У Петра Гоголева, жителя поселка Сангар Кобяйского района Якутии, четверо детей - три сына и младшая дочь. Глава семейства - дизелист на местной электростанции, его жена - секретарь в Центральной районной больнице. Семья по нынешним меркам большая и небогатая. В поселке о самих супругах Гоголевых, а особенно, об отце, отзываются неплохо, а вот о детях... мол, везде нос свой суют, да еще и в воровстве замешаны.
Старший Димка первый прославил семейство - уже в начальной школе начал воровать. То ручку у одноклассников стащит, то еще что-нибудь. Со временем мальчишка вошел во вкус и стал воровать по-крупному. Да еще и младших братьев в это дело втянул! Так втроем они и вытаскивали деньги у работников администрации, залазили в магазины. Родители за детьми совсем не следили.
- Ладно, Петр, он все время между двух работ разрывался, - возмущается соседка Любовь Павлуцкая. - Но мать-то куда смотрела?! Ей скажешь, что парнишки ворами растут, а она в ответ: "А вы видели? А вы за руку поймали?". Ну как разговаривать с такой женщиной?
По словам соседей, хозяйка дома Ираида Анатольевна - женщина очень странная. Практически ни с кем в поселке она не общается, в доме постоянный бардак, старые простыни. Своих мальчишек женщина избаловала - те то и дело теряют мобильники, а она им каждый раз новые покупает. Больше всех жалеет средненького Алешку, постоянно прикрывает его перед строгим отцом.
Лешка частенько причинял родителям кучу неприятностей. Вслед за братом начал с воровства, а потом и вовсе пустился во все тяжкие - постоянно убегал из дома, прогуливал уроки, ночевал неизвестно где, неделями дома не появлялся. Справиться с ним не мог даже отец. Петр пытался вразумить, уговорить отпрыска. Все без толку. 12-летний мальчишка гнул свое.
- Убежит и неделями носа не кажет, - продолжает Любовь Павловна. - Тут поживет, там поживет. Дружки его еду ему приносят, прячут. А отец в это время бегает по поселку в поисках негодника. Бывает даже, пока отец на работе, прибежит Лешка домой, поест и опять только его и видели. А начнешь его журить - он улыбается да плечами пожимает.
Немало хлопот доставлял Лешка Гоголев и школьным учителям - учился плохо, уроки постоянно прогуливал, грубил одноклассникам и педагогам. Никак не могли найти на него управу.
- Он в классе практически ни с кем не общался, - рассказала "КП" замдиректора по воспитательной работе Сангарской средней школы 1 Светлана Кузенко. - Все как-то больше с братьями своими ходил. В 8 классе учебу совсем забросил, домашние задания не выполнял, уроки не посещал. Однажды он целых две недели в школу не ходил. А когда пришел, мы ахнули: на парне не было живого места!
Дом Гоголевых. Фото предоставлено администрацией п. Сангар.
У отца сдали нервы
Впервые сильно избитым Алексей пришел в школу весной 2010 года - у парня все лицо и шея были в синяках и кровоподтеках. Учителя ожидали чего угодно, но только не того, что ребенка избил собственный отец. Просто он устал бороться со строптивым сыночком, нервы мужика сдали, и он пустил в ход кулаки. Учителя тут же обратились в милицию. В дело вмешалась прокуратура. После тщательной проверки на Петра Гоголева завели сразу два уголовных дела - за истязания и неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего сына.
- Выяснилось, что целых четыре года, с июля 2007-го по июль 2010-го, отец истязал ребенка, - пояснил "КП" прокурор Кобяйского района республики Саха (Якутия) Андрей Васильев. - Он систематически избивал его, приковывал металлической цепью к стене, чтоб тот не убегал со двора. А как-то схватил сына за руки и приложил его ладони к раскаленной металлической печке. Отец семейства не стал отрицать вины - он объяснил, что других методов воспитания сын просто не понимает.
Незадолго до нового года состоялся суд. Приговором Кобяйского районного суда Петр Гоголев осужден к 5 годам лишения свободы. Но с учетом смягчающих обстоятельств - у него малолетние дети, он признал вину и раскаялся - наказание назначено условно с испытательным сроком на 3 года.
Односельчане говорят, что теперь Лешка еще больше распоясался. Занятия в вечерней школе посещает редко, дома по хозяйству не помогает, а отца и вовсе не слушает.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА Людмила СВИСТУНОВА, психолог,руководитель кризисного центра помощи женщине, семье, ребенку, находящимся в ситуации насилия г. Иркутска: - Порядок рождения детей в семье имеет очень большое значение для всей их дальнейшей жизни. В этой семье мальчик, которого бил отец, - средний сын. Как правило, такие дети не дополучают родительской любви и заботы. Сначала больше любят старшего, потом - младшего. А среднему достается меньше всех. Обделенный родительской лаской, он пытается привлечь к себе внимание всеми известными ему способами, начинает хулиганить. А отец и мать, вместо того, чтобы понять ребенка, применяют силу: один бьет, второй молчаливо все это принимает. В этой семье родители просто не умеют быть родителями и любить своих детей. Они не умеют общаться с ними. К сожалению, таких семей в России большинство. И даже те дети, кого не бьют физически, часто страдают от эмоционального насилия - отвержения матерью и отцом. Те, кто наблюдают, как бьют других, получают психологическую травму на всю жизнь.
Поселок Сангар. Фото с сайта live-sangar.ru