Премия Рунета-2020
Иркутск
+8°
Boom metrics
Общество15 декабря 2014 3:34

Последнее интервью фантаста Михаила Успенского иркутской «Комсомолке»: «Очень жаль, если главная книга моей жизни так и не будет написана»

Для писателя наш город был родным. Здесь он провел студенческие годы - учился на факультете журналистики ИГУ [фото]
Источник:kp.ru
Последнее интервью фантаста Михаила Успенского иркутской «Комсомолке»:  «Очень жаль, если главная книга моей жизни так и не будет написана»

Последнее интервью фантаста Михаила Успенского иркутской «Комсомолке»: «Очень жаль, если главная книга моей жизни так и не будет написана»

Фото: ПЫХАЛОВА Юлия (архив)

Корреспонденты «Комсомолки» встретились с Михаилом Успенским в прошлом году в день его рождения. В наш город он приезжал в Иркутск вместе с коллегами по писательскому цеху Леонидом Кагановым и Сергеем Лукьяненко. Фантасты посетили фестиваль робототехники «Робосиб-2013» и приняли участие в поэтическом слэме (состязание поэтов, - прим. автора).

- Михаил Глебович, вы окончили университет в 1978 году, насколько сильно изменился город вашего студенчества?

- Честно сказать, у меня не было времени, чтобы как следует осмотреть Иркутск - только из окна машины. Приятно видеть, что мое общежитие на улице 25 Октября еще на месте. Сколько воспоминаний с ним связано… Отличная была пора. Порадовал 130-й квартал. Помню, когда я учился на журфаке, место это было на редкость нищенским и грязным. Сюда со всего города ходили сдавать бутылки. Очень приятно через столько лет видеть, что вместо грязи и упадка здесь наконец-то разумная жизнь.

- Расскажите о своем студенчестве, помните ли Вы преподавателей?

- Своим преподавателям я до сих пор благодарен. Хочу сказать спасибо Леониду Степановичу Любимову - многому у него научился. Знаю, что он до сих пор работает, и я этому очень рад. Спасибо скажу и Семену Моисеевичу Бройде - он был журналистом, что называется старой закалки, работал в «Огоньке» и еще в старой «Комсомолке». Такого уровня мастера нас учили основам журналистики. Они хотели, чтобы мы усвоили в первую очередь одно правило: в прессе личность никого не интересует, писать нужно как можно более точно, ярко, а что ты по этому поводу думаешь - это сугубо твое дело. И это правильно. Ведь журналист в то время должен был быть партийным, идейным.

Михаил Успенский встретил свой 63-й день рождения в Иркутске. Фото: Сергей КУПРЯКОВ

Михаил Успенский встретил свой 63-й день рождения в Иркутске. Фото: Сергей КУПРЯКОВ

- В Иркутске Вы выступили в поэтическом слэме. Как оцениваете уровень наших стихотворцев?

- Вы знаете, 45 лет назад поэтов в Иркутске было не меньше. Вместе с ними мы давали выступления в соседних городах - Черемхове, Усолье, Ангарске. Спросите о них сегодня - этих лириков теперь никто и не вспомнит, и также лет через 40 вряд ли кто-нибудь будет знать тех поэтов, которые выступали на нынешнем слэме. Но проводить такие состязания необходимо, потому что только на этой почве может взрасти одно дарование, которое оправдает общие старания. Ведь по-другому в литературе не бывает: чтобы появился гений, должно уйти в безвестность десять тысяч графоманов, средних поэтов и даже, к сожалению, очень хороших. Здорово, что в Иркутске сохраняется творческая среда.

- Какое произведение вы могли бы назвать творением всех времен и народов?

- «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле. С этим произведением меня познакомила Лидия Андреевна Азьмуко - она преподавала на факультете зарубежную литературу. Я настолько сильно был впечатлен этой книжкой, что даже посвятил ей свою - «Белый хрен в конопляном поле» называется. А «Дон Кихота», кстати, я так до конца и не дочитал. Ведь настоящие книги хватают за душу с первых строк. Так, например, в 1968 году я впервые открыл «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсия Маркеса - и замер от восхищения. Только послушайте, как это звучит: «Пройдет много лет, и полковник Аурелиано Буэндиа, стоя у стены в ожидании расстрела, вспомнит тот далекий вечер, когда отец взял его с собой посмотреть на лед». Таких книг немного, но они, к счастью, есть.

- А свое главное произведение вы уже написали?

- Нет, и как скоро это произойдет, предсказать невозможно. Думаю, должен появиться роман, который сможет объяснить многие жизненные вещи. Очень жаль, если этого не состоится.

В минувшую субботу, 13 декабря в Красноярске на 65 году жизни Михаил Успенский скончался. Родные пояснили, что писатель страдал высоким давлением и сердечной недостаточностью. Редакция «Комсомольской правды» выражает соболезнования близким Михаила Успенского