Премия Рунета-2020
Иркутск
+10°
Boom metrics
Происшествия27 декабря 2013 8:50

Версия: причиной авиакатастрофы Ан-12 под Иркутском могла стать попытка пилота «поднырнуть под туман»

Но облачность оказалась слишком плотной и низкой [фото, видео, аудио,эксклюзивные подробности]

За три дня до Нового года в Иркутской области объявлен День траура по погибшим 26 декабря в авиакатастрофе транспортного Ан-12. Самолет, на борту которого находилось полторы тонны запчастей для сборки истребителей на местном авиазаводе, рухнул в 700 метрах от взлетно-посадочной полосы аэродрома. Погибли все находившиеся на борту, девять сотрудников предприятия – летчики и инженеры. Они возвращались из Новосибирска, и все они очень спешили домой, к уже наряженным женами и детьми елкам….

Микрорайон авиастроителей, узнав о трагедии, напряженно затих… Шестнадцать лет назад, 6 декабря 1997 года здесь упал грузовой «Руслан». Крылом он снес часть дома по улице Гражданской, 45. Погибли 70 человек. Сейчас на этом месте храм. И вдруг такое. И снова декабрь. И снова густой морозный туман. Именно его здесь винят в произошедшем.

Что касается официальных предварительных версий трагедии, то их, как обычно, три: отказ техники, плохие метеоусловия и ошибка пилота. Они назывались уже накануне, сразу после сообщения о трагедии. А 27 декабря их подтвердил официальный представитель СКР Владимир Маркин.

«Конечно, окончательные выводы о причинах катастрофы должна делать комиссия с учетом всех факторов. Но вечером 26 декабря над Иркутском стоял туман. И летчики, это вполне очевидно, решили «поднырнуть» под него, - говорит генерал-майор авиации в отставке, профессор МГТУ ГА Александр Барсуков. – Тем более. аэродром они знали отлично, летали давно, садились здесь как минимум пару раз в неделю много лет. Вот и пошли на рисковый маневр. Но…облачность оказалась слишком низкой и плотной. Поэтому самолет и задел здание склада.»

В пользу этой версии говорят и сообщения местных жителей, которые рассказывали корреспондентам «КП», что не слышали ни взрыва, ни грохота. Не видели они и огня – до тех самых пор, пока упавший самолет не начал гореть….Решение о приземлении принимает командир самолета на основании данных диспетчера. Вот этот последний разговор экипажа.

Летчик: "Добрый вечер от экипажа, рассчитываем прибытие к вам через полсотни пять минут, прошу фактическую погоду".

Диспетчер: "Посадочная будет 140, ветер 260 градусов один метр, видимость 4700 - дымка, минус 26, давление 738, полоса чистая, сухая".

Далее появляются помехи и запись прерывается. Диспетчеры вызвали спасателей. Экипаж АН-12 запросил помощь.

"Наземная команда будет двигаться в сторону Батарейной... код желтый... вызывает дополнительно три бригады "скорой"... вижу огонь, зарево"

Родственники ждали пилотов дома. Не дождавшись, стали набирать сотовые. А им уже сообщали страшную весть – самолет рухнул, без шансов. От Иркутска-2, городка авиастроителей, до Батарейной на такси полчаса. Жены погибших домчались до места трагедии минут за двадцать. Психологи пытались их успокоить, а они рвались вслед за «Скорыми»…

- Я лично хорошо знал Валеру Шарогородского и Пашу Ерофеева, - вспоминает их бывший коллега, старший бортинженер Сергей Степаненко. - Пилоты от бога! А еще знал техника Алешу Трунина. Тоже, между прочим, опытный парень. Я не верю, что в катастрофе виноват экипаж.

Сергей Степаненко проработал бок о бок с ними около 20 лет. Валерий и Павел были пилотами последние лет 16.

- Сам я знаком с пятью типами самолетов, - продолжает Сергей Степаненко. – Ан-12 - машина надежная. Такие у нас уже долгое время эксплуатируются и это на моей памяти первый случай с гибелью экипажа за те 50 лет, которые я провел на авиазаводе. Но что поделать? От отказов техники никто не застрахован. Пилоты опытные, погода в день авиакатастрофы стояла благоприятная. Они заходили с курсом 140 с Батарейной… Скорее всего, именно неожиданный отказ техники и погубил ребят, хотя причина может быть и в другом.

А вот гибель пилотов военной авиации Сергей Степаненко помнит хорошо. В 70-х годах на том же аэродроме во время взлета разбился один из двух истребителей. Он попал в спутную струю от ведущего, и пилот не смог выправить машину. Экипаж катапультировался, но неудачно. А до этого, в конце 60-х годов, летчик разбился уже при заходе на посадку. Он, как и Ан-12, врезался в склады.

- Дело даже не в складах! – заверяет Сергей Степаненко. – Кто-то может подумать, что они неудачно расположены… Сам аэродром неудачно расположен! Но что теперь сделаешь? Стоит он с 32-го года. Тогда это место было далекой окраиной Иркутска. Город разросся и завод оказался в его черте. Теперь приходится как-то с этим мириться.

Какими они были…

Экипаж, погибший под Иркутском, в самом деле был очень опытным, полетам каждый из летчиков отдал десятки лет. Самому молодому, бортоператору Александру Леваковскому -29. Добродушный, весёлый парень, как отзываются о нем друзья. У него остались жена и маленький сынишка.

Мы дозвонились до матери Александра. Женщина плачет и до сих пор не может поверить, что ее Саши больше нет.

"Мне тяжело сейчас не то, что говорить, но даже думать об этом. Тело моего сына ведь еще не найдено".

Нам удалось связаться и с бывшим коллегой погибшего Игоря Фурсова, инженера по авиационному и радиолокационному оборудованию разбившегося Ан-12. О трагедии он узнал буквально сразу, как только нашли обломки разбившегося самолета.

"Я Игоря очень хорошо знал", - сдерживает эмоции Михаил Болдаков. – "В начале 80-х мы вместе работали в иркутском объединенном отряде. Он пришел туда сразу после окончания киевского летного училища. Уже позже, когда отряд распался, мы разошлись по разным авиакомпаниям."

Но летчики по-прежнему часто встречались, дружили семьями. Михаил прекрасно знал, на каких бортах летает Игорь. Поэтому, узнав о катастрофе, сразу стал набирать его на сотовом. Но…абонент был недоступен.

"Про Игоря могу сказать только одно – он был суперпрофессионалом, много лет проработал в авиации и ей по-настоящему «болел». Даже в свободное от полетов время собирал модельки самолетов. Год назад ему предложили поменять место работы - уйти на высокую должность и работать с новым оборудованием. Однако, он просто не смог уйти. О своей семье он особо не распространялся, знаю, что у него есть жена и сын, женился он довольно поздно".

- До сих пор поверить не могу, что это произошло с моими друзьями, - пилот иркутского авиазавода Валерий Панькин едва сдерживает эмоции. – В этой катастрофе погибли настоящие мужчины. А Валера Шарогородский – был моим лучшим другом. Его я знаю еще с 2000 года, тогда он пришел работать на завод. Мы сразу поняли, что у нас много общего – общие темы для разговоров, общие увлечения. Часами могли обсуждать разные рецепты, как лучше мясо приготовить, или как правильно посолить помидоры, а еще рыбачили вместе. На моей свадьбе в 2002 году Валерий и его супруга Нина были свидетелями, с тех самых пор мы дружим семьями. Недавно они купили дом в Максимовщине, начали его обустраивать. Валера все строил своими руками, хотел сделать свой дом уютней, чтобы можно было приглашать гостей. Но… не успел. Мы виделись с ним пару недель назад, он говорил, что Новый год хочет отпраздновать с Ниной. Перед полетом в Новосибирск она, как всегда, проводила его с завода. Поцеловала на прощание и сказала: «Возвращайся скорее».

Еще один сотрудник авиазавода, чью жизнь унесла авиакатастрофа – 51-летний штурман Сергей Абросимов. Для коллег он был душой компании.

"Всегда веселый, всегда с улыбкой, - вспоминает Валерий Панькин. " Мы точно знали, если на праздник идет Серега, значит будет весело".

Он был заядлым охотником. Любил провести время на природе, среди таежных просторов. На новогодние праздники он также собирался на пару дней уехать в лес, чтобы в тиши отдохнуть от городской суеты и командировок.

Супруга Сергея Светлана, на которой он женился еще в студенчестве, тяжело переживает эту трагедию. До последнего она отказывалась верить в то, что ее муж погиб. У штурмана осталось двое детей – сын и дочь.

В Иркутск сейчас, одна из Китая, другая из Москвы летят дочери бортмеханика Сейжана Махмутова. Мы поговорили с Гулей, живущей сейчас в китайском Гуанчжоу.

- Как узнали о трагедии?

- Мы как раз в тот момент разговаривали с мамой по скайпу. Она вдруг сказала: «Подожди, что-то произошло…». Она все это время сидела в Интернете, и наткнулась на новость о крушении самолета. Конечно, она прервала разговор. Я тоже начала просматривать ленты. Когда я увидела, что разбился Ан-12, сразу поняла, какой это экипаж… Самолетов Ан-12 вообще не так много, а принадлежащих иркутскому авиазаводу тем более…

- Накануне вылета отец звонил?

- Да. Он перед каждым вылетом звонил маме, так и в этот раз. Настроение было хорошее. Все было, как обычно…

Сестры собирались встретить праздник в Китае. Теперь увидятся в Иркутске. Но праздника не будет. Вообще. Уже есть горе.

А В ЭТО ВРЕМЯ

«Комсомолке» удалось связаться с бывшим сотрудником авиазавода, которые сейчас находятся на пенсии. Он уверяет, что за штурвалом разбившегося самолета были очень опытные пилоты, работали вместе более 20 лет. Так что ошибиться им было трудно. А вот авиакатастрофы на Батарейной уже были, просто о них в советское время говорили мало.

"Проходили испытания два истребителя. Один из них попал в спутную струю от другого самолета и рухнул как раз в районе тех самых военных складов, на которые сейчас и упал Ан-12. Два пилота катапультировались, но неудачно: один разбился о дерево, другой – о землю", - говорит бывший бортмеханик Сергей Степаненко.

Впрочем, это как раз немудрено и к мистике никакого отношения не имеет – рядом взлетка оборонного авиазавода.

КСТАТИ

Черные ящики уже обнаружены. Их расшифровка поставит все точки над I. Следствие уже начало проверки. Родным погибших обещана помощь от правительства Иркутской области на сумму 1 млн. рублей.

КОНКРЕТНО

Список погибших

Фурсов Игорь — ведущий инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию,

Себекин Павел — бортрадист,

Леваковский Александр — бортоператор,

Ерофеев Павел — командир,

Шаргородский Валерий — командир,

Махмутов Сейтжан — бортмеханик,

Абросимов Сергей — штурман,

Яковлев Александр — авиатехник по радиооборудованию,

Трунин Олег - авиатехник по планеру и двигателям

Он-лайн трансляция, посвященная катастрофе транспортного Ан-12 под Иркутском:

Самолет не дотянул до взлетной полосы 700 метров

Новые подробности трагедии

Нашли тела всех девяти погибших на месте крушения самолета Ан-12 в Иркутске

На месте крушения самолета Ан-12 в Иркутске нашли тела еще четверых погибших, а также два бортовых самописца. Читайте далее.