до вылета. У одной из стюардесс заболела дочь, потому та заранее предупредила, что останется дома. Но коллега, которая должна была ее подменить, опоздала на рейс.

- Я состояла в резерве и находилась в аэропорту, - продолжает вспоминать собеседница КП-Иркутск. – Поэтому, как только узнала, что нужно лететь, оделась и побежала к команде.

Жизнь спасла оторвавшаяся пуговица

О крушении Ту-104 по сей день известно очень мало. Это связано с тем, что подобные происшествия в советское время в СМИ не освещали. Первые упоминания об авиакатастрофе появились на страницах газет спустя много лет после развала СССР. Большая часть информации – это воспоминания выживших и очевидцев.

- Всего на борт (без учета 10 членов экипажа) сели 104 человека. Пятерым из них не хватило мест. Двоих нам сказали разместить в переднем вестибюле, двоих - в туалете на диванчике. Один из мужчин спешил на похороны. Я так и не узнала, выжил ли он… Также в кабине сидел взрослый сын нашего бортрадиста, он летел на экзамен. Многие потом называли их «зайцами», но ведь билеты у них были. А при пересадке в следующем городе им бы предоставили хорошие места.

В 8:14 по иркутскому времени самолет начал взлет. На улице стояли сумерки и трескучий сибирский мороз. Однако, погода все же была благоприятной. Согласно архивным данным, проблемы у пилотов начались уже во время разбега. Авиалайнер начало разворачивать вправо, но им удалось вернуть ему прежнее направление и оторваться от земли.

- Еще перед набором скорости я начала раздавать конфеты в первом салоне, леденцы, спасает от укачивания. Сегодня так уже и не делают, - продолжает рассказывать Галина Ушакова. – Хотела перейти во второй, большой салон на 70 человек, но моя коллега Ниночка забрала поднос со словами «Давай я». В этот момент я заметила, что на моей блузке отлетела пуговичка и зашла в закуток, где мы раскладывали еду. Нашла катушку, иголку, вдернула белую нитку в ушко, положила на стол, а когда пиджак снимала – смахнула все на пол.

Стюардесса и подумать не могла, что это убережет ее от страшной беды. Наклонившись, она услышала грохот, крики и потеряла сознание от удара. В воздухе Ту-104 пробыл считанные секунды. Из-за крена правое крыло задело грунт. Движущаяся на огромной скорости махина врезалась носовой частью в землю, через несколько метров влетела в бетонные блоки, а затем окончательно рухнула. Фюзеляж разорвало на три части, из которых сильнее всего пострадала средняя.

- Я очнулась среди обломков и почувствовала сильную боль в правой ноге. Оказалось, что ее сильно зажало. Окинув взглядом все вокруг, увидела спасателя и попросила: «Помоги мне, пожалуйста, ногу освободить». Тот сорвался с места и побежал за помощью, а я вновь потеряла сознание. Очнулась я только после того, как меня вытащили, а в себя пришла только в больнице – со сломанными ногами, ребрами, шейными позвонками и разбитой головой. Страшно вспоминать, как я все это перенесла.

В 1976 году Галина Алексеевна навсегда закончила карьеру бортпроводницы. Фото: личный архив.

В 1976 году Галина Алексеевна навсегда закончила карьеру бортпроводницы. Фото: личный архив.

Люди падали из салона

Ужасающая картина, развернувшаяся на месте авиакатастрофы, четко отложилась и в памяти Анатолия Засядко - одного из выживших пассажиров. При этом, профессор иркутского политеха попал в число счастливчиков, которые не получили при крушении ни единой травмы.

Молодой преподаватель политеха отправился в командировку в Ленинград, когда едва не погиб в авиакатастрофе. Фото: личный архив Анатолия Засядко.

Молодой преподаватель политеха отправился в командировку в Ленинград, когда едва не погиб в авиакатастрофе. Фото: личный архив Анатолия Засядко.

- На тот момент мне было около 30 лет. Женой и детьми обзавестись не успел - все свое время посвящал научной работе, - вспоминает кандидат технических наук, ныне бывший профессор НИ ИРНИТУ. – Как раз-таки из-за работы в те годы часто приходилось летать в другие города. В тот раз была запланирована командировка в Ленинград. В путь собирались вместе с другом. Вообще этим рейсом мы не должны были лететь – перед нами раскупили все билеты. Но помогла старая знакомая из Центрального агентства воздушных сообщений. К тому же, пилотом самолета оказался мой студент. Он обещал посадить нас на борт даже при отсутствии мест.

Мужчина не получил при крушении самолета ни одной травмы.

Мужчина не получил при крушении самолета ни одной травмы.

В итоге мужчинам достались сидения в 17 ряду – практически в конце салона. Анатолий прекрасно помнит, как авиалайнер практически сразу после взлета «задрал» левое крыло. На счастье мужчины, в момент столкновения с землей он был пристегнут.

- Когда фюзеляж разрушился, наши с другом кресла будто подъехали к разлому, который образовался в обшивке. Силой инерции нас вытолкнуло наружу, ремни сорвало, но мы так и остались сидеть в креслах. Когда мы выбрались из них, самолет был похож на руины: фюзеляж разрушен, одно шасси и крыло оторвало, двигатель дымился. Мы поторопились убежать оттуда, так как боялись взрыва. В этот момент я увидел, что некоторые люди лежали далеко от самого самолета, то есть они выпали из салона во время разгерметизации.

По словам ученого, в течение нескольких минут на место подоспели экстренные службы и автобусы, на которых эвакуировали уцелевших, чтобы передать их врачам скорой помощи.

- Несмотря на то, что я ни на что не жаловался, меня, как и остальных, отправили в больницу, - говорит Анатолий Засядко. – Ехать домой было запрещено. Врачи объясняли, что некоторые травмы могут вскрыться намного позже. Так, еще один профессор политеха, в прошлом фронтовик, отпросился у медиков и вскоре умер в собственном кресле. Скорее всего, пережитое обострило полученные им во время войны ранения. При этом, выглядел и чувствовал он себя нормально.

Похоронили «живьем»

На машине скорой в больницу доставили и Галину Ушакову. Врачи сделали все, чтобы бортпроводник выжила. Однако, в это время муж и родственники ее оплакивали. Им сообщили, что женщина погибла.

- Получилось так, что я дала свое пальто, чтобы укрыть другую стюардессу, - продолжает вспоминать сибирячка. – Ее погрузили также в машину скорой, но по дороге автомобиль попал в аварию. Все, кто был внутри, погибли. Опознали эту стюардессу по моему именному пропуску, который был в кармане того самого пальто. Мне по ошибке даже могилу вырыли! Рядом с другими членами экипажа.

Крушение Ту-104 9 февраля 1976 года унесло 24 жизни, в том числе девять членов экипажа: командир, второй пилот, штурман, штурман-стажёр, бортмеханик, бортрадист, бортпроводник-инструктор, бортпроводница и бортпроводник. Их похоронили на Радищевском кладбище.

- В салоне в качестве пассажира сидел и техник, работавший в нашем аэропорту. Ему нужно было за какими-то деталями в Алма-Ату. Он решил с нами долететь до Новосибирска и там пересесть на другой рейс, но погиб, - говорит Галина Алексеевна.

Жизнь после авиакатастрофы

Спустя три месяца лечения и еще трех лет восстановления женщина смогла вернуться к нормальной жизни. Однако, больше в небо не поднималась и ушла на покой в виду состояния здоровья. Теперь ее главная радость – внуки, а также друзья и коллеги.

Галина Ушакова после выписки из больницы с сыном. На голове у женщины парик после травмы головы, а на шее - бандаж. Фото: личный архив.

Галина Ушакова после выписки из больницы с сыном. На голове у женщины парик после травмы головы, а на шее - бандаж. Фото: личный архив.

Помимо страшной авиакатастрофы бывшая стюардесса пережила смерть мужа и гибель сына, который тоже был летчиком. Однако, его жизнь оборвалась из-за несчастного случая, не связанного с профессией. 17 января 2024 года Галина Ушакова принимала поздравления с очередными именинами, а 9 февраля отмечала день, когда «родилась» во второй раз.

Преподаватель Анатолий Засядко продолжил работу в вузе, а спустя несколько лет женился на школьной подруге. У пары родились сын и дочь. Сегодня мужчина полностью посвящает себя семье. К слову, свое счастливое спасение считает лишь совпадением и называет себя материалистом.

Анатолий Алексеевич всю жизнь проработал преподавателем. Фото: личный архив и архив ИРНИТУ.

Анатолий Алексеевич всю жизнь проработал преподавателем. Фото: личный архив и архив ИРНИТУ.

Что же касается друга, который летел вместе с Анатолием тем злополучным рейсом, его жизнь также сложилась наилучшим образом. Спустя несколько лет он стал ректором одного из университетов Читы. Но до наших дней, к сожалению, не дожил нескольких лет. Всего 9 февраля 1976 года выжили 90 человек.

Официальная версия

Что же 48 лет назад стало причиной трагедии в небе над Иркутском? Основная версия, рассматриваемая экспертами, это ошибка при заправке. Топливо было залито несимметрично, что и вызвало крен. Также в Министерстве авиационной промышленности СССР пришли к выводу, что пилоты допустили ряд ошибок и не сумели быстро принять верные решения в экстренной ситуации. Вместе с этим, именно благодаря экипажу раненные пассажиры не погибли при пожаре или взрыве – вовремя были перекрыты пожарные краны и отключена топливная система.

В ПАМЯТЬ О КОЛЛЕГАХ

От выжившей бортпроводницы Галины Ушаковой:

А вы, мои друзья последнего полета*!

Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.

Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,

А крикнуть на весь мир все ваши имена!

*призыва - в оригинальном прочтении стихотворения Анны Ахматовой.

НИКТО НЕ ЗАБЫТ

Всех поименно назвала Галина Ушакова:

Погибшие члены экипажа Ту-104А (201-й лётный отряд)

командир воздушного судна — Иван Николаевич Свистунов;

второй пилот — Анатолий Федорович Графенков;

штурман — Юрий Михайлович Красноярцев;

штурман-стажёр — Владимир Николаевич Дубровский;

бортмеханик — Николай Ефимович Коншин;

бортрадист — Герман Владимирович Фирстов;

бортпроводник-инструктор — Ариада Леонидовна Шабалина;

бортпроводница — Нина Владимировна Аксаментова;

бортпроводник — Александр Иванович Сурков.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Самый кровавый теракт СССР: как несостоявшийся дипломат, пытаясь улететь в Китай, забрал с собой на тот свет 80 человек. (Подробности)

«Это божье вмешательство»: как спустя 30 лет сложилась судьба семьи, чудом выжившей в авиакатастрофе под Иркутском. (Подробности)

«Огромный хвост самолета лежал на пятиэтажке»: 26 лет назад в Иркутске произошла авиакатастрофа, где погибли 72 человека. (Подробности)

К ЧИТАТЕЛЯМ

У вас есть история, которой Вы хотите поделиться?

Вы стали свидетелем интересного события?

Расскажите её нашим журналистам, пришлите фото и видео:

Viber/WhatsApp/Telegram: +7-952-636-47-73

Тел.: (3952)20-80-08

Узнавайте новости первыми: подпишитесь на наш телеграм, группы ВК и Одноклассниках

Хотите больше историй и видео? Подпишитесь на наш дзен-канал